на главную
Православный Свято-Тихоновский университет
Свидетельство о Государственной аккредитации
 
Регистрация
Забыли пароль?

Сведения об образовательной организации Во исполнение постановления Правительства РФ № 582 от 10 июля 2013 года, Приказа Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 29 мая 2014 г. № 785

Полученные гранты (2016)

Держава Ромеев от Константина Великого до Константина Багрянородного: идея единства империи


Исследование осуществляется в рамках Программы научных исследований Фонда Развития ПСТГУ в 2016 г.

Руководитель проекта:

Шичалин Юрий Анатольевич, д-р. филос. наук, канд. филол. наук,
заведующий кафедрой древних языков и древнехристианской письменности
богословского факультета ПСТГУ.

Участники исследовательской группы:

Александрова Татьяна Львовна, канд. филол. наук, доцент кафедры древних языков и древнехристианской письменности богословского факультета ПСТГУ

Анашкин Антон Владимирович, канд. филол. наук, зам.декана богословского факультета по научной работе, преподаватель кафедры ДЯиДХП ПСТГУ,

Бегдаш Владислав Андреевич
, аспирант 1-го г.о. кафедры ДЯиДХП ПСТГУ

Луховицкий Лев Всеволодович, канд. филол. наук, научный сотрудник отдела истории средних веков Института славяноведения РАН

О проекте

В силу господства в современной историографии западоцентричной модели, складывавшейся начиная с эпохи итальянского возрождения, мы в настоящее время имеем искаженное представление о той огромной империи, которая была создана римлянами в начале нашей эры и в восприятии самих ее подданных продолжала существовать как некое единое целое на протяжении веков. Несмотря на многочисленные разделения, которые претерпевала империя как в силу административной необходимости, так и в результате войн и нашествий варваров, империя воспринималась единой. Это было обусловлено представлением о ходе мировой истории как приготовлении к принятию закона Христова. Рим, в пределах которого при императоре Августе родился Спаситель, подчинил империю единому закону, выполнил эту подготовительную работу. Римские императоры считали себя наследниками Августа.

Воспринимал империю единой и первый христианский император Константин Великий, который, унаследовав государство, разделенное на тетрархии, утвердил в нем единоличное правление. Перенесение столицы из старого Рима в Новый Рим (Константинополь) не свидетельствовало о разделении империи. Преемниками Константина стали его сыновья, — т.е. империя по-прежнему мыслилась как единое государство, административно разделенное между членами одной семьи. Та же модель сохраняется в правление Валентиниана и Валента. Феодосий I, получивший престол в Восточной империи и сделавший «никейскую веру» обязательной для своих подданных, приложил усилия к поддержанию единства империи, которое представлялось и торжеством правой веры. Разделение империи при сыновьях Феодосия I Аркадии и Гонории не отменяло идеи единого государства. При Феодосии II две части империи сблизились посредством династического брака дочери Феодосия с Валентинианом III. Именно для этого единого государства был собран первый христианский свод законов — Кодекс Феодосия. Во 2-й половине V в. в силу внешних обстоятельств единство рушится, но ни взятие Рима Одоакром в 476 г., ни последующее установление государства Теодориха не означают исчезновения единой Римской империи со столицей в Константинополе.

В VI в. Юстиниан I вновь отвоевывает часть захваченных варварами земель в Италии и Африке, возвращаясь к прежним границам империи. В последующие века внимание ромейских императоров отвлекают войны с персами и арабами, отвоеванные земли на Западе оказываются вновь утрачены вследствие нашествия лангобардов, но попытки вернуть их по-прежнему предпринимаются.

Сознание единства Державы Ромеев поддерживают Церковные соборы, задуманные Константином Великим как вселенские.

Одним из свидетельств восприятия империи как единого государства может служить то, что франкский король Карл Великий представляет себя наследником свергнутого Константина V, хотя на Востоке это воспринимается как попытка узурпации. Но при этом сам Карл понимает, что он без санкции константинопольских императоров не может считаться законным наследником Августа и Константина, в связи с чем ищет брака с императрицей Ириной. Точно так же Оттон Великий стремился связать брачными узами своего сына и дочь императора Романа, прекрасно понимая, что не имеет права на титул римского императора. И об управлении единой Державой Ромеев (Римской империей), а не Восточной Римкой империей и не Византией пишет своему сыну Константин Порфирородный.

