на главную
ПСТГУ
 
Регистрация
Забыли пароль?

Сведения об образовательной организации Во исполнение постановления Правительства РФ № 582 от 10 июля 2013 года, Приказа Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 29 мая 2014 г. № 785

XVIII Ежегодная богословская конференция ПСТГУ Скачать программу
Секция Церковных художеств
Работа секции Церковных художеств во время Ежегодной Богословской конференции ПСТГУ 2008 года продолжалась 4 дня, с 23 по 26 января. Заседания проходили в актовом зале 1-го Гуманитарного корпуса МГУ с 11.00. ежедневно. Всего было заслушано 36 докладов, хотя было запланировано больше, но некоторые докладчики по болезни и другим причинам прибыть не смогли.
В первый день работы секции декан ФЦХ прот. Александр Салтыков открыл заседание вступительным словом о научных и издательских проектах кафедры Истории и теории христианского искусства, осуществленных к 15-летнему юбилею ПСТГУ. Это фундаментальный труд В.Д. Сарабьянова и Э.С. Смирновой «История древнерусской живописи», получившая гриф Министерства образования в качестве учебного пособия, каталог лучших работ факультета «Искусство Церкви», 10-й том ежегодного сборника научных статей «Искусство христианского мира», а также плод трудов научного отдела «Компьютерная база данных по иконографии восточнохристианского искусства» - серия дисков «Азбука иконописца».

Затем последовали доклады зав. кафедрой ИТХИ свящ. Стефана Ванеяна и его аспирантки Екатерины Зайцевой о современной западной теологии образа и доклад проф. МГУ Э.С. Смирновой о постоянно возрастающем в настоящее время всестороннем интересе к русской иконе на Западе. Утреннее заседание завершил доклад зав. кафедрой Иконописи Е.Д. Шеко об особенностях творческого процесса иконописания.

Доклады дневного заседания начались по хронологии тематики с раннехристианского искусства Миланской школы (Е.Ю. Ендольцева, СПбГУ), пещерных монастырей Крыма (Т.М. Фадеева, ИНИОН), символического образа и скульптуры армянского храма Звартноц (З.А. Акопян, Ереванский ГУ) и архитектурного керамического декора эпохи Первого Болгарского царства (А.А. Воронова, ПСТГУ).

Второй день работы секции открыл доклад директора Вышгородского историко-культурного музея-заповедника И.В. Пироженко о древнейшем уникальном памятнике Киевской Руси – церкви Бориса и Глеба в Вышгороде и проблемах ее реконструкции. Далее последовали доклады научных сотрудников Государственного Эрмитажа д.иск. В.Н. Залесской и В.С. Большаковой о памятниках византийского искусства в собрании этого музея: новооткрытых бронзовых иконах X – XI вв. и известном костяном триптихе «Сорок мучеников Севастийских». Ведущий научный сотрудник древнерусского отдела Государственного Русского музея к.иск. С.М. Бухман представила свое исследование об истоках иконографии, символике и стиле резьбы порталов Дмитриевского собора во Владимире, а художник-реставратор высшей категории, доцент кафедры ИТХИ к.иск. В.Д. Сарабьянов – сообщение о своих новых реставрационных открытиях в Спасской церкви Евфросиниева монастыря в Полоцке, а именно об образах преподобных в росписях этого храма.

Дневное заседание началось с доклада М.А. Герасимовой (СПбГУ), посвященного так называемому «строительству по образцу» в сербском церковном зодчестве конца XII – начала XIII вв. Член-корр. Российской Академии Художеств, проф. кафедры ИТХИ, д.иск. А.В. Рындина рассказала о редком сюжете из жития свт. Николая в памятниках живописи XV века: «Исцеление у мощей святого Николая» и его связи с первоначальной редакцией «Хождения на Флорентийский собор».
Ю.Г. Гриднева из Харьковской Государственной Академии дизайна и искусств продолжает серию своих исследований древнерусских вышитых епитрахилей XIII – XVI вв. и их связи с византийской традицией церковного шитья, а выпускница кафедры Церковного шитья ФЦХ этого года и аспирантка ПСТГУ М.В. Юрьева начинает свое изучение истории Успенских плащаниц в России.
Отв. ред. Новгородского Архивного вестника к.иск. А.Н. Трифонова сделала сообщение о своих исследованиях древнейшего памятника русской деревянной резьбы – креста св. Саввы Вишерского, и закончилось заседание информацией ст. преп. кафедры Реставрации ФЦХ Е.А. Сизовой о новой системе искусственной акклиматизации в Софийском соборе Вологды.

