на главную
ПСТГУ
 
Регистрация
Забыли пароль?

Сведения об образовательной организации Во исполнение постановления Правительства РФ № 582 от 10 июля 2013 года, Приказа Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 29 мая 2014 г. № 785

Состоялась секция «Проблемы тоталитарного сектантства и современное общество»
Секция XXV Богословской конференции ПСТГУ «Проблемы тоталитарного сектантства и современное общество» прошла в рамках XXIII Международных Рождественских Образовательных чтений 20 января 2015 года в Патриаршем зале Храма Христа Спасителя.

Слово на открытие работы секции сказал Александр Леонидович Дворкин, д. философии, к. богословия, профессор ПСТГУ, председатель Экспертного совета по государственной религиоведческой экспертизе при Министерстве юстиции России,  вице-президент Европейской федерации исследовательских центров информирования о сектах (FECRIS).

Профессор Дворкин сделал обзор главных событий, связанных с деятельностью сект, а также противодействием им, за
2014 год. Среди них он отметил:
 - активную роль сект  в событиях государственного переворота и гражданской войны на Украине, а именно влияния секты сайентологии на А. Яценюка. Автор отметил активность неоязычников, связанных в том числе с националистами, фашистами; а также активность неопятидесятнических сект;
- рост деятельности неоязычества  в России. В качестве примера автор привел стрельбу неоязычника в храме г. Южно-Сахалинска, в результате которой двое человек погибли;  
- активизацию и появление психокультов, по системе «лайфспринг», в результате деятельности которых были зафиксированы два самоубийства;
- разрешение в августе 2014 г. многоженства в штате Юта (США), связанное с исками мормонов, которые судятся с правительством, отстаивая это религиозное убеждение;
 - деятельность российских судов и правоохранительных органов в отношении сектантских организаций и их лидеров. Так, например, самарским областным судом в июле 2014 г. было вынесено решение о признании местной организации «Свидетелей Иеговы» экстремистской; а в декабре 2014 г. Верховным судом РФ был признан экстремистским сайт «Свидетелей Иеговы».

Возбуждено уголовное дело в отношении лидера секты «Тропа Троянова» А.А. Шевцова, избивавшего своих адептов, в мае 2014 г. были проведены обыски на квартире, принадлежащей лидеру секты бога Кузи – А.Ю. Попову, и изъяты денежные средства в размере 216 млн.р., ведется следствие; осенью 2014г. полиция Санкт-Петербурга провела обыски в организации сайентологии.

Следующим выступил Алексей Юрьевич Соловьев (и.о. секретаря Ученого совета Николо-
Угрешской православной духовной семинарии, заместитель председателя Совета Московской городской ассоциации учителей православной культуры, председатель Общественного совета, член Союза писателей России, Москва) с докладом на тему: «Опыт проведения ежегодной сектоведческой конференции в Николо-Угрешской православной духовной семинарии».

Автор доклада сделал краткий обзор трех ежегодных конференций. Пояснил, что выбор темы каждой конференции был актуален. Например, в 2013 году конференция была посвящена неопятидесятникам, которым принадлежит около пяти активных проповеднических групп, ведущих свою деятельность в непосредственной близости от Николо-Угрешского монастыря и Православной Николо-Угрешской духовной семинарии; при этом автор отметил, что руководство Николо-Угрешского монастыря и православной духовной семинарии до этой конференции не проявляли активного интереса к действующим группам пятидесятников.

В завершении А.Ю. Соловьев предложил участникам совместно подумать над темой следующей конференции в НУПДС.

А.Л. Дворкин выступил с докладом на тему: «Осторожно: псевдостарчество! Община архимандрита Дионисия (Каламбокаса)».

В рамках доклада профессор Дворкин сделал обзор вербовочной деятельности псевдостарца архимандрита Дионисия (Каламбокаса) и его сподвижника монаха Клеопы. На данный момент, Дионисий – игумен обители Петрос и окормляет три греческих монастыря (Элладской Православной Церкви) и является старцем монашеского братства монастыря св. Антония (в Мексике, Юрисдикция Антиохийской Патриархии).

