на главную
ПСТГУ
 
Регистрация
Забыли пароль?

Сведения об образовательной организации Во исполнение постановления Правительства РФ № 582 от 10 июля 2013 года, Приказа Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 29 мая 2014 г. № 785

Вестник ПСТГУ. Серия I. Богословие. Философия. Религиоведение
Вестник ПСТГУ I:69
БОГОСЛОВИЕ
Курдыбайло Дмитрий Сергеевич
О стратегиях патристической экзегезы фрагмента Быт 3. 22 "вот, Адам стал как один из Нас"
Стр. 11 – 29
Аннотация: Статья посвящена исследованию патристических, преимущественно грекоязычных толкований на фрагмент стиха Быт 3. 22 «И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло». Выделены три главные стратегии интерпретации этого фрагмента. Первая, наиболее распространенная (от сщмч. Иустина Философа до прп. Максима Исповедника), отмечает в нем иронию Бога, направленную на то, чтобы показать Адаму, что обещание змия «стать как боги» не осуществилось, и вместе с тем призвать Адама к покаянию. Выделены особенности армянской и антиохийской версий этой парадигмы, возможно восходящей к традиции псевдо-Климента. Вторая стратегия, выработанная в александрийской традиции (Ориген и Дидим Слепец), прочитывает «один из Нас» как «один из» первоначальной общности Бога и всех умных сил, среди которых был диавол, отпавший от Бога, и которому затем уподобился Адам в своем грехопадении. Третья стратегия разработана в контексте христологического богословия IV и VI Вселенских соборов (свт. Кирилл Александрийский и прп. Анастасий Синаит) и сама является христологической: «один из Нас» обозначает Слово Божие как вторую Ипостась Св. Троицы, а уподобление Адама Богу рассматривается с точки зрения фундаментальной аналогии Христа — второго Адама и Адама первого. Проведено сравнение аргументации, привлекаемой в каждой из стратегий, показаны внутренняя непротиворечивость каждой из них и сложности, возникающие при соотнесении их между собой.
Ключевые слова: экзегеза, патристика, Ветхий Завет, Книга Бытия, Адам, грехопадение, ирония, христология, Ориген, Дидим Слепец, Иоанн Златоуст, Кирилл Александрийский, Максим Исповедник, Анастасий Синаит
Список литературы:
ФИЛОСОФИЯ
Мровчинский-Ван Аллен Артур
После Запада и Востока. Икона и русское теополитическое воображение
Стр. 33 – 47
Аннотация: Исходя из нового метода для политической науки, предложенного Эриком Фёгелином, в статье демонстрируется актуальность мысли Евгения Трубецкого. В своих эссе под общим названием «Умозрение в красках. Три очерка о русской иконе» мыслитель разрабатывает анализ, удивительно близкий к принципам представления и порядка, выработанных Фёгелином, а также выражает видение, являющееся абсолютно актуальным, в том числе и в терминах предложенного Вильямом Кавано теополитического воображения. Благодаря этому подходу оказывается, что наличие ясных экклезиологических и историософских основ на сегодняшний день дает нам пример и общую базу (как для православных, так и для католиков) для необходимого преодоления разделения между Востоком и Западом христианского мира. В этой статье предпринимается попытка показать, что разделение между Востоком и Западом, к изображению которого мы так привыкли, есть разделение совсем не церковное и не христианское, и что, наоборот, естественно церковное видение разделения заключается совсем в другом. Автор ставит своей задачей определить в теополитическом контексте, в чем именно состоит церковное видение раскола.