Третий день заседаний открыла с.н.с. Музеев Московского Кремля к.иск. Л.А. Щенникова интереснейшим сообщением о вновь обретенной святыне Москвы – иконе-списке Богоматери Владимирской начала XVI века, недавно подаренной президентом В.В. Путиным Святейшему Патриарху Алексию. Было рассказано об открытиях, сделанных во время исследований этой иконы, определении датировки и предполагаемых авторах. Изучающий драгоценный оклад этой святыни д.иск. В.В. Игошев продолжил тему древнерусского прикладного искусства докладом о напрестольных крестах «московского» типа XVI – XVII вв., а н.с. Государственного Русского музея И.Л. Бабуха рассказала об орнаментике новгородских рукописей второй четверти XVI века. Далее научный сотрудник музея-заповедника «Ростовский Кремль» Т.Л. Никитина представила спектр русских памятников монументальной живописи XVII века с иконографией «Великого Входа» и завершил утреннее заседание доклад М.А. Орловой (Орловский ГУ) о новых открытиях деисусных чинов XVI – XVII вв. из иконостасов старообрядческих молелен г. Орла.

Дневное заседание почти полностью было посвящено архитектурной тематике. Оно началось с сообщения с.н.с. музея-заповедника «Коломенское» к.иск. С.И. Барановой о типологии заказа в производстве фасадных изразцов в Москве в XVII веке, и последующим докладом с.н.с. Владимиро-Суздальского музея-заповедника к.иск. Т.П. Тимофеевой об ансамбле Успенского собора во Владимире.
Архитектурная тематика была продолжена член-корр. Российской Академии Архитектуры и строительных наук д.иск. проф. кафедры ИТХИ А.С. Щенковым, который рассказал о фасадном декоре русских храмов конца XVII века.
В свою очередь, тему фасадного декора, но уже в западноевропейском искусстве, поддержала с.н.с. Музеев Московского Кремля к.иск. Ю.Н. Звездина своим сообщением об образах месяцев на фасадах итальянских базилик. Далее н.с. музея-заповедника «Ростовский Кремль» Р.Ф. Алитова сделала доклад о проекте церкви конца XVIII века в Большом Селе Ярославской области, а вед.н.с. Государственного музея истории Санкт-Петербурга, ст.н.с. СПбГУ, священник Александр Берташ рассказал о церковном строительстве в Санкт-Петербургской, Новгородской, Лифляндской и Эстляндской губерниях в середине – конце XIX века. Тему строительства по образцовым проектам архитектора К.А. Тона продолжило сообщение Т.В. Лазаревой (Орловский ГУ) об алтарной преграде Вознесенского собора г. Ельца и завершился третий день работы секции докладом ст. преп. кафедры Реставрации ФЦХ Д.С. Головковой о реставрации местного ряда иконостаса одного из храмов Калужской области.

Четвертый день работы секции состоял из четырех докладов: выпускниц кафедры ИТХИ, н.с. ЦАК МДА Е.Ю. Суворовой о редкой иконографии Богоматери «Бысть чрево Твое Святая Трапеза» и преп. кафедры ИТХИ Г.А. Назаровой о некоторых особенностях копийной иконы «Митрополит Алексий с житием» из музея-заповедника «Коломенское». Также выступила н.с. ЦМИАР Е.Г. Белик, рассказавшая о работе иконописной мастерской Валаамского монастыря в XIX веке, и завершилась работа секции сообщением старейшего педагога ПСТГУ, проф. кафедры Монументального искусства ФЦХ и правнука знаменитого художника А.К. Саврасова, О.Б. Павлова о своей последней работе – фреске «Преображение Господне» для фасада колокольни Новоспасского монастыря в Москве. Эта фреска, как и многие другие работы О.Б. Павлова, выполнена в изобретенной им технике термофосфатной живописи, абсолютно стойкой к атмосферным воздействиям.

В целом заседания секции Церковных художеств прошли на высоком научном уровне, с участием преподавателей ФЦХ, студентов и гостей – коллег из различных музеев и художественных вузов. Была организована продажа изданий ФЦХ ПСТГУ, многие из которых были подарены гостям, постоянным участникам секции и авторам сборника «Искусство христианского мира». Доклады сопровождались показом слайдов на мультимедийном проекторе. Многие доклады вызывали живую дискуссию среди участников, которая продолжалась за чаем в перерывах между заседаниями. Гости и участники конференции многократно выражали благодарность руководству ПСТГУ и организаторам секции Церковных художеств.