на главную
ПСТГУ
 
Регистрация
Забыли пароль?

Сведения об образовательной организации Во исполнение постановления Правительства РФ № 582 от 10 июля 2013 года, Приказа Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 29 мая 2014 г. № 785

Вестник ПСТГУ. Серия V. Вопросы истории и теории христианского искусства
Вестник ПСТГУ V:1 (10)
ИССЛЕДОВАНИЯ
Новохатько Екатерина Алексеевна
Храм: отражение и созидание (об истоках раннеготической рефлексии в трактатах аббата Сугерия, Гонория Августодунского, Сикарда Кремонского)
Стр. 7 – 20
Аннотация: В статье рассматривается специфика раннеготических представлений на материале трех трактатов XII в. о строительстве храма (аббат Сугерий) и о символике храмового сооружения (Гонорий Августодунский и Сикард Кремонский). Один из основных вопросов, затронутых в статье, — перенесение реалий Небесного града на земной храм и наделение воплощенного на земле образца телесностью — анализируется в контексте богословских идей XII столетия.
Ключевые слова: храм, храмовое пространство, небесная и земная сакральная архитектура, реальность, телесность
Список литературы:
Ванеян Степан Сергеевич (протоиерей)
Панофский, Гомбрих и смысл значения в искусстве и иконологии
Стр. 21 – 43
Аннотация: Э. Панофский, признанный отец иконологии — не просто нового метода семантического анализа, а новой концепции науки об искусстве, прошел путь идейного развития от немецкоязычных и неокантианских текстов 30-х гг. к более прозрачным и убедительным текстам своего американского периода, т. е. от герменевтики символических форм как экзистенциального самотолкования к культурно-исторической контекстуализации интендированного значения. Один из поздних (1972) критиков иконологии — Э. Гомбрих — предпринимает попытку заменить философскую подоплеку иконологии своеобразной философией обыденного сознания, находя в научном дискурсе всего лишь правила хорошего тона: самоограничение эпистемологических претензий историка — главная его добродетель.
Ключевые слова: иконология, наука об искусстве, семантический анализ, герменевтика символических форм, экзистенциальное самотолкование, интендированное значение, философия обыденного сознания, научный дискурс
Список литературы:
Юрьева Марина Викторовна
История одного образа: чудотворная Плащаница Богоматери, принадлежавшая роду князей Корецких
Стр. 44 – 60
Аннотация: В предлагаемой статье впервые представлены сведения об образе, именуемом Чудотворная Плащаница Богоматери. Эта святыня сохраняется в Свято-Воскресенском Троицком ставропигиальном женском монастыре г. Корца Волынского края. Образ этот упоминается в исторических документах с 1622 г. и представляет собой вырезанную по форме и писанную на кипарисовом дереве фигуру усопшей Божией Матери. Подобные фигуры, именуемые Богородичные Плащаницы, которые выносились для поклонения в праздник Успения, а также привозились паломниками как благословения со Святой земли, были распространены в XIX в. Художественный и исторический анализ рассматриваемого в статье образа позволяет предположить более раннее существование подобных Успенских плащаниц.
Ключевые слова: Свято-Воскресенский Троицкий Корецкий женский монастырь, древняя святыня князей Корецких, образ Успенской Плащаницы, фигурки-евлогии, праздник Успения Божией Матери
Список литературы:
Воронова Ариадна Александровна
Далматинские поликонхи и средневековые ротонды Словении: проблема происхождения архитектуры
Стр. 61 – 82
Аннотация: Один из самых характерных типов сакральной средневековой архитектуры — ротонда — проявил себя совершенно по-особому на землях Далмации и Словении. В Далмации наибольшее распространение получил поликонхальный тип, более характерный для архитектуры Константинополя и восточных провинций, а в Словении — тип чистой ротонды, более укорененный в Риме и западных провинциях. Данные сооружения сопоставляются в аспекте происхождения архитектуры этих памятников. Делается вывод о том, что различные типы ротонд (капеллы, баптистерии, костницы) имеют общие для западной и византийской стилистики истоки. Выявляются именно те генетические особенности далматинского и словенского церковного зодчества, которые сохранили традиции единой христианской культуры.
Ключевые слова: средневековая архитектура, Западные Балканы, Далмация, Словения, ротонды, поликонхи, костницы
Список литературы:
Плотникова Наталья Юрьевна
Нотация русского партесного многоголосия
Стр. 83 – 109