Ключевые слова: икона, Е. Н. Трубецкой, Э. Фёгелин, У. Т. Кавано, теополитическое воображение, Троица, церковно-государственные отношения, Восток и Запад, Церковь
Список литературы:
Пущаев Юрий Владимирович
Советские философы и религия: случай Ильенкова (марксизм как философия жизни и "белое пятно" смерти)
Стр. 48 – 68
Аннотация: В статье анализируются взгляды на религию виднейшего советского философа Э. В. Ильенкова и указывается на некоторые амбивалентные моменты, характеризующие его отношение к религии, например квазирелигиозный характер некоторых его воззрений и философских поступков. Таковыми, например, были его занятия со слепоглухими студентами МГУ и его воззрения на некоторые философско-психологические аспекты воспитания и обучения слепоглухих детей. Ильенковская интерпретация этих аспектов и история обучения слепоглухих студентов в МГУ, с которыми он дружил, получили название “Загорский эксперимент”. Также утверждается принадлежность философии марксизма к направлению философии жизни (понятому предельно широко) и указывается на режим скрытого благоприятствования самоубийству, который содержался в этой атеистической философии. В статье аргументируется, что этот режим скрытого благоприятствования во многом происходил из-за того, что смерть для марксизма и советских философов не является предметом рассмотрения и анализа. Вынесение феномена смерти и связанных с ним аспектов за скобки философии как предмета анализа и размышления являлось причиной в том числе и разного рода жизненных трагедий, как в случае с Ильенковым.
Ключевые слова: Э. В. Ильенков, марксизм, религия, советская философия, философия жизни, жизнь, смерть, самоубийство
Список литературы:
РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ
Метель Ольга Вадимовна
Изучение религиозной проблематики в стенах Коммунистической академии: от кабинета религиозной идеологии к антирелигиозной секции
Стр. 71 – 86
Аннотация: Автор настоящей статьи рассматривает историю изучения религиозной проблематики в стенах Коммунистической академии с точки зрения эволюции основных «комакадемических» институций, ответственных за данную исследовательскую область. Используя архивные документы и опубликованные материалы, она выделяет три этапа в институциональном оформлении религиоведческих исследований в данном учреждении. Первый этап (1926–1928) был связан с деятельностью М. А. Рейснера и предполагал создание кабинета (комиссии) по изучению религиозной идеологии с очень широкой научно-исследовательской программой. Результатом его работы, однако, стало только создание библиотеки религиоведческого профиля. На втором этапе (1928–1930) вместо кабинета была образована комиссия по истории религий, развернувшая широкую работу в нескольких основных направлениях: проведение научных исследований, организация учебной деятельности, популяризация полученных результатов. Результаты работы комиссии оказались не столь впечатляющими, как исходные планы: в 1928–1930 гг. члены комиссии занимались главным образом изучением степени религиозности московских рабочих. Третий этап институционального оформления религиоведческих исследований в стенах Комакадемии (1931– 1936) был связан с деятельностью антирелигиозной секции Института философии, члены которой занимались разработкой марксистко-ленинского учения о религии. Масштабные планы секции также не были полностью реализованы. Несмотря на то что в 1936 г. Коммунистическая академия была ликвидирована, она внесла свой вклад в развитие советского религиоведения, повлияв на становление отдельных исследовательских схем и подходов.
Ключевые слова: Коммунистическая академия, антирелигиозная работа в СССР, марксистско-ленинское учение о религии, марксистко-ленинские научно-исследовательские учреждения
Список литературы:
Дзоффоли Сара
Современный антропологический кризис в творчестве Л. Джуссани
Стр. 87 – 104
Аннотация: В статье производится анализ творчества малоизученного итальянского священника и мыслителя Луиджи Джуссани по отношению к кризису современного общества. Мысль Джуссани (1922–2005) анализируется в контексте католического антропологического богословия, представленного периодом XX–XXI вв. и такими авторами, как Й. Ратцингер, А. Милано, Х. М. Бергольо, А. Скола. В трудах Джуссани обнаруживается особенное созвучие с творчеством Й. Ратцингера. Близость между ними опирается на утверждение неразрывной связи между христианством и признанием величия человека, поскольку первое — это встреча, которая раскрывает человека в человеке и, таким образом, спасает его. Основными темами размышлений изучаемого автора являются концепция человека как образа Божьего и понятие persona как напряжение между отношением и индивидуальностью. В связи с этим автор исследует вопросы об экзистенциальности христианства, о Христе как новом Адаме, который завершает образ Бога, о зависимости от Бога как самой непосредственной онтологической истине сотворенного человека. При этом проявляются следующие особенности мысли Джуссани: христианство как встреча, принадлежность Иному, эпоха Возрождения как период, когда обнаруживаются первые признаки искажения христианской концепции человека, современная власть как сила, предпринимающая попытки отчуждения человеческой природы, современный нигилизм как порабощение властью.
