на главную
ПСТГУ
 
Регистрация
Забыли пароль?

Сведения об образовательной организации Во исполнение постановления Правительства РФ № 582 от 10 июля 2013 года, Приказа Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 29 мая 2014 г. № 785

Вестник ПСТГУ. Серия IV. Педагогика. Психология
Вестник ПСТГУ IV:3 (6)
ПЕДАГОГИКА
Круглов Юрий Георгиевич
Православная культура и молодежь: кадровый аспект
Стр. 7 – 12
Аннотация: В статье на конкретном опыте сотрудничества Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова, Центра педагогических исследований «Покров» и Московской Православной Духовной академии и семинарии рассматриваются вопросы подготовки специалистов по основам православной культуры как в системе высшей школы, на базе теологического образования, так и в системе дополнительного образования высшей школы, на базе курсов повышения квалификации.
Ященко Владимир Александрович (игумен Киприан)
О подготовке специалистов в системе дополнительного образования в высшей школе
Стр. 13 – 20
Аннотация: В статье продолжается исследование опыта подготовки специалистов в системе дополнительного образования в высшей школе на примере Богословских курсов при Московской Православной Духовной академии и семинарии. Курсы были организованы в результате сотрудничества высшего светского учебного заведения (Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова), Центра педагогических исследований «Покров» и Московской Православной Духовной академии. Разные формы обучения, гибкая методика преподавания, высокий научный уровень преподавательского состава позволили создать на этой базе многоступенчатую систему дополнительного образования не только непосредственно для преподавателей, но и для самых широких слоев населения, что само по себе является неоценимым практическим опытом в деле просвещения нашего общества.
Дивногорцева Светлана Юрьевна
Место духовно-нравственного воспитания в общей структуре содержания обрзования
Стр. 21 – 38
Аннотация: В своей работе автор обозначает и анализирует шесть основных позиций в построении системы духовно-нравственного воспитания: ориентация детей на нравственные (религиозные) ценности; включение во все обязательные дисциплины учебного плана духовно-нравственного компонента; взаимосвязь базового образовательного курса, а также других школьных предметов с системой внеурочной и внеклассной воспитательной работы в школе. Кроме того, полноценная система духовно-нравственного воспитания в школе, по мнению автора, невозможна без взаимосвязи с системой дополнительного образования, а работа с семьей, совместная работа школы, учреждений дополнительного образования и семьи в деле духовно-нравственного воспитания выступает пятой позицией в построении этой системы. И, наконец, шестая позиция – это необходимость формирования духовно-нравственной окружающей среды. В этой статье, представляющей первую часть исследования, представлены три основные позиции в построении системы духовно-нравственного воспитания.
Довгий Татьяна Петровна, Андрицова Марина Юрьевна, Налётова Наталья Юрьевна
Русская традиционная школа
Стр. 39 – 58
Аннотация: В статье подробно рассматривается опыт работы по педагогическому проекту «Региональная система духовно-нравственного воспитания школьников и учащейся молодежи Смоленской области». Предваряет исследование обозначение проблемы передачи традиции. Авторы утверждают, что методология передачи духовных традиций как взрослому человеку, так и ребенку укореняется в «особенности изучения культурно-исторических процессов в целом», где «осевой линией усвоения и присвоения духовного наследия является феномен личности».
Захарченко Марина Владимировна, Лобкова Галина Владимировна
Образовательный потенциал традиционной культуры
Стр. 59 – 69
Аннотация: Главная цель статьи, которую авторы поставили перед собой, - заострить внимание на тех ключевых проблемах, которые встают на пути претворения принципа народности образования, сформулированного еще на начальном этапе становления педагогической мысли в России.
Сухова Наталия Юрьевна
К вопросу о педагогической подготовке выпускников высшей духовной школы в контексте реформ XVIII - XX вв.
Стр. 70 – 91
Аннотация: В статье рассматриваются попытки реформирования высшей духовной школы с 1797-го по 1917 гг. и проблемы педагогической подготовки ее выпускников. Сложные задачи, стоявшие перед высшей духовной школой в области педагогики, решались непросто и не всегда успешно. В ходе обсуждений, сопровождавших реформы, в обществе выявлялся широкий круг мнений, иногда диаметрально противоположных, но уже тогда, говорит автор статьи, были сформулированы не только проблемы, с которыми неизбежно сталкивались духовные академии при осуществлении этой стороны своей деятельности, но были выработаны и определенные принципы. Сам факт оживленных дискуссий по этому вопросу подтверждает актуальность и необходимость совершенствования педагогической подготовки выпускников не только светских, но и духовных школ и в наше время.
Быкова Ольга Николаевна, Склярова Татьяна Владимировна
Призрение детей в России: патронат, опека, усыновление
Стр. 92 – 109
Аннотация: В этом исследовании авторы проводят сравнительный анализ таких форм призрения детей, как патронат, опека и усыновление, и приходят к выводу о том, что наиболее оптимальным способом устроения детей-сирот является усыновление. Помимо нравственного аспекта эта форма призрения дает возможность полноценного воспитания ребенка и вхождения его во взрослую жизнь равноправным членом общества. При этом не отрицаются и другие формы призрения детей, так как они являются вынужденной необходимостью.
Кайдалова Марина Аркадьевна
Религиозно-педагогические идеи семейного воспитания в трудах епископа Иринея (Орды)
Стр. 110 – 124
Аннотация: Творческое наследие русского иерарха, богослова, религиозно-педагогического мыслителя и общественного деятеля епископа Иринея (Орды) (1836–1904) не так широко известно педагогической общественности. Между тем он оставил нам богатое духовное наследство, которое следует возвратить отечественной культуре и отечественной педагогике в частности. В статье автор анализирует основные положения религиозно-педагогических идей семейного воспитания епископа Иринея, предваряя исследование кратким жизнеописанием владыки. Обращаясь к опыту прошлого, мы не только используем все то ценное, что было у нас в теории воспитания, но и отдаем почтительную дань памяти замечательного русского ученого.
ПСИХОЛОГИЯ
Кондратьев Сергей Владимирович
Интегративная субъективность человека как форма самобытия личности и социального индивида
Стр. 127 – 139
Аннотация: С позиции христианской метафизики и антропологического подхода, реализуемого в психологии, в статье рассматривается интегративная субъектность как форма взаимосвязанного самобытия личности и социального индивида. Дается определение личности как психологической целостности, образованной в результате влияния социума на духовную субстанцию человека, и социальному индивиду как психологической целостности, возникающей в результате влияния социума на природные начала в человеке. В этой связи характеризуется феноменологический состав интегративной субъектности.
Малашкина Елена Сергеевна
Педагогическая деятельность как доброделание
Стр. 140 – 143
Аннотация: В статье тезисно обозначена проблема введения понятия доброделания в психологию развития образования. Автор утверждает, что обращение к понятию доброделания и его активная разработка даст новые возможности для личностного роста в образовании.
ПУБЛИКАЦИИ
Беленчук Лариса Николаевна
Шевырев С. П. Взгляд русского на современное образование Европы