Таким образом, еще в X веке (и, можно сказать, вплоть до разделения церквей в 1054 г.) вся территория державы Ромеев (Римской империи) мыслится как единое пространство, находящееся под властью христианских правителей.

В рамках настоящего проекта исследовательская группа проверит гипотезу об искусственности понятия (а скорее даже - конструкции западноевропейской научной мысли) «Византия», на основе греческих и латинских источников попытается установить самосознание правителей и подданных Римской империи в IV - X вв., а также проанализировать (верифицировать) западноцентричную модель историографии «Античность - Средние века - Возрождение».

                                                        Календарный план Проекта

                                 по теме: «Держава Ромеев от Константина Великого до
                                 Константина Багрянородного: идея единства империи»

№ этапа
период начала/окончания работ                                       
Содержание этапа
Результат
1
Май 2016 – Ноябрь 2016                                   
Подбор релевантных источников для исследования,

Сбор научной литературы по теме исследования

анализ релевантных гражданских (исторических, литературных, философских, богословских, юридических) и церковных текстов                                                               
Банк источников и литературы по теме проекта.
2
Декабрь 2016 – Апрель 2017
Подготовка публикаций по теме исследования                               
4 статьи

От 1 до 2 а.л.            


Результаты работы по проекту


Хроника проекта

Март 2017 г.: приняты 2 статьи (авторы – Анашкин А.В., Луховицкий Л.В.) в журналы из перечня рецензируемых научных изданий ВАК РФ:
Анашкин А.В. Эпистолярные «следы» в византийских церковных канонико-правовых эротапокризах XII в. (на материале ответов митрополита Никиты Ираклийского); Луховицкий Л.В. Византийская ойкумена в иконоборческой полемике.
На подходе еще две статьи (авторы – Шичалин Ю.А., Александрова Т.Л.): будут опубликованы в журналах из перечня рецензируемых научных изданий ВАК РФ.

Февраль 2017 г.: публикация второй статьи в журнале из списка WoS:
Александрова Т.Л. О времени и причинах удаления императрицы Евдокии во Святую Землю // Вестник древней истории. 77/1. М., 2017. С. 106–125.

Ноябрь 2016 г.: оформление подписки на библиографический ресурс L´Année philologique; проведение круглого стола «Держава Ромеев от Константина Великого до Константина Багрянородного: идея единства империи» в рамках осенней сессии ежегодной богословской конференции ПСТГУ.
Александрова Т.Л. (доклад «Наследование престола в ромейской империи IV-V вв.»)
Луховицкий Л.В. (доклад «Своё и чужое пространство в иконоборческой полемике VIII-IX вв.»)

Октябрь 2016 г.: подготовка Т.Л. Александровой и Л.В. Луховицким докладов к круглому столу

Август 2016: Участие двух членов проекта в Международном Конгрессе по Византийским исследованиям в Белграде (Сербия)

АнашкинА.В. (
доклад Towards a Genesis of Byzantine Church Canonical Erotapokriseis by Niketas Metropolitan of Heracleia: Epistolary Trace)

ЛуховицкийЛ.В. (
доклад Dissecting the Miraculous: Nicephorus Gregoras’ “Speeding up” and “Freezing up” Psychologizing Techniques in the Lives of Theophano and Anthony Kauleas) http://pstbi.ru/news/show/295-visantija_serbija

Июль 2016 г.:  публикация статьи в журнале из списка WoS:
Александрова Т.Л. Феодосий II и Пульхерия в изображении Cозомена// Вестник древней истории. 76/2. М., 2016. С. 371–386.

Июнь 2016 г.: оформление подписки в онлайн-библиотеку: греческой литературы Online TLG

Май 2016 г.: первая встреча, составление календарного плана работы по проекту, назначение кураторов для младших участников проекта.


Отчетные материалы

Круглый стол:

«Держава Ромеев от Константина Великого до Константина Багрянородного: идея единства империи»

30 ноября 2016 г. состоялось заседание круглого стола «Держава Ромеев от Константина Великого до Константина Багрянородного: идея единства империи», который проводится в рамках работы по одноименному исследовательскому проекту. В роли модератора настоящего круглого стола выступил координатор и член проектной группы заместитель декана богословского факультета, канд.филол.н., Анашкин Антон Владимирович, который кратко освятил тот комплекс проблем, которым будут посвящены выступления двух других членов исследовательской группы — Александровой Татьяны Львовны, канд.филол.н., доцент кафедры древних языков и древнехристианской письменности богословского факультета ПСТГУ, а также Луховицкого Льва Всеволодовича, канд.филол.н., научного сотрудника отдела истории средних веков Института славяноведения РАН.

