на главную
ПСТГУ
 
Регистрация
Забыли пароль?

Сведения об образовательной организации Во исполнение постановления Правительства РФ № 582 от 10 июля 2013 года, Приказа Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 29 мая 2014 г. № 785

XVII Ежегодная богословская конференция ПСТГУ
Круглый стол "Добродетель как путь становления личности"

В Круглом столе приняли участие – Иеромонах Киприан (Ященко), канд.пед.наук, декан Педагогического факультета ПСТГУ; академик РАО Слободчиков В.И.; иерей Вадим Леонов, кандидат богословия, преподаватель ПСТГУ; иерей Геннадий Егоров, декан факультета дополнительного образования ПСТГУ; Мошкова И.Н., канд.псих.наук, директор Православного Центра «Семейное благо»; монах Харитон (Евстигнеев), преподаватель Московской духовной семинарии; Тодоровская И.А., канд. псих.наук, доцент Самарского Государственного Педуниверситета и Самарской духовной семинарии; Малашкина Е.С. канд. псих.наук, доцент; Шафажинская Н.Е., канд. псих.наук, доцент ПСТГУ; Склярова Т.В., канд.пед.наук, доцент ПСТГУ; Андросова Л.И., канд.филос. наук, зам. декана Педагогического факультета ПСТГУ.

Ведущий Круглого стола иерей Вадим Леонов предложил собравшимся обсудить проблему возможности использования понятия «добродетель» в современной гуманитарной научной среде. Были поставлены два основных вопроса – следует ли интегрировать христианское учение о добродетели в гуманитарное знание и, если «Да», то как?
Первым выступил иеромонах Киприан (Ященко). Он осветил основные положения святоотеческого учения о добродетели, привел классификацию добродетелей – природные (наследованные предрасположенности), приобретённые и харизматические (сверхъестественные). Опираясь на учение Иоанна Кассиана Римлянина, иеромонах Киприан назвал главные христианские добродетели – воздержание, целомудрие, нестяжание, терпение, радость, упование на Бога, смирение, любовь.

Академик РАО В.И.Слободчиков определил цель современных гуманитарных практик как развитие человеческого в человеке и задал присутствующим вопрос «А может ли быть добродетель целью воспитания?».
Иерей Вадим Леонов сказал, что добродетель – это реальность человеческой жизни и факт её бытия нельзя игнорировать. Добродетель, по его мнению, можно рассматривать как состояние и поступок человека. И.Н.Мошкова отметила, что проблематика круглого стола актуальна в практической деятельности православных психологов, которые в своей профессиональной деятельности стремятся помочь человеку жить благоверно и благочестиво.

Доценты, преподаватели психологии И.А.Тодоровская, Е.С.Малашкина, Н.Е.Шафажинская в своих выступлениях обосновывали необходимость и благотворность введения христианских понятий добродетели, а также греха в современный образовательный процесс. На примерах проведённых собственных психологических исследований они показали, насколько эффективны программы духовно-нравственного образования и воспитания, как в средней, так и в высшей школе.

Однако серьёзной проблемой в настоящее время является проблема неразработанности психолого-педагогических методик диагностики уровня развития добродетельных качеств личности. Е.С.Малашкина предложила развести понятия «добродетель» и «доброделание». Т.В.Склярова подчеркнула, что необходимость введения категории добродетели продиктована насущной потребностью в наличии положительных образов в культурно-образовательном пространстве.

Подводя итоги круглого стола, иеромонах Киприан назвал четыре основных проблемы, которые проявились в процессе дискуссии –
1. отсутствие научно-диагностического инструментария в процессе духовно-нравственного воспитания
2. отсутствие рефлексии светских представлений о добродетели
3. субъективные трудности для неверующих учёных оперировать постулатами, предполагающими веру в Бога
4. трудности перевода на язык науки и социальной практики богословских терминов.

Участники круглого стола пришли к выводу о том, что решение сформулированных проблем возможно совместными усилиями богословия, психологии и педагогики и назвали ряд наиболее актуальных тем для научного исследования.