на главную
ПСТГУ
 
Регистрация
Забыли пароль?

Сведения об образовательной организации Во исполнение постановления Правительства РФ № 582 от 10 июля 2013 года, Приказа Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 29 мая 2014 г. № 785

Заседание секции «Различные подходы к интерпретации богословия Апостола Павла: история и современность»

22 ноября провела свою работу секция XXII Ежегодной богословской конференции Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета «Различные подходы к интерпретации богословия Апостола Павла: история и современность». Руководил секцией заведующий кафедрой Библеистики Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета протоиерей Алексей Емельянов.

В рамках секции были прочитаны семь докладов, посвященных обозначенной теме. Секция была открыта докладом преподавателя филологического факультета ПСТГУ, сотрудника ИЯ РАН к. ф. н. А. В. Вдовиченко «Христианский апостол язычников в иудейской синагоге. К вопросу о трихотомии «язычники – иудеи – христиане», в котором докладчик представил лингвистическую позицию по данной проблеме. В частности им было сделано утверждение, касательно статуса «язычников» в проповеди Ап. Павла. По мнению автора доклада, грекоговорящие иудейские общины за пределами Палестины составляли органичную часть библейской дохристианской истории народа Израиля. К этим иудейским общинам по большей части и была обращена апостольская проповедь. Она всегда имела адресатом традиционную аудиторию, которую в эллинистическое время составляли иудеи и примкнувшие к их религиозной практике язычники («боящиеся Бога», «благочестивые», ср. Деян 10: 2; 13: 26). Докладчик утверждал, что это доказывается ещё и тем, что проповедь Ап. Павла производилась преимущественно в синагогах, а немногочисленные описанные случаи обращения его к «неподготовленным» язычникам были неэффективны.

Филолого-лингвистическую тематику продолжил уже на втором заседании секции сотрудник ИВ РАН и Института перевода Библии д. филол. н. А. С. Десницкий в своем докладе «Павловы послания: проблема перевода». Докладчик указал на особую важность качественного нового перевода посланий Ап. Павла, относительно остальных книг Нового Завета. Если Евангелия не нуждаются, как правило, в переводческих комментариях, так как их текст по преимуществу ясен, то совсем иным образом обстоит дело с Павловыми посланиями.

Почти половина выступлений на секции были сделаны преподавателями кафедры Библеистики ПСТГУ: доклад м. богословия А.С. Небольсина «Рецепция богословия Ап. Павла в Откровении св. Иоанна Богослова в оценке современных исследователей» и два доклада протоиерея Александра Прокопчука «Отношение Ап. Павла к своим противникам» и «Тема разделений в Послании Ап. Павла к филиппийцам». В своем докладе А.С. Небольсин указывает на те черты Павлова корпуса, которые, вероятно, были заимствованы Тайновидцем. Были отмечены три из них: эпистолярное оформление Апокалипсиса и Павлова корпуса (стилистическая часть), отношение апостолов к их оппонентам (содержательная часть), социально-исторический контекст Апокалипсиса и Посланий (социально-историческая часть). В конце доклада автор упомянул о том, что большинство современных исследователей подчеркивают преимущественно различия тематики Апокалипсиса и Посланий. Однако это обстоятельство является, по мнению докладчика, преувеличенным, что и было им кратко проиллюстрировано.Традиционным для библейской секции стали выступления зарубежных гостей Богословской конференции. Протоиерей Николай Чернокрак, доктор богословия, декан Свято-Сергиевского богословского института в Париже, прочитал доклад «Иудео-христианские и эллинистические элементы евхаристической экклесиологии в посланиях Ап. Павла».

Кульминацией библейской секции стал доклад, сделанный гостем из Соединенных Штатов Америки, профессором Свято-Троицкой Евангелической семинарии, Э. Шнабелем: «Ап. Павел, богослов-миссионер и пастырь-богослов: к понимаю Павла». В нем была затронута филологическая и текстологическая сторона проблематики исследований Павлова корпуса. Автор заявил две цели своего доклада: 1) проблема первоисточников для изучения богословия Ап. Павла и 2) методы анализа этих первоисточников. Большой интерес вызвал обзор современного положения в дискуссии по проблеме авторства Пастырских посланий. Докладчик настаивал на том, что это обсуждение не может считаться закрытым на утверждении их псевдоэпиграфичности, и привел обширный список не опровергнутых доводов в пользу аутентичности.Секция вызвала неподдельный интерес студентов и преподавателей и исследователей из ПСТГУ и из других исследовательских центров. Активная дискуссия сопровождала практически каждый доклад.