1 /
Завершилась очередная поездка богословского факультета в малые города России
В рамках миссионерской и педагогической практики студенты 3 курса богословского факультета ПСТГУ с 15 по 17 февраля 2020 года посетили город Торжок.

Чтец Кирилл Алексин, заведующий Практическим отделом ПСТБИ:

Поездка в Торжок стала вторым эпизодом в новом формате реализации миссионерской и педагогической практики. Много лет подряд мы ездили в город Касимов Рязанской области, когда Касимовской епархией управлял владыка Дионисий, а теперь в связи с его переводом в Москву нам пришлось сменить базу практики.

Мы очень благодарны нашему выпускнику отцу Виталию Симоре, председателю Отдела религиозного образования и катехизации Тверской епархии, за то, что нам удалось достичь соглашения с этой епархией и уже второй год проводить здесь практику. В прошлом году епархия предоставила нам возможность поехать в Старицу, а в этом году — в Торжок.

Торжок – древний город со многими храмами, находящийся в достаточно плачевном состоянии, хотя, как кажется, не настолько плачевном, как Старица, о чем можно судить, например, по количеству школ. В Торжке больше молодежи, а значит, у города есть будущее.

Еще во время поездок в Касимов мы поняли, что в малом городе жизнь замирает, и самое хорошее, что могут сделать там студенты факультета, – это создать какое-то движение. Если это движение будет на тему религиозную, то это будет еще и миссия, если, конечно, сами ведущие не провалят свою тему. Также малые города оказались удобными и в организационном плане. Плюс малых городов – в них зачастую есть монастыри с небольшим количеством монашествующих и с помещением, где можно разместиться и проводить совместные обсуждения.

Мы очень благодарны настоятелю Новоторжского Борисоглебского монастыря отцу Амфилохию и его соработникам за гостеприимство.

Мероприятия, которые мы проводили в Торжке, полезны принимающей стороне и в содержательном, и в формальном смысле. Мы говорим с людьми о ценностях, о вере, о каких-то вещах, о которых они без нас не задумывались. Это такой вызов на разговор. Нам это нравится, и нам это полезно. Епархии хорошо, что кто-то занимается такой просветительской деятельностью, что она, в том числе, благодаря этому контактирует со школами. Для школ хорошо, что у них осуществляется духовно-нравственное воспитание, для местных СМИ хорошо, что в городе вообще что-то хорошее происходит.

Наш приезд не стоит больших денег, наш приезд не стоит больших организационных усилий, нам достаточно дать еду и крышу над головой, а все остальное мы сделаем сами.

На факультете мы готовим людей, которые будут общаться с людьми. Не все студенты, поступая к нам, осознают, что любую работу теолога и религиоведа, даже самую кабинетную, нужно будет кому-то показывать. Каждый исследователь должен ясно и аргументированно уметь представлять свои результаты, потому что наш мир – это мир презентаций, отчетов, от которых, в том числе, зависит и выделение финансирования.

Поэтому столкновение с новыми людьми, которым ты должен донести информацию, которая является и твоим личным переживанием, это задача, без которой невозможно стать нормальным выпускником богословского факультета. Я помню, что свою педпрактику я пережил очень восторженно, и это сыграло положительную роль в моей жизни.

В этот раз практика была устроена следующим образом. Каждый урок был плодом коллективного творчества студентов и их старших товарищей. У каждой группы был капитан (спикер), который нес ответственность за содержание урока и его подготовку, куратор – консультант, к которому можно было обращаться в процессе подготовки, и супервайзер, который оценивал на месте, как прошел урок, что у человека получилось, что не получилось, какая была структура урока, реакция аудитории, взаимодействие с ней. Уверен, этот опыт пригодится ребятам в будущем.

Дмитрий Головач, III курс (ПСТБИ), спикер

«Мне впервые выдалось работать в таком формате беседы. Это был очень полезный, хотя, на мой взгляд, скорее неудачный опыт. Я плохо понимал, что меня ждет и какой алгоритм действий мне необходимо предпринимать. В итоге я потратил огромное количество времени на подготовку, работая не совсем в верном направлении.

Кроме того, группы практикантов формировались без учета наших желаний, что привело к несогласованной работе, но позволило понять, как следовало бы работать в группе. Хотелось бы, чтобы разборы готовых уроков организаторами практики проводились заранее, чтобы у студентов осталось достаточно времени для исправления ошибок.

Несмотря на все, это был крайне ценный опыт, за приобретение которого я благодарен организаторам».

Владимир Никитин, III курс

«Мне поездка очень понравилась, я был вместе со своими друзьями, сокурсниками, там было очень мило, мы вместе занимались общим делом, как это, впрочем, и полагается делать в Церкви».

Иван Харламов, III курс

«Поездка мне понравилась, была довольно продуктивной, насколько это возможно. Я получил максимально положительные эмоции от самой практики, потому что не ожидал, что она пройдет так классно! Город очень понравился. Это в своем роде картина России, которую мы потеряли. Максимально удручает состояние всех архитектурных памятников».

Анна Аксенова, III курс, спикер

«Мне было легче, так как у меня был гуманитарный класс, в котором были практически одни девочки, а девочки, как правило, проще идут на диалог, поэтому мы сразу стали получать ответы на наши вопросы. Конечно, когда ты разговариваешь с классом, есть два таких страха – в своих словах что-то не досказать или же, что еще хуже, неправильно донести, и страшно, если не будет ответа на все твои «речи». Но ответ был!

Я могу сказать, что это удивительный опыт, и я бы еще хотела попасть в такую поездку. Мне очень повезло с наставниками – Иваном Ильичом и Кириллом Вадимовичем!»