на главную
ПСТГУ
 
Регистрация
Забыли пароль?

Сведения об образовательной организации Во исполнение постановления Правительства РФ № 582 от 10 июля 2013 года, Приказа Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 29 мая 2014 г. № 785

Вестник ПСТГУ. Серия I. Богословие. Философия. Религиоведение
Вестник ПСТГУ I:5 (67)
БОГОСЛОВИЕ
Дьяченко Галина Викторовна
Учение свт. Григория Нисского о человеческом слове
Стр. 9 – 23
Аннотация: В данной статье демонстрируется релевантность православной догматики для лингвистики и шире — гуманитарных наук. Разрешение проблемы слова (λ6γος) свт. Григорием Нисским является той соответствующей запросам современного антропоцентричного языкознания метафизической платформой, которая позволяет выработать адекватную лингвистическим фактам теоретическую модель и конкретизировать методологию и практики их анализа. Автор выясняет фундаментальное значение аналогии свт. Григория от слова человека к Слову Божию для выяснения специфики нашего слова. Данная аналогия позволила св. отцу указать на единство ума (νοDς) и слова человека «по естеству» (κατa τiν φUσιν) и на различие их «в подлежащем» (τQ Uποκειμ£νC). На этой основе исследователь определяет слово как явление ума в имени. Также в статье характеризуется неипостасность слова человека, которое не существует отдельно от его ума. Данный факт имеет решающее значение для определения лингвистикой собственного предмета исследования. Анализируется комплексная познавательно-выразительная способность ума человека, выступающего в качестве слова. Кроме того, показана умная этиология имени, выступающего, согласно свт. Григорию, чувственным «образом» (τUπος) мысли. Семантическое отношение имени и мысли заключается в связи явления (φαν£ρωσις), представляющей собой соответствие «по образу». Автор статьи отмечает необходимость более подробной концептуализации лингвистических следствий из богословскофилософского учения о слове свт. Григория Нисского, имеющих высокую значимость для всей гуманитарной мысли.
Ключевые слова: слово(λόγος),ум(νοῦς),имя(ὄνομα),образ имени(τύπος),мысленный образ(εdδος),явление (φανέρωσις
Список литературы:
Полунов Александр Юрьевич
Протестантизм и католичество в оценках "русского Торквемады": к вопросу о религиозных воззрениях К. П. Победоносцева
Стр. 24 – 32
Аннотация: Статья посвящена анализу религиозных воззрений К. П. Победоносцева (1827–1907), известного государственного деятеля, консервативного публициста, в течение 25 лет (1880– 1905) руководившего религиозной политикой государства на посту обер-прокурора Святейшего Синода. В центре внимания отношение Победоносцева к двум ветвям иноверия на территории России — католичеству и протестантизму. В статье показано, что восприятие обер-прокурором иноверных конфессий, при всей жесткости проводимой им политики, было далеко не однозначным. Консерватор решительно отвергал право на прозелитизм за неправославными исповеданиями на территории Российской империи. Особо негативным было его отношение к деятельности Католической Церкви в западных регионах империи и к зародившимся во второй половине XIX в. движениям протестантского толка — «пашковщине» и «штундизму». Вместе с тем к собственно религиозной стороне католичества и протестантизма он относился без неприязни. К простестантизму Победоносцев даже испытывал определенную симпатию. Ему импонировали многие черты данного вероучения — высокая оценка личных достижений человека, культ законности, наличие разработанной трудовой этики. Среди друзей и близких знакомых Победоносцева были протестанты, игравшие заметную роль в общественной жизни России и Европы — баронесса Э. Ф. Раден, видный деятель Англиканской Церкви У. Дж. Биркбек, посол США в России Э. Д. Уайт и др. Особенности отношения Победоносцева к западным исповеданиям, прежде всего к протестантизму, отразились на его политике на посту обер-прокурора, в некоторых случаях способствуя корректировке проводимых им жестких мер.
Ключевые слова: К. П. Победоносцев, М. Ледоховский, Э. Ф. Раден, Э. Д. Уайт, А. П. Стэнли, обер-прокурор, протестантизм, католицизм, прозелитизм, религиозная политика самодержавия, «культуркампф», лютеранство, «пашковщина», штундизм.
