на главную
Православный Свято-Тихоновский университет
Свидетельство о Государственной аккредитации
 
Регистрация
Забыли пароль?

Сведения об образовательной организации Во исполнение постановления Правительства РФ № 582 от 10 июля 2013 года, Приказа Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 29 мая 2014 г. № 785

ПРИЧИНЫ И ВЫЗОВЫ НОВОГО КРИЗИСА МЕЖПРАВОСЛАВНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Георги Тодоров (София)
Тысячелетняя война: смысл и промысл нынешнего церковного конфликта на Украине


Наша брань не против крови и плоти, а против... духов злобы поднебесных.
Еф. 6:12

Дети Божии и дети диавола узнаются так: всякий, не делающий правды, не есть от Бога, равно и не любящий брата своего. Ибо таково благовествование, которое вы слышали от начала, чтобы мы любили друг друга, не так, как Каин, который был от лукавого и убил брата своего.
1 Ин. 3:10–12

Всё в деяниях человеческих осмысляется только непрестанной войной лукавого против Бога – за наши души – которая продолжится до конца времен. А само время будет продолжаться до тех пор, пока в этой незримой (и недуалистической) битве будут человеки-победители, т. е. святые. Но чтобы быть победителями в этой войне, они должны участвовать в ней – т. е. быть воинами.

Бог есть Вседержитель, но лукавый властвует (до поры до времени) в человеческом мире. Эту мировую власть над нами даем ему мы – через наши грехи. Со времён Адама человек пребывает в рабстве греху. Поэтому лукавый, уполномоченный нами через грех, есть князь мира сего. Поэтому мир во зле лежит. Поэтому в мире – т. е. в наших грешных сердцах – его сила превозмогает правду Божию.

Но не всегда. Вечная временная битва продолжается через Божье посольство на земле – Церковь. Через Церковь (т. е. через Бога) человек может победить врага, т. е. зло-грех-смерть. И воины-победители – это смысл человечества-мира-времени. Мы называем их святыми. А святые-победители через своё богословие раскрывают нам истинный смысл и промысл человеческих деяний.

Мы привыкли считать, под влиянием мира, что богословие – это абстрактная и не практическая дисциплина, оторванная от «живой жизни»; что такие понятия, как «Бог» и «сатана» ненаучны. На самом деле всё обстоит как раз наоборот: богословие – это самая практическая наука, и все науки о человеке научны, только если основываются на православном богословии – которое является искусством войны.

Церковное противоборство на Украине

За последние три года в Православии были совершены два пагубных деяния ключевого исторического значения – одно, связанное с Критом, а другое с Украиной. В каждом человеке заложена совесть как орган прямого познания истины; и все мы по совести единодушно знаем, кто виноват в этих деяниях и почему они – наш всеправославный стыд.

Да, все мы единодушно и без сомнения знаем истину о нашем двойном посрамлении – на Крите и на Украине; и само существование этих слов – которые не доказывают и даже не высказывают истину, а оставляют ее самораскрываться в совести – есть свидетельство-доказательство этой истины. Нечистая совесть не может родить таких слов.

Критский провал патриарха Варфоломея, оказавшийся исторической победой Православия, мы уже обсудили подробнее в книге «Крит – светский дух против святой Соборности», а сейчас рассмотрим вкратце украинский церковный вопрос, где речь идёт о том же.

В начале 2019 года Константинопольский патриарх Варфоломей издал в Стамбуле томос об «автокефалии Православной церкви Украины».

Мы спрашивали себя: с кем пойдёт большинство православного украинского народа? Что случится с храмами, монастырями и лаврами на Украине? Какую позицию займёт большинство поместных Православных Церквей?

Но эти вопросы относятся к уровню человеческому, а существенно Божье. Евангелие, уча нас богомыслию, показывает, как даже первоверховный Апостол грешил небогомыслием:


И [Господь] начал учить их, что Сыну Человеческому много должно пострадать, быть отвержену старейшинами, первосвященниками и книжниками, и быть убиту... Но Петр, отозвав Его, начал прекословить Ему. Он же, обратившись и взглянув на учеников Своих, воспретил Петру, сказав: отойди от Меня, сатана, потому что ты думаешь не о том, что Божие, но что человеческое (Мк. 8:31–33).

Не выбор большинства, не собственность на храмы и монастыри, не позиция поместных Церквей определяют Божью истину. А наоборот: Божья истина – это тот экзамен, на котором проваливаемся или поднимаемся все мы: миряне, патриархи, поместные Церкви.

Будет великим праздником, если в этом случае все выберут Божью истину и исповедают ее доблестно перед людьми. Но это было бы нечаянной радостью. Большой победой будет, если мы хотя бы не будем соучаствовать во зле.

Полностью с текстом доклада можно ознакомиться по ссылке Полностью с текстом доклада можно ознакомиться по ссылке

28 февраля 2019 г.

Разместить ссылку на материал