на главную
ПСТГУ
 
Регистрация
Забыли пароль?

Сведения об образовательной организации Во исполнение постановления Правительства РФ № 582 от 10 июля 2013 года, Приказа Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 29 мая 2014 г. № 785

«Наука, философия, христианство: пути взаимодействия (к 450-летию со дня рождения Галилео Галилея)»

Открыл заседание заведующий кафедрой философии ПСТГУ В.П. Лега докладом «О христианских основаниях науки (Галилей и его предшественники)». Остановившись в начале на той роли, которую сыграл Галилей как ученый-физик, докладчик затем показал, что научные открытия Галилея были невозможны без глубокой философской и богословской проработки оснований созданной им новой науки. Среди таких философских и богословских идей, лежащих в основании науки, докладчик назвал математичность языка природы, существование законов природы, которые установил для нее Бог, однородность пространства с выводом о том, что небесные тела имеют ту же самую природу, что и тела земные. Впрочем, заметил докладчик, некоторые из этих идей высказывались и ранее. Например, о математичности языка природы, об однородности пространства и о возможности движения Земли высказывался еще в XV веке кардинал Николай Кузанский.

Доцент МФТИ И.В. Лупандин в докладе «Предшественники Галилея в XIII-XIV веке» показал, что открытия Галилея готовились задолго до XVII века. Впервые эта тема была поднята в историко-научных работах Пьера Дюгема "Система мира" и "Этюды о Леонардо да Винчи", а также в трудах Аннелизы Майер, Эдварда Гранта, Стэнли Яки и др. Докладчик остановился на сочинениях средневекового схоласта XIV века Альберта Саксонского, который задолго до выхода в свет галилеевского "Диалога о двух главнейших системах мира: птолемеевой и коперниковой" предложил аргументы в пользу существования импетуса и движения Земли. Также в докладе были приведены некоторые возражения против космологии Аристотеля, которые имеются у Фомы Аквинского в его комментариях к "О небе" и повторяются затем Галилеем.

Профессор университета Париж IV - Сорбонна Ж. Феррероль выступил с докладом «Понятие опыта у Паскаля: физический и антропологический аспекты». По мнению докладчика, в XVII веке возникает современная наука, которая математизирует мир и основывается на опыте. Паскаль как ученый ставит на центральное место «опыт». Исследования им пустого пространства представляет собой решительный перелом в процессе становления во Франции экспериментальной науки. Но, как подчеркивает докладчик, роль опыта оказалась плодотворной не только в построении физики, но и в разработке антропологии. В «Мыслях» Паскаль применял для познания человека те экспериментальные методы, которые он использовал для исследовании природы. Но существует и мистический опыт, отличие которого в том, что доказательство некого явления будет убедительным лишь для того, кто испытывает данный опыт. Таким образом, понятие опыта позволяет лучше понять согласованность всех работ Паскаля в их развитии, начиная с «Новых экспериментов относительно пустоты» вплоть до его «Мыслей».

Старший научный сотрудник ИИЕТ Д.А. Баюк выступил с докладом «Превратности коперниканской революции и механика Галилея». Заключительная фаза коперниканской революции, которая чаще всего связывается с именем Галилео Галилея, приходится на исторический период, обозначаемый в исследованиях части современных историков как общий кризис XVII в. Этот кризис сопровождался всплеском количества военных конфликтов и народных волнений, экономическими трудностями и ухудшением демографического положения. Мнения относительно причин общего кризиса расходятся, среди возможных называют глобальное изменение климата, глобальное нарушение экономического баланса, связанное с открытием Нового Света, быстрое распространение новых религиозных учений. Связь общего кризиса с научной революцией вполне очевидна, хотя и не может быть описана на языке причины и следствий. Эта связь позволяет интерпретировать революционные научные идеи Галилея, в частности относящиеся к солнечным пятнам, в контексте общего кризиса.

Дроздова Д. Н. (ВШЭ) в докладе «Кидал ли Галилей камни с Пизанской башни? Полемика о роли эксперимента в физике Галилея» рассказала о распространенном заблуждении, что Галилей первым провел эксперимент на Пизанской башне для опровержения утверждения Аристотеля, что тяжелые тела падают быстрее легких. В действительности эти эксперименты проводились и до Галилея другими исследователями.

Профессор В.Н. Катасонов (ПСТГУ) в своем докладе «Парадоксы Галилея» обсудил несколько фрагментов из знаменитой книги итальянского ученого «Диалог о двух главных системах мира, птолемеевой и коперниковой». Было показано, что построения Галилея, которого нередко представляют «отцом опытной науки», опираются на метафизические предпосылки, которые не допускают никакой экспериментальной проверки. Этот факт, согласно Катасонову, вообще характерен для новоевропейской науки, которая столько же изучает тварный мир, сколько и создает новый, искусственный.