Стр. 147 – 167
Аннотация: Вниманию читателей предлагается публикация широко известной статьи С.П. Шевырева «Взгляд русского на современное образование Европы». Несмотря на известность и многочисленные ссылки, статья, тем не менее, нигде больше не печаталась (насколько это известно автору публикации), хотя представляет несомненный интерес не только для филолога, но и для истории педагогики.
Склярова Татьяна Владимировна
Протоиерей Сергий Четвериков. О религиозных запросах детей и подростков (с пастырской точки зрения)

Стр. 168 – 194
Аннотация: Вниманию читателей предлагается первый выпуск журнала «Вопросы религиозного воспитания и образования», вышедшего в 1927 г. в Париже, в частности, статья протоиерея Сергия Четверикова и предисловие В.В. Зеньковского в соавторстве с И.А. Лаговским. В журнале помимо указанных материалов были напечатаны также следующие статьи: Зеньковский В.В. «Церковь и школа»; Лаговский И.А. «Антирелигиозная пропаганда»; Шидловская С.С. (в замужестве Куломзина) «Эволюция методов религиозного воспитания в Америке». Первый выпуск заканчивался библиографией и хроникой религиозно-педагогического совещания, прошедшего в Париже 6–9 сентября того же года.
РЕЦЕНЗИИ
Дивногорцева Светлана Юрьевна
Церковнославянский язык как способ развития познавательной деятельности Рец. на кн.: Архипова И.Г. «Церковнославянский язык. 5 класс». Учебно-методическое пособие. М., 2006. 206 с.

Стр. 197 – 199
Петракова Татьяна Ивановна, Никитченков Алексей Юрьевич
Взаимообусловленность православной и светской педагогики в поиске путей духовно-нравственного воспитания детей Рец. на кн.: Дивногорцева С.Ю. Духовно-нравственное воспитание в теории и опыте православной педагогической культуры. Монография. М., 2007.

Стр. 200 – 203
ХРОНИКА
Празднование 15-летия ПСТГУ
Стр. 207 – 210