на главную
ПСТГУ
 
Регистрация
Забыли пароль?

Сведения об образовательной организации Во исполнение постановления Правительства РФ № 582 от 10 июля 2013 года, Приказа Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 29 мая 2014 г. № 785

Вестник ПСТГУ. Серия I. Богословие. Философия. Религиоведение
Вестник ПСТГУ I:1 (39)
БОГОСЛОВИЕ
Мореро Ш.
Роль традиции в католическом богословии
Стр. 7 – 20
Аннотация: Одним из важнейших аспектов понимания предания в Церкви является роль «человеческого элемента». С одной стороны, главным действующим лицом, гарантом предания является Святой Дух, с другой стороны сам Бог вверил людям провозвестие веры. Там, где действует человек, возникает проблема человеческой погрешимости и возможности искажения преподаваемой веры. Необходимым становится поиск критерия, с помощью которого можно отделить истину от ее искажения. Таковым критерием является авторитет Церкви. Проблема церковного авторитета является одним из актуальных вопросов современного межхристианского диалога. Будучи тесно связанной с темой первенства в Церкви сегодня эта проблема обсуждается и в рамках православно-католического диалога.
Ключевые слова: Предание, церковное учительство (magisterium), авторитет, примат, иерархия истин, Фома Аквинский, межхристианский диалог, экуменизм
Алиева Ольга Валерьевна
Беседа III Свт. Василия Великого «На слова: внемли себе» как философский протрептик
Стр. 21 – 29
Аннотация: В статье рассматриваются некоторые протрептические мотивы диалога «Алкивиад I» в беседе свт. Василия Великого «На слова: внемли себе». Как и автор диалога, свт. Василий использует сакральный текст, чтобы побудить своих слушателей заботиться о душе, очевидно, рассматривая библейское «πρόσεχε σεαυτῷ» (Втор 15. 9) как аналог дельфийского призыва «γνῶθι σαυτόν». Во второй части статьи указывается на некоторые параллели с текстами Порфирия и Евсевия, а также с «Благодарственной речью», приписываемой традиционно свт. Григорию Неокесарийскому. Наконец, третья часть работы посвящена вопросу о том, почему свт. Василий избирает текст Второзакония для разработки протрептических мотивов «Алкивиада I».
Ключевые слова: Свт. Василий Великий, философский протрептик, «Алкивиад I», Порфирий, Ориген, Климент Александрийский, Филон Александрийский, Второзаконие, Евсевий Кесарийский, жанры патристической литературы
Войтенко А.А.
Коптская монастырская иконография святого Онуфрия Великого
Стр. 30 – 40
Аннотация: В статье исследуются настенные изображения св. Онуфрия Великого, происходящие из монастырей Нижнего Египта. Автор приходит к выводу, что этот иконографический тип обладал исключительной устойчивостью и на протяжении столетий практически не подвергался изменениям. В основу изображения было положено описание св. Онуфрия, находящееся в краткой версии его «Жития», которая дошла до нас в составе коптоарабского Синаксаря. На сохранившихся коптских иконах этот тип иконографии cв. Онуфрия не представлен.
Ключевые слова: коптское искусство, агиография, византинистика, христианский Восток
ФИЛОСОФИЯ
Самойлов Дмитрий (диакон)
Рецепция морального учения И. Канта в сочинениях С. И. Гессена
Стр. 43 – 57
Аннотация: В статье рассмотрено влияние этики И. Канта на философию С. И. Гессена и попытка преодоления русским мыслителем формализма кантовского морального учения. Показано, что хотя Гессен во многих вопросах использовал достижения этики Канта, однако он все же пришел к выводу, что основатель критицизма не сказал последнего слова в своем учении о нравственности. Русский неокантианец полагает кантовскую этику долга лишь одним из уровней нравственности, направляя свою мысль далее, к бытию высшего порядка — любви как дару благодати.
Ключевые слова: моральное учение Канта, философия Гессена, этика Канта, этика долга, нравственность, свобода, культура, любовь
Муха Ольга Ярославовна
Критерии истинности и научности постмодернистского знания
Стр. 58 – 66