Т. Л. Александрова представила доклад на тему «Наследование престола в ромейской империи IV-V вв.», снабдив её подробнейшим древом генеалогических связей и престолонаследия западных и восточных императоров Римской империи. Данная схема охватила эпоху, простирающуюся от Диоклетиана и Максимиана Геркулия (286 г.), членов тетрархии, до Маркиана (450-457 гг.) и Олибрия (472 г.), императоров Востока и Запада. На примере этого исследования мы видим, каким образом, в том числе через многочисленные бракосочетания, потомки Константина стремились сохранить в сфере своего владения всё пространство империи ромеев.

Л. В. Луховицкий выступил с докладом на тему «Своё и чужое пространство в иконоборческой полемике VIII-IX вв.». В данной работе он опирается, с одной стороны, на деяния иконоборческого собора в Иереи (754 г.) и второго Вселенского собора в Никее (787 г.), а, с другой стороны, на «Хронографию» Феофана Исповедника, жития св. Стефана Нового и свт. Мефодия, патриарха Константинопольского, а также на письма Фёдора Студита и другие тексты. В заключении работы он показывает, что папа Лев III (796-816) видел в явлении иконоборчества некое внешнее влияние, способное подорвать единство империи. У Феофана Исповедника также выражается идея внешнего влияния, однако она принадлежит императору иконоборцу Константину Копрониму, который приписывает св. Иоанну Дамаскину иудейское влияние. Последнему деяниями иконоборческого собора в Иереи приписывается также мусульманское влияние.



Описание результатов проекта.
Публикации по проекту:

№№ Результат Количество Примечание
По плану По факту
1. Количество публикаций в журналах, входящих в базу данных Web of science (WoS) 1 1 В журнале «Вестник Древней Истории» (Т.Л. Александрова)
2. Количество публикаций в журналах, включённых в перечь изданий, рекомендованных ВАК 3 3 В журналах «Вестник Древней Истории» (Т.Л. Александрова – статья вторая; данная статья может быть также засчитана как WoS´овская в п.1 таблицы), «Вестник ПСТГУ» (Л.В. Луховицкий); «Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова» (А.В. Анашкин) Статьи Л.В. Луховицкого и А.В. Анашкина включены в план изданий (справки прилагаются). Журнал, в котором будет опубликована статья Л.В. Луховицкого, включён в индекс ERIH PLUS
3. Количество публикаций в иностранных изданиях 0 1

 

  1. Александрова Т.Л. Феодосий II и Пульхерия в изображении Cозомена // Вестник древней истории. 76/2. М., 2016. С. 371–386. WoS/ВАК (данный журнал также входит в число журналов, рекомендованных ВАК РФ)
  2. Александрова Т.Л. О времени и причинах удаления императрицы Евдокии во Святую Землю // Вестник древней истории. 77/1. М., 2017. С. 106–125. WoS/ВАК (данный журнал также входит в число журналов, рекомендованных ВАК РФ)
  3. Анашкин А.В. Эпистолярные «следы» в византийских церковных канонико-правовых эротапокризах XII в. (на материале ответов митрополита Никиты Ираклийского) // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. В печати. ВАК
  4. Луховицкий Л.В. Византийская ойкумена в иконоборческой полемике // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. В печати. ВАК
  5. Anashkin A. Towards a genesis of Byzantine canonical erotapokriseis by Niketas metropolitan of Herakleia: epistolary trace // Abstracts of the 23rd International Congress of Byzantine Studies (University of Belgrade, 22–27 August 2016. Thematic Session of Free Communications: Byzantine literature in the 11th century). Belgrade, 2016. P. 9–10.

Необходимо указать, что кроме выше указанных опубликованных и принятых к публикации статей в настоящий момент готовятся к выходу еще две статьи по теме проекта (Ю.А. Шичалин: Ошибка перспективы, или Еще раз о России и Европе, Т.Л. Александрова: Наследование престола в ромейской империи IV-V вв.), которые предположительно будут опубликованы в таких журналах, включённых в перечь изданий, рекомендованных ВАК, как:

«Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология»;

«Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия».

Статья Ю.А. Шичалина «Ошибка перспективы, или Еще раз о России и Европе» призвана стать итоговой в рамках работы по проекту.

27 мая 2016 г.

Разместить ссылку на материал