Ключевые слова: католичество, Л. Джуссани, Й. Ратцингер, антропологический кризис, отношение, индивидуальность, экзистенциальность, католическая антропология, встреча, власть, гуманизм
Список литературы:
ПУБЛИКАЦИИ
Аляев Геннадий Евгеньевич, Резвых Татьяна Николаевна
Человек в глубинах смыслов (три конспекта лекций С. Л. Франка)
Стр. 107 – 133
Аннотация: Публикация представляет три конспекта докладов С. Л. Франка 1920– 1930-х гг. — «Смысл жизни», «Смысл любви», «Смысл страдания», — проливая дополнительный свет на деятельность Франка-лектора в обществах и организациях эмигрантской Европы. Все три конспекта в целом посвящены этической проблематике, из чего можно предположить, что они предназначались для студенческой аудитории. Темы докладов являются центральными для творчества зрелого Франка, его главных сочинений, и конспекты отражают процесс формирования ряда идей, в законченном виде вошедших в «Смысл жизни», «Непостижимое», «С нами Бог» и другие работы. Однако можно найти в них и оригинальные сюжеты: так, в конспекте «Смысл любви» содержится сравнительный анализ и критика двух концепций любви — платоновской и фрейдовской; «Смысл страдания» решает заявленную тему через типологизацию различных национально-культурных подходов к восприятию и осмыслению страдания, а также через различение двух подходов уже в рамках типично русского отношения к страданию, которые Франк называет «путем Достоевского» и «путем Пушкина». Кроме того, поскольку публикуемые тексты содержат отсылки к литературе, они отражают увлечения и интересы Франка-читателя в данный период его жизни, демонстрируя важность для Франка такого источника вдохновения, как русская и немецкая литература: Тютчев, Боратынский, Пушкин, Достоевский, Рильке. В этих текстах раскрыт взгляд Франка на тему, принципиальную для его творчества, — Россия и Европа. Доклад «Смысл страдания» добавляет, кроме того, важные штрихи к роли М. Шелера как интеллектуального единомышленника Франка.
Ключевые слова: смысл жизни, любовь, страдание, русская религиозная философия, С. Л. Франк, М. Шелер
Список литературы:
РЕЦЕНЗИИ
Небольсин Антал Гергей
Рец. на кн.: Tot sacramenta quot verba. Zur Kommentierung des Apokalypse des Johannes von den Anfaengen bis ins 12. Jahrhundert. Aschendorff , 2014
Стр. 137 – 140
Михайлов Петр Борисович
Рец. на кн.: Casiday A. Remember the Days of Old. Orthodox Thinking on the Patristic Heritage. St Vladimir’s Seminary Press, 2014
Стр. 141 – 143
Михайлов Петр Борисович
Рец. на кн.: Gavrilyuk P. L. Georges Florovsky and the Russian Religious Renaissance. Oxford University Press, 2013
Стр. 144 – 148
Польсков Константин Олегович (протоиерей)
Рец. на кн.: McCutcheon R. T. A Modest proposal on Method. Essaying the Study of Religion. Brill, 2015
Стр. 148 – 152
Фолиева Татьяна Александровна, Борисов Леонид Андреевич
Рец. на кн.: The Oxford Handbook of Religious Conversion / L. R. Rambo, Ch. E. Farhadian, eds. Oxford University Press, 2014
Стр. 153 – 157
Пруцкова Елена Викторовна, Маркин Кирилл Васильевич
Рец. на кн.: Lee L. Recognizing the Non-Religious: Reimagining the Secular. Oxford University Press, 2015
Стр. 158 – 164