на главную
ПСТГУ
 
Регистрация
Забыли пароль?

Сведения об образовательной организации Во исполнение постановления Правительства РФ № 582 от 10 июля 2013 года, Приказа Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 29 мая 2014 г. № 785

Вестник ПСТГУ. Серия I. Богословие. Философия. Религиоведение
Вестник ПСТГУ I:4 (32)
ФИЛОСОФИЯ
Давыденков Олег Викторович (протоиерей)
Булус ар-Рахиб и его творения
Стр. 7 – 19
Аннотация: Статья знакомит отечественного читателя с жизнью и богословскими трудами известного арабохристианского полемиста и апологета XII или XIII веков Булуса ар-Рахиба (Павла Антиохийского), мелькитского епископа Сидона. Автор затрагивает ряд вопросов, касающихся биографии Булуса, аутентичности, содержания и общего характера его произведений. Также в статье приводятся сведения об изданиях трудов Булуса и их переводах на европейские языки. Настоящая статья является вводной к будущим исследованиям богословской мысли Булуса и к изданию русских переводов его сочинений, работа над которым ведется автором в настоящее время.
Ключевые слова: Булус ар-Рахиб, Павел Антиохийский, мелькиты, арабы христиане, арабохристианская литература, христианско-мусульманская полемика, арабохристианские исследования
ФИЛОСОФИЯ
Петров А. В.
Свобода как преодоление данности в понимании русской религиозной философии
Стр. 23 – 32
Аннотация: Статья посвящена пониманию свободы как способа преодоления данностей сознания. В этой связи рассматривается осмысление свободы в русской религиозной философии, где свобода описывалась как возможность реализации творческого потенциала. Такое понимание свободы было обусловлено тем, что оно формировалось в ходе полемики с позитивизмом, претендовавшим на абсолютную значимость методологических предпосылок научного знания. Работа также содержит краткое описание понятия философской традиции как явления интеллектуальной культуры, формирующей внутренний образ мыслителя. Предполагается, что традиция как данность, как статичное состояние сознания, преодолевается в творческом акте как результате личного вопрошания к основаниям мышления.
Ключевые слова: свобода, русская религиозная философия, преодоление данностей сознания, творчество, герменевтика, Н. А. Бердяев, Л. И. Шестов
Добжински А.
О возможности философской онтологии зла: к постановке проблемы
Стр. 33 – 42
Аннотация: Автор представляет анализ существующих в философии ответов на проблему зла, показывающий, что большинство философских попыток построения онтологии зла (или хотя бы оправдания его существования в мире) несостоятельны. Рассматриваются концепции зла как хаоса, зла как нехватки добра, зла как невежества. Как общая тенденция современных исследований зла отмечается повышенное внимание к его социальным проявлениям. В вопросе о возможной целесообразности зла даются метафизический, эстетический, этический, диалектический и феноменологический ответы.
Ключевые слова: зло, добро, проблема зла, онтология зла, происхождение и природа зла, хаос, порядок, истина, система, феноменология зла
МАТЕРИАЛЫ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОГО СЕМИНАРА
Морерод Ч.
Некоторые аспекты современного атеизма и св. Фомы Аквинского
Стр. 45 – 62
Аннотация: Атеизм сегодня становится модным. Он принимает разные формы, но часто исходит из предположения, что в естественных науках существует только один, рациональный подход. Верующие должны отвечать атеистам на это, в том числе и на философском уровне. Ряд аргументов, высказанных Фомой Аквинским, могут быть приложены к современным дискуссиям: у Вселенной должна быть первопричина, которая действует в том числе и через производные причины; наша жажда к бесконечному указывает на Бога; упорядоченность Вселенной предполагает существование ее Устроителя.
Ключевые слова: атеизм, Фома Аквинский, доказательства бытия Божия
Ваганова Наталья Анатольевна
Дионисийство как прахристианство в книге Вяч. Иванова "Дионис и прадионисийство"