Аннотация: Статья поднимает вопрос о критериях истины в постмодернистской философской практике, обращаясь к классическим и неклассическим способам ее определения. Характеризуя специфику постмодерна через отсутствие универсального повествующего языка и процедуры традиционной легитимации знания, автор ставит проблему идеала научности и его современных трансформаций. Две главные тенденции отношения к истине характеризуются в ключе понятий «воля к истине» и «забота об истине», а также определяются специфические критерии истинного в постмодернизме: социально-операционный, социально-политический и эстетический.
Ключевые слова: постмодернизм, истина, критерии истинности, классические теории истины, неклассические теории истинности, научность, идеал научности, критерии научности, квазинаучность, плагиат, сетевой плагиат, дискурс, забывчивость, воля к истине, забота об истине
МАТЕРИАЛЫ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОГО СЕМИНАРА
Гроссханс Х.-П.
Богословские и философские теории истины
Стр. 69 – 84
Аннотация: Размышляя над богословскими и философскими теориями истины, автор сосредотачивается на опыте придания конкретности христианскому рассуждению об истине и в то же время соотносит этот опыт с философскими попытками определения истины. Он указывает на значение понятия «истина» в нашем языке и коммуникации. В статье рассматриваются основные теории истины, характерные для западной философской традиции: классическая корреспондентная, когерентная, прагматическая, коммуникативная и онтическая. Указывая на специфику богословского понимания истины, автор тверждает, что оно пребывает на онтологически более высоком уровне, нежели классическое определение истины как соответствия действительности и разума. Знание Бога, сообщенное христианской вере действием триединого Бога, является совершенным, и поэтому оно не может расширяться и развиваться дальше. На основании этого богословие разрабатывает знание веры, отметая все, что противоречит фундаментальным утверждениям этого знания веры, то есть свидетельствам откровенной истины.
Ключевые слова: истина, богословие, философия, корреспондентная, когерентная, прагматическая, онтическая теория истины, консенсус, вера, откровение
ПУБЛИКАЦИИ
Григорьев Антон Борисович
Сочинение митрополита Рязанского и Муромского Стефана Яворского «Иго Господне благо и бремя Его легко» / Публ. Григорьев А.Б.
Стр. 87 – 113
Аннотация: Первая полная и комментированная публикация богословского труда митрополита Рязанского и Муромского, местоблюстителя Патриаршего престола преосвященного Стефана (Яворского) «Иго Господне благо и бремя Его легко», ставшей ответом на полемическую работу Феофана (Прокоповича) «Повесть о распре Павла и Варнавы с иудействующими и трудность слова Петра апостола о неудобоносимом законном иге» и положившей начало одному из интереснейших богословских диспутов XVIII в.
Ключевые слова: Стефан (Яворский), Феофан (Прокопович), иго Господне, грехопадение, Закон Божий, свобода воли, Ветхий Завет, любовь Божия, грех, благодать Божия, оправдание, степени совершенства
РЕЦЕНЗИИ
Ткаченко Александр Анатольевич
Рец. на кн.: Sacchi P. Introduzione agli apocrifi dell’Antico Testamento. Brescia: Editrice Morcelliana, 2011 (Antico e Nuovo Testamento; 9). 168 p.
Стр. 117 – 119
Воронцов Сергей Александрович
Рец. на кн.: Браулион Сарагосский. Избранные письма Е. С. Криницина, пер. М.: Союзник, 2011. 64 с.
Стр. 119 – 121
Шилов Евгений Вадимович (священник)
Рец. на кн.: Бандуровский К. В. Бессмертие души в философии Фомы Аквинского. М.: РГГУ, 2011. 328 с.
Стр. 121 – 124
Заплатников Сергей Владимирович
Рец. на кн.: Раевская Н. Ю. Священные изображения и изображения священного в христианской традиции. СПб.: Сатис, 2010. 271 с.
Стр. 124 – 125
Носачев Павел Георгиевич
Рец. на кн.: Эгильский Е. Э., Матецкая А. В., Самыгин С. И. Новые религиозные движения. Современные нетрадиционные религии и эзотерические учения. М.: Кнорус, 2011. 224 с.
Стр. 126 – 129
ХРОНИКА
XXII Ежегодная Богословская конференция ПСТГУ
Стр. 133 – 162