на главную
ПСТГУ
 
Регистрация
Забыли пароль?

Сведения об образовательной организации Во исполнение постановления Правительства РФ № 582 от 10 июля 2013 года, Приказа Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 29 мая 2014 г. № 785

XVIII Ежегодная богословская конференция ПСТГУ Скачать программу
Заседание секции церковного пения

23-24 января 2008 г. состоялись заседания Секции церковного пения. На утреннем и дневном заседаниях 23 января выступили 13 докладчиков, 24 января, на утреннем заседании – 6. Завершением работы секции стало выступление исполнительского коллектива – Школы византийского пения при Издательском доме «Святая гора» (рук. В.В. Бояринцев).

Среди выступающих было немало гостей – это приглашенные специалисты из Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Новосибирска, Киева. В работе секции также приняли участие представители московских ВУЗов – преподаватели и аспиранты Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского, Российской академии музыки им. Гнесиных, Московской духовной академии.


Со своими сообщениями на различные темы аудиторию познакомили преподаватели Факультета церковного пения (от кафедры хорового дирижирования – д-р пед. наук, проф. Б.Д. Критский, преп. Н.С. Асмус, Е.Е. Гатовская, Е.Н. Садикова; кафедры регентования – Т.И. Королева; кафедры сольного пения – канд. иск., доц. Ю.М. Кузнецов; кафедры истории и теории музыки – Т.С. Коваленко).


Проблематика, затронутая в докладах, отличалась разнообразием. По традиции большое внимание было уделено вопросам изучения древнерусской певческой традиции на основе материалов рукописей XV-XVII вв. (д-р иск., проф. Санкт-Петербургской консерватории З.В. Гусейнова, аспирантка МГК О.В. Тюрина, студентка СПб ГК Е.И. Свитенкова). Певческому искусству славянских народов посвящался доклад канд. иск., доц. Киевской консерватории Е.Ю. Шевчук («Сербский напев в украино-белорусской традиции»). С опытом воссоздания древнего памятника певческого искусства слушатели соприкоснулись благодаря сообщению монахини Иудифи (Серебряковой) из Екатеринбургского Ново-Тихвинского женского монастыря, представленным ею аудио- и видеоматериалам (тема – «Великий полиелей Мутанский (по Ирмологиону Супрасльского монастыря XVI в.»). Материалы для изучения традиции литургического пения «истинно-православных» христиан странствующих, т.е. старообрядческого согласия продемонстрировала канд. иск., доц. Новосибирской гос. консерватории Т.Г. Казанцева. В обсуждении докладов приняли участие преподаватели факультета - д-р иск., проф. М.В. Богомолова, доц. Е.Б. Резниченко, гость конференции, д-р иск. А.В. Конотоп, другие слушатели.

Предметом рассмотрения на заседаниях секции стали и иные вопросы, в частности, некоторые особенности партесного концерта XVII-XVIII вв. на примере рукописей г. Ярославля (Е.Е. Гатовская), духовные сочинения Михаэля Гайдна и Антона Брукнера (Т.С. Коваленко, А.А. Бибикова), церковно-певческие традиции русской эмиграции в Германии (Е.Н. Садикова), Праге (Н.В. Мелешкова).
Исследовательский интерес выступавших коснулся и персоналий: о работе над изучением музыкального архива диакона Сергия Трубачева рассказала Н. С. Асмус, жизненном пути и творческом наследии иеромонаха Нафанаила (Бачкало) – С.А. Волковинский (МДА).

Проблема музыкального исполнительства была поднята в докладах Б.Д. Критского («Процесс музыкального исполнения как научное исследование»), Ю.М. Кузнецова («Визуальное исследование дирижерской коммуникации»).

Вопросы методики преподавания музыкально-теоретических дисциплин прозвучали в докладе канд. иск., доц. МГК Т.А. Старостиной («О методических традициях Московской консерватории: к проблеме понимания лада»), задачам и методике преподавания регентского мастерства было посвящено выступление Т.И. Королевой.

Большой интерес аудитории и живое участие в обсуждении вызвало сообщение руководителя Школы знаменного пения для отроков Г.Б. Печенкина, сопровождавшееся показом аудио- и видеоматериалов, а также выступление Школы Византийского пения при Издательском доме «Святая гора».