Стр. 63 – 74
Аннотация: В статье рассмотрена концепция происхождения дионисийской религии, изложенной в книге Вяч. Иванова, вновь изданной в 1994 г. Вопреки ее видимому содержанию, выраженному в названии, о книге Иванова утвердилось мнение, что посвящена она не столько дионисийству, сколько христианству. При этом, независимо от ценностных предпочтений критиков ивановской концепции, его вывод: Сын Божий родился у эллинов оспаривается как некоторыми современными филологами-классиками, так и представителями богословской науки. Между тем, если дополнить ивановские исследования всем арсеналом раннехристианского и византийского искусства, ставшего известным науке за прошедшие с момента выхода книги десятилетия, есть смысл отнестись к его концепции более внимательно. Для Иванова —русского эллина —христианство явилось диалектическим отрицанием и одновременно вершиной всей античной культуры.
Ключевые слова: Вяч. Иванов, Дионис, христианство
Доброхотов Алексанжр Львович
Морфология зла в книге Вяч. Иванова "Достоевский"
Стр. 75 – 87
Аннотация: Анализируя книгу Вяч. Иванова Достоевский: Трагедия. Миф. Мистика, автор раскрывает занимающую в ней важное место мифологему зла. Он указывает место понерологии Иванова в европейской культурной и философской традиции, систему основных образов зла в их взаимном отношении : Люцифер —Ариман —Легион; наглядно демонстрирует объяснительные возможности, открываемые концепцией Иванова для анализа современной культуры.
Ключевые слова: Вяч. Иванов, Достоевский, христианство, культура, зло
ПУБЛИКАЦИИ
Переписка 1902-1903 гг. между А. В. Ельчаниновым и П. А. Флоренским (Письма. Продолжение)
Стр. 91 – 115
Аннотация: Публикация содержит тексты писем Александра Ельчанинова Павлу Флоренскому 1902–903 годов. В ней содержится важный материал для реконструкции ранних этапов духовного и интеллектуального становления выдающихся представителей русской мысли и православной духовности конца XIX —начала XX в.
Ключевые слова: Флоренский, Ельчанинов
РЕЦЕНЗИИ
Сильвестрова Елена Витальевна
Рец. на кн.: Les lois religieuses des empereurs romains de Constantin à Théodose II (312– 438). I. Code Théodosien livre XVI / J. Rougé, trad., R. Delmaire, intr., not., F. Richard, coll. P.: Cerf, 2005 (SC; 497). 536 p. II. Code Th&#
Стр. 119 – 125
Михайлов Петр Борисович
Рец. на кн.: Mettepenningen J. Nouvelle Théologie — New Theology. Inheritor of Modernism, Precursor of Vatican II. L.: T & T Clark International, 2010. 218 p.
Стр. 126 – 129
Мякшин Василий Александрович
Рец. на кн.: Cunningham L. S. An Introduction to Catholicism. N. Y.: Cambridge University Press, 2009 (Introduction to Religion). XI, 296 p.
Стр. 129 – 133
Шилов Евгений Вадимович (священник)
Рец. на кн.: Маркетто А. II Ватиканский Собор. Контрапункт к истории. М.: Духовная библиотека, 2009. 160 с.
Стр. 133 – 135
Шилов Евгений Вадимович (священник)
Рец. на кн.: Peter Heidrich im Gespräch mit Meister Eckhart und Maimonides / H. M. Niemann, Hrsg. B.: Lit Verlag Dr. W. Hopf, 2010 (Rostocker Theologische Studien; 22). 244 S.
Стр. 135 – 138
Антонов Константин Михайлович
Рец. на кн.: A History of Russian Philosophy. 1830–1930. Faith, Reason and the Defense of Human Dignity / G. M. Hamburg, R. A. Pool, eds. Cambridge University Press, 2010. A History of Russian Thought / W. Leatherbarrow, D. Off ord, eds. Cambridge Univer
Стр. 138 – 148
Забаев Иван Владимирович
Рец. на кн.: Gill A. The Political Origins of Religious Liberty. Cambridge: Cambridge University Press, 2008. XV, 263 p.
Стр. 149 – 153
Фолиева Татьяна Александровна
Рец. на кн.: Смирнов М. Ю. Очерк истории российской социологии религии: Учебное пособие. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2008. 141 с.
Стр. 153 – 156
Носачев Павел Георгиевич
Рец. на кн.: Назаров В. Н. Введение в эзотерику. М.: Гардарики, 2008. 303 с.
Стр. 156 – 161
ХРОНИКА
Заседания научно-методологического семинара Богословского факультета
Стр. 165 – 165