Список литературы:
Бакулин Иван Ильич
Присутствие Христа в Евхаристии, согласно взглядам И. де Моншёйа
Стр. 33 – 44
Аннотация: В статье анализируются взгляды известного французского богослова-иезуита Ива де Моншёйа на реальное присутствие Христа в таинстве Евхаристии. Несмотря на то что он одним из первых католических богословов XX в. предложил альтернативу тридентскому богословию реального присутствия Христа в Евхаристии, в силу того что его статья на эту тему так и не была опубликована им при жизни, его концепция оставалась малоизвестной вплоть до конца минувшего столетия. Кратко охарактеризованы причины, по которым традиционный для Католической Церкви взгляд на реальное присутствие Христа в Евхаристии оказался проблемным к первой половине XX в. В статье отмечается, какие из указанных проблем тридентского богословия Евхаристии, возникшие в XX в., концепция де Моншёйа позволяет нивелировать. Также указано, какие богословские сложности эта концепция порождает при соотнесении ее с иными аспектами догматики Католической Церкви. Рассмотрено соотношение взглядов де Моншёйа на реальное присутствие Христа в таинстве Евхаристии с ординарным учительством Католической Церкви XX в. (в частности с энцикликой папы Павла VI Mysterium Fidei, защищающей тридентский подход к проблеме реального присутствия Христа в таинстве) и с традицией тридентского богословия Евхаристии. Также отмечается созвучие некоторых идей де Моншёйа со взглядами протоиерея Сергия Булгакова, которые последний высказывал за несколько лет до де Моншёйа. Отмечается несовместимость взглядов де Моншёйа не только с томистским богословием пресуществления (транссубстанциации), но и с восточно-христианской святоотеческой традицией богословия реального присутствия.
Ключевые слова: католичество, догматическое богословие, реальное присутствие, сакраментология, Евхаристия, пресуществление, транссубстанциация, транссигнификация, трансфинализация, Ив де Моншёй.
Список литературы:
ФИЛОСОФИЯ
Шохин Владимир Кириллович
Проблема зла: теодицея и апология
Стр. 47 – 58
Аннотация: Статья исходит из различения двух модальностей обращения теистического разума с проблемой зла — построения универсальных объяснительных моделей («теодицея») и апологии в конкретных полемических контекстах («защита»). Первая из этих модальностей оказывается в противоречии с основами теистического мировоззрения, поскольку библейские тексты однозначно ориентируют на то, что, во-первых, причины зла имеют партикулярный (не универсальный) характер, и, во-вторых, они далеко не всегда могут быть доступны для конечного разума. Помимо этого демонстрируются и логические проблемы, связанные со взаимной совместимостью основных, классических, теодицей. Модальность апологии является значительно более эпистемически оправданной и религиозно востребованной. Однако здесь используются далеко не все и не самые убедительные ресурсы полемики. Автор предлагает некоторые собственные ответы на атеистическую аргументацию, основным из которых является обнаружение в ней очевидных двойных стандартов, неизбежных для «мышления, направляемого желанием» (wishful thinking).
Ключевые слова: зло, блага, страдания, свобода воли, метафизика, теодицея, апология, аргументация, двойные стандарты, благодарность.
Список литературы:
Савинов Родион Валентинович
Проблема систематизации в протестантской схоластике
Стр. 59 – 70
Аннотация: В статье предлагается модель феномена «протестантской схоластики», разработанная на основе описания схоластического метода систематизации. Исходя из тезиса, что схоластика — это прежде всего систематическое знание, выстраиваются характеристики различных ее направлений, указываются важнейшие мыслители и сочинения, и их вклад в разработку систематики, которая понимается как метод формирования внутреннего единства построений различного уровня и содержания. На основе исторического анализа широкого круга первоисточников показано, что для католической схоластики (средневековой и постсредневековой) характерен тип систематики, основанный на следовании структуре Corpus Aristotelicum, на базе которого францисканцы, доминиканцы, иезуиты и другие мыслители создавали интертекстуальную реконструкцию орденской традиции. Однако для протестантов этот путь был табуирован (Лютер, Кальвин и друге реформаторы отрицали позитивное значение Аристотеля) — возникла потребность в новом типе систематизации. Ряд ортодоксальных лютеранских и кальвинистских мыслителей положили в основу этих поисков ключевые теологические категории и различия (авторитет Св. Писания, различие между Творцом и творением и т. д.): по этому пути пошли А. Полан, Н. Таурелл, К. Тимплер. Другие мыслители — Р. Гоклениус, Б. Майснер — попытались найти место проблемам, не вытекающим непосредственно из конфессиональной догматики: первый разработал жанр лексикографии и принцип антиномичности, второй создал своеобразный «конструктор», из которого можно реконструировать как философский, так и теологический дискурс. Данные факты позволяют рассматривать протестантскую схоластику как специфичную интеллектуальную культуру, отражающую ведущие тенденции раннего Нового времени.
Ключевые слова: схоластика, протестантизм, раннее Новое время, философия, теология, систематизация, Полан, Таурелл, Тимплер, Гоклениус, Мейснер.