А.Л. Дворкин показал, что вербовка в эти монастыри широко распространена в России и происходит как среди православных (известен скандальный уход к «старцу» игумений Спасо-Бородинского и Колоцкого Успенского монастырей Московской области), так и среди православных неофитов и матерей-одиночек. Последним предлагают отдать ребенка в Грецию, взамен обещая дать ему высшее образование, поднять на ноги. Многие матери на это соглашаются, в результате чего их детей изолируют в монастырях, где она живут в очень тяжелых условиях – металлических вагончиках; а к матерям им внушается ненависть. «Старец» убеждает своих духовных чад продавать квартиры. Всем последователям внушается привязанность к «старцу» - ему исповедаются по телефону; его воля приравнивается к воле Бога; утверждается, что спастись можно якобы только в его «обители».

С докладом «Михайловская обитель» г. Пензы – характерные штрихи современной псевдоправославной секты» выступил священник Алексий Суриков (настоятель Георгиевского храма, член миссионерского отдела Московской епархии, Подольск).

о. Алексей Суриков исследовал деятельность псевдоправославной общины, расположенной в поселке «Победа» Пензенской обл.  На базе исследования, в результате которого были получены книги, изданные так называемой «обителью», записано интервью, автор сделал вывод, что «Михайловская обитель» представляет собой тоталитарную секту, имеющую соответствующие признаки:
- харизматический лидер;  
- обман рядовых членов;
- контроль над личностью, включающий запрет на просмотр телепередач, использование средств мобильной связи, вхождение в храм в обуви, на любую критику в адрес старца или обители (которая воспринимается как «соработничество антихристу»);
- оказание психологического давления посредством указания на то, что только в обители гарантированно можно получить спасение;
 - провозглашение внешнего мира злом;
- заявление о том, что старец после своей смерти постоянно является в обители в виде голубя.

 Известность секта приобрела в первую очередь благодаря книгам издательства «Собор» (г. Владимира), в которых есть советы, как вылечить рак желудка, используя коньяк и алоэ, как выжить в условиях массового террора, как совершать молитвы у могил праведников, используя дыхательные практики и др.

Также на конференции прозвучал доклад на тему «Нарушения прав человека в секте «Международная школа Золотого Розенкрейца», с которым выступила Татьяна Сергеевна Карпачева, к.фил.н., доцент кафедры русской литературы МГПУ, доцент кафедры  миссиологии ПСТГУ.

«Духовная школа золотого Розенкрейца» – социально опасная организация, подчиняющая последователей своему руководству; требующая отказа от медицинской помощи, формирующая определенный культ смерти, а также внушающая, что  все родственные связи и естественные человеческие чувства по отношению к своим близким - ненормальны.

Организация часто представляется как философская школа, несмотря на свою очевидную религиозную направленность:  в ней существуют таинства, собрания называются службами, есть священники. Вербовочная деятельность осуществляется в основном на культурных мероприятиях.

Вхождение в организацию и усвоение норм и правил происходит последовательно – начиная с бесплатного информационного курса, посещения религиозных собраний, участия в таинствах, заканчивая подписанием ряда писем на «верность» организации; начиная с отказа от употребления мяса, алкоголя; безвозмездной работе в организации – заканчивая письменным отказов от медицинской помощи и отречением от Христа.

Интересным на наш взгляд стал доклад Михаила Анатольевича Еремушкина д.м.н., профессора, ведущего научного
сотрудника научно-поликлинического отделения ФГУ «ЦИТО им. Н.Н. Приорова», профессора кафедры травматологии, ортопедии и реабилитации РМАПО, профессора кафедры спортивной медицины и реабилитации ИППО ФМБА, на тему «Псевдонаучная концепция комплементарной медицины  как составной элемент идеологии движения Нью Эйдж».

Профессор Еремушкин в своем докладе раскрыл опасные в современной медицине тенденции, а также указал на распространяющуюся деятельность псевдоцелителей, в большинстве своем не имеющих медицинского образования. На сегодняшний день наряду с официальной, академической медициной, существует так называемая народная, или альтернативная медицина. В её основе лежит мировоззренческая концепция, в том числе представления о человеке (его анатомии) связаны с Нью-Эйдж. Среди них положения о биополе, экстрасенсорике, вегетарианстве, медитации, астрологии, чакрах; представления о возможности воздействия на «энергетические системы» организма с помощью сосредоточения мысли; а также положения, пришедшие из китайского учения о гармонии начал инь и янь. Сегодня, к группе псевдонаучных методов можно отнести как диагностические, так и лечебные мероприятия: натуропатию, фитотерапию, ароматерапию, аюрведу, кровопускание, магнитотерапию и др. Наиболее популярными практиками лечения альтернативной медицины является гимнастика йоги, бесконтактный массаж, рейки, медитации, психоделические практики, астральные полеты и др.

По мнению Михаила Анатольевича, во всем разнообразии для такой альтернативной медицины есть общие черты: ненаучный характер, иная мировоззренческая концепция о представлении анатомии и физиологии человека. Эта медицина, согласно автору доклада, часто не соответствует понятию о системе научных знаний и практических мер, объединенных целью распознавания, лечения, предупреждения болезней, сохранение и укрепление здоровья и трудоспособности людей и продление их жизни.

Профессор Еремушкин подчеркнул, что существует только научно обоснованная медицина, имеющая твердую доказательную базу.

Егор Вадимович Ларионов (студент магистратуры, кафедры ФРиРАК, богословского факультета ПСТГУ, научный сотрудник МОО «Центр религиоведческих исследований», Москва) выступил с докладом «Теоретическая и практическая интерпретация Каббалы Михаэля Лайтмана».

В данном докладе была рассмотрена неокаббала М. Лайтмана. Применение термина «неокаббала» обусловлено подходом М. Лайтмана к традиционной каббале, который находится в русле тенденций New Age: синкретизма науки, религии, мистики, коммерции и оккультизма. Кроме того, неокаббала Лайтмана, как убедительно доказывает автор, имеет признаки «контроля сознания» (контроль поведения, информации, мышления и эмоций).

Несмотря на открытость, доступность и видимую свободу, характер учебного процесса Международной Академии Каббалы достаточно строг, и в организации в определенной степени присутствует контроль сознания и поведения и включает ряд требований-наставлений: необходимость работы в группе, работа с учителем-наставником, работа (чтение, конспектирование) только по определенным книгам; невозможность делать перерыв между занятиями более суток.

Согласно  свидетельствам бывших адептов, в организации существуют жесткие нормы поведения. Среди них соблюдение норм кашрута, запрет на контакт с родственниками и семьей (если они не члены организации), строгая обязанность ежемесячно платить «десятину» и участвовать во всех мероприятиях организации.

Неокаббала Лайтмана не соответствует критериям традиционной иудейской каббалы (доступность только мужчинам после 40 лет, раввинам и евреям, изучающим тайный смысл Торы, исполняющим нормы кашрута, находящимся в традиции иудаизма); не соответствует критериям науки (проверка экспериментом, повторяемость, достоверность, объективность опыта и теории). При всей открытости информационных источников неокаббалы, стать «каббалистом», «исправить эгоизм» и «прорваться в духовное» невозможно, не заплатив деньги, не поступив на курсы каббалы, не усвоив доктрину и групповое некритическое мышление, и, наконец, не подчинив себя Лайтману и его организации.

Виноградова Алина Александровна (психолог МОО «Центр религиоведческих исследований», ГБУ ЦСПСиД «Измайлово», Москва) выступила с докладом на тему: «Трудности консультирования по выводу: как смена мировоззрения в секте влияет на общение и восприятие социума».

Доклад посвящен тому, как формируется новый язык в конкретных деструктивных культах и каким образом смена языка влияет на смену мировоззрения; какие трудности возникают у консультантов по выводу при работе с адептами этих культов. Основой доклада стали исследования материалов четырех организаций: «Школа интегральной йоги», «Московский тренинговый центр», «Истинно православная церковь», «Международная школа золотого розенкрейцера».

В докладе на примере цитат из лекций и текстов четырех сект показано, какими словами начинают описывать свой мир и в каких категориях мыслить адепты этих деструктивных культов. Автор обращает внимание на то, что понимание сектантского новояза важно для контакта с адептом и успешного консультирования по выводу, т.к. в языке секты ключ к мировоззрению и ценностям, которые формирует деструктивный культ.

После докладов присутствующие имели возможность задать вопросы. Дискуссия прошла оживленно и плодотворно. На обсуждение были вынесены вопросы, в том числе, и возможности правового реагирования на нарушения прав человека в сектах.