В докладе А.А. Игнатьева (РГГУ) «Конфликт религии и науки в контексте институционализации науки и религии» была предпринята попытка рассмотреть «легенду о Галилее» как проекцию конфликтов, связанных с институционализацией науки, т.е. трансформацией соответствующих практик из сугубо приватного занятия в социальный институт, на биографию конкретного учёного. Процесс институционализации науки рассматривается как последовательность двух социальных инноваций: формирование корпоративной парадигмы дискурса («научного метода»), валидность которой сохраняет партикулярный характер, т.е. ограничена приватной сферой отдельных конкретных «образованных сообществ»; закрепление этой парадигмы дискурса в публичной сфере общества как источника образцов поведения, понятий и ценностей, обладающих универсальной валидностью, с одновременным переделом компетенций между научным сообществом и церковью, который и рассматривается как исходная причина конфликта, вылившегося в судебный процесс над учёным. Опыты Галилея, его публикации и его конфликт с церковью рассматриваются как «переломный момент» перехода от первой стадии процессов, связанных с институционализацией науки, ко второй, т.е. её превращения в легитимную и публичную социальную практику.

В докладе священника А. Чистова (ПСТГУ) «К истории понятий “сила” и “энергия” в науке Нового времени» была прослежена взаимосвязь философских, научных и религиозных идей на примере истории понятий «сила» и «энергия» в науке Нового времени. Основное внимание докладчик уделил взаимовлиянию оккультных идей европейского герметизма и естественнонаучных представлений. Автор показал, что понятие «сила» изначально было введено в науку И. Ньютоном под влиянием герметического учения и впоследствии также в силу своей загадочности часто связывалось с не всегда ясными идеями оккультного и религиозного плана. В докладе также была показана значимость рассмотренных идей для осмысления спора свт. Игнатия Брянчанинова и свт. Феофана Затворника о природе души.

Доцент ПСТГУ Т.А. Шиян выступил с докладом «Взаимовлияние философии, математики и логики в Античности и в Новое время: история эксцессов или закономерное единство?», в котором рассмотрел ряд наиболее ярких примеров взаимовлияния философии, математики и логики в XVII–XX вв. и поставил вопрос, было ли это взаимовлияние результатом случайного совпадения интересов отдельных личностей или же оно было обусловлено какими-то более глубокими причинами. Автор считает, что взаимовлияние философии, математики и логики неслучайно и привел некоторые из существующих аргументов в пользу этого мнения. Первый, институциональный аргумент апеллирует к тому часто игнорируемому факту, что исторически не только логика является философской дисциплиной, но и математика формируется в античности именно в рамках философии как набор философских дисциплин и отделяется от философии только в процессе институционализации науки, т.е. где-то в XVIII в. Второй, эпистемический аргумент обращается к роли логики в античной и постантичной математике как основного метода математических исследований и построения системы математического знания. Эта связь с логикой продолжает осознаваться и после того, как в Новое Время в умах «математиков» начинает доминировать идея вычислений. Третий, историко-платонистический аргумент обращается к анализу роли математики и логики в философии Платона. Поскольку именно в школе Платона окончательно формируется концепт философии, возникает логика как философская дисциплина и задается общеобразовательная парадигма, основанная на обязательном изучении «математических» дисциплин, можно предполагать определенное генетическое родство философии, математики и логики.

В докладе доцента ПСТГУ С.С. Пименова «Наука и религия (casus Тиллих)» представлено понимание П. Тиллихом (1886–1965) места рациональности в богословском исследовании. Анализ проводился в сравнении со взглядами представителей либеральной теологии Германии конца XIX – начала ХХ века, продолжателем и критиком которой он являлся. Рождение либеральной теологии было обусловлено стремлением вернуть христианское измерение культуре XIX века, однако подход либеральных теологов был ограничен рамками кантианской эпистемологической парадигмы, которая во многом и способствовала размежеванию религии и культуры. В докладе рассматривалось учение Тиллиха о разуме и фиксировалась, с одной стороны, традиционность (от Древней Греции) его понимания разума, с другой - новизна некоторых его положений. К примеру, автономия разума понимается Тиллихом не как проявление высшей его силы, а как одна из сторон отношения «автономия – гетерономия», предельное акцентирование которой (случай Канта) ведет к искаженному пониманию действительности. Конфликт автономии и гетерономии находит свое решение в поиске теономного разума, устремленного к предельному смыслу (Богу). Выводом доклада является то, что Тиллих понимает разум как чреватый искажениями, заблуждениями, демонической одержимостью, и одновременно как тот, забвение которого ведет к опасным искажениям как в богословии, так и в культуре.

Завершил конференцию Н.Н. Павлюченков (ПСТГУ) докладом «Философское осмысление геоцентрической системы мира в трудах П. А. Флоренского». В этом докладе был сделан краткий обзор попытки известного русского религиозного философа и богослова П. А. Флоренского вернуться к геоцентрической системе мира. Соответствующие идеи были обозначены им в изданной в 1922 г. небольшой работе «Мнимости в геометрии», а также в подготовленной в том же году лекции «Иконостас». Отмечено, что, помещая Землю снова в центр мира, Флоренский приходит к понятиям границы «преломления» двух миров и рассматривает мир, пребывающий в «мнимом» пространстве и времени. Мнимый мир, согласно гипотезе Флоренского, оказывается столь же реальным, как и тот мир, который мы привыкли видеть вокруг себя.

Все доклады вызвали живой интерес у присутствовавших слушателей и других участников конференции.