Список литературы:
РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ
Антонов Константин Михайлович
Психология "страха смерти" vs социология "контрреволюционной идеологии": полемика М. Н. Покровского и И. И. Скворцова-Степанова (1922–1923) и пути изучения религии в СССР
Стр. 73 – 98
Аннотация: В статье предлагается концептуальный анализ состоявшейся в 1922–1923 гг. на страницах журналов «Молодая гвардия» и «Под знаменем марксизма» полемики И. И. СкворцоваСтепанова (1870–1928) и М. Н. Покровского (1868–1932) о происхождении и природе религии. В первой части статьи автор анализирует политический и интеллектуальный (антирелигиозные кампании, «философские пароходы», создание журнала «Под знаменем марксизма»), социально-биографический контексты полемики. Вторая часть посвящена изложению основных моментов религиоведческих концепций рассматриваемых авторов: их концепциям науки вообще, их интерпретациям «исторического материализма», пониманию ими соотношения практики «борьбы с религией», антирелигиозной пропаганды и научного изучения религии в контексте классовой борьбы, их решениям вопросов о происхождении религии, основных моментах ее истории и т. п. В третьей части предметом рассмотрения становится сама полемика: ее общий ход, основные идеи, аргументация авторов, их система ценностей, предложенные ими варианты марксистского подхода к изучению религии, их понимание истории религии, ее отношения к экономическому базису, их отношение к идеям А. А. Богданова, А. В. Луначарского, других авторов. В заключение делаются предварительные выводы о значении полемики, ее месте в истории «научного атеизма», ее этосе, роли в становлении отечественной психологии религии.
Ключевые слова: религия, исторический материализм, психология религии, история религии, научный атеизм, страх смерти, марксизм, И. И. СкворцовСтепанов, М. Н. Покровский, А. А. Богданов, «Под знаменем марксизма».
Список литературы:
Орешина Дарья Андреевна
«Партнёрский приход»: сотрудничество священнослужителей и мирян как фактор развития социальной деятельности в современных приходах Русской Православной Церкви
Стр. 99 – 120
Аннотация: Задача данной статьи — социологический анализ отношений священников и мирян в приходе с точки зрения роли данного фактора в развитии приходской социальной деятельности. Текст подготовлен на базе двух эмпирических исследований: опроса слушателей дистанционного курса по церковной социальной работе1 и глубинных интервью со священниками, прихожанами и представителями организаций, сотрудничающих с приходами, проведенных в 2012–2013 гг. в рамках проекта «Организация социальной деятельности на приходах РПЦ в XXI в. Социологический анализ»2. В рамках статьи на базе эмпирических данных, во-первых, фиксируется связь типа отношений священников и мирян в приходе с количественными показателями развития приходской социальной деятельности (такими, как количество направлений социальной деятельности в приходе, количество участников этой деятельности и число организаций, с которыми сотрудничает приход). Во-вторых, описываются способы действия настоятеля прихода, которые способствуют формированию сотрудничества того или иного типа и развитию приходской социальной деятельности. Предлагаемая метафора «партнёрский приход» отражает способ организации приходской жизни, ориентированный на развитие как взаимодействия в рамках приходской общины, так и сети контактов «за церковной оградой» — с различными категориями населения, организациями и учреждениями, с которыми прихожане и священник вступают во взаимодействие с целью или в ходе осуществления социальной деятельности.
Ключевые слова: социология прихода, конфессиональная социальная работа, социальная деятельность приходов Русской Православной Церкви, священник, социальные отношения в приходе, эмпирические социологические исследования.
Список литературы:
РЕЦЕНЗИИ
Вевюрко Илья Сергеевич
Рец. на кн.: Jeremias J. Theologie des Alten Testaments. Vandenhoeck & Ruprecht, 2015
Стр. 123 – 131
Неклюдов Константин Викторович
Рец. на кн.: Root B. W. First Century Galilee: A Fresh Examination of the Sources. Mohr Siebeck, 2014
Стр. 131 – 133
Носачев Павел Георгиевич
Рец. на кн.: Burns D. M. Apocalypse of the Alien God: Platonism and the exile of Sethian Gnosticism. University of Pennsylvania Press, 2014
Стр. 134 – 137
Ермилов Павел Валерьевич (диакон)
Рец. на кн.: Primacy in the church: the offi ce of primate and the authority of councils. Vol. 1: Historical and theological perspectives / J. Chryssavgis, ed. St Vladimir’s Seminary Press, 2016
Стр. 137 – 141
Рязанова Светлана Владимировна
Рец. на кн.: Фадеев И. А. Церковь Англии: проблема конфессиональной самоидентификации в исторической перспективе. Маска, 2015
Стр. 142 – 146
Ченцова Дарья Александровна
Религиоведческому знанию для школьников - быть или не быть? Рец. на кн.: Карасёва С. Г., Шкурова Е. В. Знания о религии в школах Беларуси: состояние и перспективы. БГУ, 2015
Стр. 147 – 149
Колкунова Ксения Александровна
Новый взгляд на религиоведческое образование. Рец. на кн.: Религиоведение: учебник и практикум для академического бакалавриата / А. Ю. Рахманин, ред. Юрайт, 2016
Стр. 149 – 152