на главную
ПСТГУ
 
Регистрация
Забыли пароль?

Сведения об образовательной организации Во исполнение постановления Правительства РФ № 582 от 10 июля 2013 года, Приказа Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 29 мая 2014 г. № 785

XVIII Ежегодная богословская конференция ПСТГУ Скачать программу
Секция «Литературоведение, текстология, фольклористика»

Заседание секции «Литературоведение, текстология, фольклористика» 24 января 2008 г. было открыто сообщением Т.А. Сарыевой (к.ф.н. МПГУ, ПСТГУ) «Христианские мотивы в русских народных классических балладах», посвященное анализу христианских мотивов в русских народных классических балладах (семейно-бытовых, любовных, социальных и исторических). В балладах эпохи монголо-татарского нашествия докладчицей были обнаружены мотивы стойкости в вере, вплоть до смерти, и мотив религиозно-символической оценки исторических событий. Дан анализ отражения в балладах христианского уклада русской жизни средневековья – государственной, общественной, семейной. Исследованы привнесенные православием мотив христианской кончины (традиционный для военно-бытовых баллад), мотив молитвы и покаяния преступника, мотив религиозной оценки свершившегося преступления.

В выступлении Н.В. Трофимовой (д.ф.н. МПГУ, ПСТГУ) «Особенности изображение персонажей в «Сказании об осаде Троице-Сергиева монастыря» Авраамия Палицына» были затронуты вопросы своеобразия системы образов произведения, обусловленные авторской задачей показать Божественное покровительство защитникам Троице-Сергиева монастыря; проанализированы традиционные и новые приемы характеристики персонажей.

Соикатель кафедры Н.В.ЛауС.В. Галанинская (к.ф.н. МФЮА «Ритмическая организация цикла И.С. Тургенева «Стихотворения в прозе» на уровне содержания текста: Сквозной сюжет цикла как признак жанра») указала на то, что жанр стихотворений в прозе жестко связан с формой цикла. Одним из основных признаков является особый ритм, отличный и от стихотворного, и от прозаического. Такую ритмическую организацию можно проследить на формальном (повторяемость типов строфоидов, сходных тропов, временных форм и т.д.) и содержательном уровне. В рамках доклада прослеживается ритм стихотворений в прозе И.С. Тургенева на уровне содержания (взаимодействие основных тем, проблем, идей) в связи со сквозным сюжетом цикла.

И.Б. Павлова (к.ф.н. ст. науч. сотр. ИМЛИ РАН «Антинигилистические произведения в оценке М.Е. Салтыкова-Щедрина») показала, что Салтыков-Щедрин своими выступлениями о тенденциозных романах Писемского, Клюшникова, Лескова, Гончарова, Достоевского, Тургенева как явлениях общественного и эстетического плана, внес весомый вклад в разработку темы идейных поисков и блужданий молодого поколения 1860-х гг. Сатирик дал оценку идейно-художественным особенностям этих произведений, призывал писателей-современников к всестороннему анализу нарождающихся в переходный период социальных явлений и типов.

к.ф.н Т.Л. Воронин отвечает на вопросыО.Н. Скляров (к.ф.н. ПСТГУ «Оппозиция романтическое – современное в ранних «Записях» Л.Я. Гинзбург») рассматривает «Записи» 1920-1931 гг. как целостное литературное единство, как «метатекст» с жесткой структурой повторяющихся мотивов и образов. Один из сквозных мотивов «Записей» – полемика с романтизмом, точнее с романтическим типом сознания, включающем в себя идеализм, субъективизм, мечтательность. Романтической идеологии Л.Я. Гинзбург противопоставляет тип сознания, который она называет «современным», но связывает преимущественно с системой идей младоформализма.

Предметом доклада Т.Л. Воронина (к.ф.н. ПСТГУ) «Роль поэтической цитаты в «Дневнике» о. Александра Шмемана» стали особенности употребления цитат из произведений русских поэтов 19 – нач. 20 века в данной книге. Докладчик показывает, что поэтическая цитата носит у о. Александра внутренне обусловленный, личностный характер. Чужие поэтические тексты являются живой частью духовного мира о. А. Шмемана и находятся в согласии с его богословием. Активное цитирование стихотворных произведений органично сочетается с общим художественно-поэтическим строем мысли и стилем дневниковых высказываний Шмемана. В связи с ролью светской поэзии в творчестве исследуемого духовного писателя в работе обсуждается проблема адекватного взгляда на проблему взаимодействия православно-христианского мировоззрения и светской культуры.

к.ф.н. С.В. Галанинская (МФУА)В выступлении д.ф.н. проф. Т.А. Пономаревой (ПСТГУ, МПГУ) «Христианские мотивы и образы в литературе советской эпохи» раскрывается процесс христианизации русской советской литературы 1940-1990-х годов. Отмечая роль Д. Кедрина как предшественника деревенской прозы, исследовательница рассматривает функцию христианских образов и мотивов на примере прозы В. Белова («Повесть об одной деревне», « Привычное дело», трилогия «Час шестый»).

В заключение заседания выступили аспиранты кафедры истории и теории литературы. В своем сообщении Н.В. Лау («Образ отца. Влияние его личности на духовно-нравственное становление героя (Ив. Шмелев «Лето Господне», Ив. Бунин «Жизнь Арсеньева»)») утверждает, что в творчестве многих писателей русского зарубежья особенности личностного роста центрального персонажа обусловлены родительско-детскими отношениями между героями. Главным тезисом О.А. Филатовой («Образ души в поэзии Сергея Есенина») стало то, что через образ души, который воплощается в видимые или представляемые образы («душа-сума», «душа-яблоня», «душа-поле» и др.), в поэзии С. Есенина раскрывается внутренний мир лирического героя, поэтическая картина мира. Также молодой исследовательницей проведен анализ частотности употребления понятия «душа» в текстах поэта, выявлена контекстная синонимия.

Подводя итоги работы секции Т.Л. Воронин, О.Н. Скляров, Т.А. Пономарева подчеркнули важную научно-педагогическую роль конференции, высказали мысль о духовной проблематике как о внутреннем связующем звене всех выступлений, отметили творческую атмосферу заседания.

Заседание продолжается