Аннотация: В статье, опирающейся на обширный рукописный материал, рассмотрены важнейшие элементы нотации в партесных гармонизациях: способы записи (отдельные партии, хоровая книга и партитуры) и ключи, установлены черты ее своеобразия по сравнению с западноевропейской традицией. Изучены типичные и редкие комбинации ключей До, Соль и Фа в четырехголосных гармонизациях. Показано, что в композициях на 8 и 12 голосов под влиянием концертного многоголосия и в связи с постепенным отходом от обработки одноголосных церковных роспевов формируется новая система ключей. Сделаны выводы о практическом применении теории ключей в расшифровках партесного многоголосия.
Ключевые слова: нотация, гармонизации, партесный стиль, партии, партитуры, ключи, рукописи
Список литературы:
Рыжова Ольга Олеговна
Иконопись Киева XVIII века: мастерские и сохранившиеся произведения
Стр. 110 – 135
Аннотация: В статье представлен краткий обзор живописно-иконописных мастерских, работавших в Киеве в XVIII в., и произведений, вышедших из этих мастерских, на основе литературных источников и натурных исследований музейных собраний Национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника (НКПИКЗ), Национального художественного музея Украины (НХМУ), Национального заповедника София Киевская (НЗСК). В обзор сохранившихся произведений иконописи Киева XVIII в. вошли как иконостасные комплексы in situ, так и иконы, некогда изъятые из ансамблей и сохраняющиеся в музейных собраниях. Критерием отбора произведений для исследования служили документальные свидетельства (в основном архивного и библиографического порядка), подтверждающие киевское происхождение памятников. В результате проведенного изыскания впервые осуществлено комплексное исследование сохранившихся произведений иконописи Киева XVIII в. Значительный массив киевских памятников иконописи XVIII в., имеющих фиксированное киевское происхождение и всесторонне изученных, приобретает статус эталонной базы и становится доступен для широкого круга исследователей.
Ключевые слова: Киев XVIII в., иконописные мастерские Киева XVIII в., иконостасы Киева XVIII в., иконы Киева XVIII в.
Список литературы:
Федышин Иван Николаевич, Виноградова Елена Анатольевна
О контроле над деятельностью вологодских иконописцев в последней трети XVIII века: документы и материальные свидетельства
Стр. 136 – 168
Аннотация: В 1770-х гг. в Вологодской епархии существовала многоступенчатая система контроля над художественным качеством иконописи. Предметом исследования являются сохранившиеся архивные документы и иконы, представленные вологодскими иконописцами на рассмотрение епископа Иосифа II (Золотова) в качестве образцов художества, для получения специального указа, дающего право писать иконы в Вологодской епархии. Комплексы документов по освидетельствованию мастерства художников содержат важные биографические сведения иконописцев, что в совокупности с формальностилистическим анализом произведений открывает широкие возможности для изучения истории ремесла и вологодской иконописи в целом.
Ключевые слова: икона, иконописец, Вологодская епархия, система контроля качества иконного художества, особенности авторской техники исполнения, история вологодской иконописи
Список литературы:
Резниченко Евгения Борисовна
Свадебные причитания Беломорья в контексте изучения народной религиозности
Стр. 169 – 180
Аннотация: Народные верования восточных славян представляют собой целостную систему, внутри которой противопоставлены христианские и языческие (мифологические) компоненты. В статье изложен опыт изучения локальной специфики севернорусской народной религиозности сквозь призму традиционной свадьбы Беломорья. Архаическая по происхождению модель поморского ритуала обогащена христианскими компонентами, которые отражены в его различных семиотических «языках-кодах» (акциональном, предметном, вербально-музыкальном). Особое значение для выяснения роли в местной свадьбе христианской составляющей имеют записи последней трети XIX века. Они включают развернутые циклы плачей-молений канонического православного содержания, выраженного традиционной для севернорусской причети лексикой.
Ключевые слова: народная религиозность, региональные исследования, Поморье, свадебные причитания
Список литературы:
РЕЦЕНЗИИ
Кондрашкова Лада Вадимовна
О книге Н. Плотниковой «Службы Божии В. Титова». Рец. на кн.: Плотникова Н. Ю. Русское партесное многоголосие конца XVII — первой половины XVIII века. Службы Божии Василия Титова: Исследование и публикация. М.: Издательство ПСТГУ, 2012
Стр. 183 – 186

Список литературы:
ХРОНИКА
О работе секций «Христианское искусство» и «Церковное пение» на XXIII Ежегодной Богословской конференции ПСТГУ
Стр. 189 – 192

Список литературы: