на главную
ПСТГУ
 
Регистрация
Забыли пароль?

Сведения об образовательной организации Во исполнение постановления Правительства РФ № 582 от 10 июля 2013 года, Приказа Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 29 мая 2014 г. № 785

XVIII Ежегодная богословская конференция ПСТГУ Скачать программу
Отчет о заседании секции «История и литература Христианского Востока»

24 января в рамках XVIII Международной богословской конференции состоялось заседание секции «История и литература Христианского Востока» под председательством зав. кафедрой восточных Церквей и восточно-христианской филологии ПСТГУ, прот. Олега Давыденкова.

Утреннее заседание (начало 10–00)

В начале заседания гость конференции, еп. Маркос (Огасенян), глава епархии Гейгаркуника Армянской Церкви, огласил приветствие Католикоса Армянской Церкви Гарегина II по случаю 15-летия ПСТГУ и передал в дар Университету гобелен в изображением кафедрального собора Эчмиадзина.

1. Прот. Олег Давыденков, д.б.н. (Москва, ПСТГУ). Современное состояние Эфиопской Церкви.
Доклад представлял собой демонстрацию фото- и видеоматериалов, сделанных во время 2 посещений Эфиопии (в январе и сентябре 2007 г.) делегацией РПЦ. Просмотр сопровождался комментариями и ответами докладчика на многочисленные вопросы аудитории.

2. Еп. Маркос (Огасенян), глава епархии Гейгаркуника Армянской Церкви. Догматические споры 1-й пол. VI в. и II Двинский Собор 554 г.
В докладе освящалось влияние политической обстановки нач. VI в. и, в частности, политики персидской власти на формирование христологической позиции Армянской Церкви, а также была сделана попытка определить роль, к-рую в этом процессе сыграл II Двинский Собор.

3. Арутюнова-Фидонян В. А., д.и.н. (Москва, ИВИ РАН). Культ божества грозы в Тароне.
В докладе были показаны следы дохристианского почитания трех божеств грозы в области Тарон, являющейся средоточием армянской эпической традиции, и сделано предположение о последующем переносе атрибутов народного бога грозы на христианских святых, в особенности, на св. Иоанна Предтечу, к-рый со временем также превратился в «местного» святого, покровителя Тарона.

4. Смагина Е. Б., к.ф.н. (Москва, ИВ РАН). Христология манихейства.
В докладе был рассмотрен сложный вопрос об изначальном или вторичном докетическом характере манихейской христологии на материале трактатов Мани и ранней антиманихейской литературы.

5. Французов С. А., к.ф.н. (СПбФ ИВ РАН). Толкование Псалтири несторианским иеромонахом Абу-л-Фараждем Абдаллахом ибн ат-Таййибом (по рукописи В 1216 из собрания СПбФ ИВ РАН).
Доклад был посвящен арабскому манускрипту, хранящемуся в богатейшем собрании восточных рукописей в России и содержащему текст и комментарий первых 81 псалма. Вниманию слушателей был предложены замечания по поводу языковых и терминологических особенностей памятника, а также сделана попытка объяснить специфику исторического толкования экзегетом большинства псалмов.

Дневное заседание (начало 14–30)

Выступления докладчиков предварило напутственное обращение доцента В. В. Лебедева, к. ф. н. (Москва, ИСАА при МГУ, ПСТГУ), к студентам отделения восточно-христианской филологии ПСТГУ.

6. Грацианский М. В., доктор философии (Москва, ИВИ РАН). Патриарх Евтихий Александрийский и его «Всеобщая история».
В докладе была рассмотрена биография и литературное творчество одного из первых православных историков, писавших на араб. языке (X в.), а также высказан ряд наблюдений над текстом его основного сочинения, вызывающего прежде всего источниковедческий интерес.

7. Панченко К. А., к.и.н. (Москва, ИСАА при МГУ). Христианские памятники Тао-Кларджети (по материалам полевых наблюдений 2006 г.).
Доклад представлял собой демонстрацию фильма о древнейших памятниках армяно-грузинской церковной архитектуры X в. на территории современной Северо-Восточной Турции (с музыкальным сопровождением и историческим комментарием).

8. Муравьев А. В., к.и.н. (Москва, ИВИ РАН). Психологическая терминология Евагрия Понтийского в первых шести трактатах Исаака Сирина.
В докладе были проанализированы основные психологические термины (как составляющая аскетической терминологии) в начальной части корпуса известнейшего восточносирийского мистика, ставшего святоотеческим авторитетом и в Византии, и на Руси, в сопоставлении с их эквивалентами в греческом и славянском переводах. В качестве психологической модели, породившей данную терминологию, выявлено позднеплатоническое динамическое учение о душе, восходящее к трактату Аристотеля «De anima».