на главную
ПСТГУ
Свидетельство о Государственной аккредитации №1805 от 15 марта 2016 г.
 
Регистрация
Забыли пароль?

Умо по теологии
Специалист.

Прием на программу специалитета по теологии прекращен в 2011 году




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

 

 

УТВЕРЖДАЮ:

Заместитель Министра

образования Российской Федерации

________________Л.С. Гребнев

«_____»_________________ 2002 г.

 

 

Номер государственной регистрации

_____________________________

 

 

 

 

 

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ

СТАНДАРТ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

 

Специальность 020500 Теология

 

 

Квалификация – теолог, преподаватель

 

 

 

 

 

Вводится с момента утверждения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва, 2002 г.


1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СПЕЦИАЛЬНОСТИ

020500 ТЕОЛОГИЯ

1.1. Специальность утверждена приказом Министерства образования Российской Федерации от 02. 03. 2000 № 686.

1.2. Квалификация выпускника – теолог, преподаватель. Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки теолога по специальности 020500 Теология при очной форме обучения 5 лет. Специалист теологии подготовлен к выполнению научно-исследовательской, учебно-воспитательной и экспертно-консультативной деятельности.

Образовательная программа по подготовке специалиста теологии носит светский характер. В соответствии с действующим законодательством в процессе изучения составляющих теологию отраслей научного знания не предусмотрено совершение культовых обрядов. Образование специалистов теологии не преследует цели подготовки священнослужителей.

1.3. Теология – это комплекс наук, которые изучают историю вероучений и институционных форм религиозной жизни, религиозное культурное наследие (религиозное искусство, памятники религиозной письменности, религиозное образование и научно-исследовательскую деятельность), традиционное для религии право, археологические памятники истории религий, историю и современное состояние взаимоотношений между различными религиозными учениями и религиозными организациями. Изучение теологии в системе высшего профессионального образования носит светский характер.

Предметом теологии являются накопленные в течение длительного исторического срока религиозный опыт, памятники религиозной культуры, а также интеллектуальное и духовное богатство.

1.4. Квалификационная характеристика выпускника:

Специалисты теологи осуществляют профессиональную деятельность в следующих областях:

1.   в научно-исследовательской работе в области истории и теории религии и церкви, религиозно-философских проблем бытия человека и современной цивилизации;

2.   в государственных и муниципальных образовательных учреждениях как преподаватели; в воспитательной работе с детьми и молодежью и в группах социальной адаптации и реабилитации;

3.   в составе экспертных комиссий и в качестве независимых экспертов государственных, муниципальных, конфессиональных и общественных организаций, средств массовой информации.

1.5. Возможности продолжения образования выпускника-теолога, освоившего основную образовательную программу высшего профессионального образования по специальности 020500 Теология.

Выпускник подготовлен для продолжения образования в аспирантуре.

1.7. Перечень конфессионально-образовательных профилей подготовки специалиста*:

§         Христианская  теология;

§         Исламская теология;

§         Иудейская теология.

 

2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ АБИТУРИЕНТА

2.1. Предшествующий уровень образования абитуриента – среднее (полное) общее образование.

2.2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании или среднем профессиональном образовании, или начальном профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем среднего (полного) общего образования, или высшем профессиональном образовании.

 

3. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ПРОГРАММЕ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКА ПО

СПЕЦИАЛЬНОСТИ 020500 ТЕОЛОГИЯ

3.1. Основная образовательная программа подготовки теолога разрабатывается на основании настоящего государственного образовательного стандарта и включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин, программы учебных и производственных практик.

3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки теолога, к условиям ее реализации и срокам ее освоения определяются настоящим государственным образовательным стандартом.

3.3. Основная образовательная программа подготовки теолога состоит из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, позволяющих расширить и углубить конфессиональную подготовку, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплины и курсы по выбору студента в каждом цикле должны содержательно дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.

3.4. Основная образовательная программа подготовки теолога должна предусматривать изучение студентом следующих циклов дисциплин и итоговую государственную аттестацию:

цикл ГСЭ – общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;

цикл ЕН – общие математические и естественнонаучные дисциплины;

цикл ОПД – общепрофессиональные дисциплины;

цикл ДКП – дисциплины конфессиональной подготовки;

ФТД – факультативы.

Содержание национально-регионального компонента основной образовательной программы подготовки теолога должно обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим государственным образовательным стандартом.

 

4. ТРЕБОВАНИЯ К ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ

ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ

ТЕОЛОГА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 020500 ТЕОЛОГИЯ

 

Индекс

Наименование дисциплин

и их основные разделы

Всего

Часов

1

2

3

ГСЭ

Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины

1800

ГСЭ.Ф.00

Федеральный компонент

1260

ГСЭ.Ф.01

ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК:

Специфика артикуляции звуков, интонации, акцентуации и ритма нейтральной речи в изучаемом языке; основные особенности полного стиля произношения, характерные для сферы профессиональной коммуникации; чтение транскрипции. Лексический минимум в объеме 4000 учебных лексических единиц общего и терминологического характера.

Понятие дифференциации лексики по сферам применения (бытовая, терминологическая, общенаучная, официальная и другая). Понятие о свободных и устойчивых словосочетаниях, фразеологических единицах. Понятие об основных способах словообразования. Грамматические навыки, обеспечивающие коммуникацию общего характера без искажения смысла при письменном и устном общении; основные грамматические явления, характерные для профессиональной речи. Понятие об обиходно-литературном, официально-деловом, научном стилях, стиле художественной литературы. Основные особенности научного стиля. Культура и традиции стран изучаемого языка, правила речевого этикета. Говорение. Диалогическая и монологическая речь с использованием наиболее употребительных и относительно простых лексико-грамматических средств в основных коммуникативных ситуациях неофициального и официального общения. Основы публичной речи (устное сообщение, доклад). Аудирование. Понимание диалогической и монологической речи в сфере бытовой и профессиональной коммуникации. Чтение. Виды текстов: несложные прагматические тексты и тексты по широкому и узкому профилю специальности. Письмо. Виды речевых произведений: аннотация, реферат, тезисы, сообщения, частное письмо, деловое письмо, биография.

340

ГСЭ.Ф.02

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА:

Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов. Ее социально-биологические основы. Физическая культура и спорт как социальные феномены общества. Законодательство Российской Федерации о физической культуре и спорте. Физическая культура личности. Основы здорового образа жизни студента. Особенности использования средств физической культуры для оптимизации работоспособности. Общая физическая и специальная подготовка в системе физического воспитания. Спорт. Индивидуальный выбор видов спорта или систем физических упражнений. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов. Основы методики самостоятельных занятий и самоконтроль за состоянием своего организма.

408

ГСЭ.Ф.03

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ:

Сущность, формы, функции исторического знания. Методы и источники изучения истории. Понятие и классификация исторического источника. Отечественная историография в прошлом и настоящем: общее и особенное. Методология и теория исторической науки. История России – неотъемлемая часть всемирной истории. Античное наследие в эпоху Великого переселения народов. Проблема этногенеза восточных славян. Основные этапы становления древнерусской государственности. Древняя Русь и кочевники. Византийско-древнерусские связи. Особенности социального строя Древней Руси. Этнокультурные и социально-политические процессы оформления русской государственности. Принятие Русью христианства. Распространение ислама в Восточной Европе. Княжества Древней Руси в ХI-ХII вв. Русские земли в ХIII-ХV вв. Русь и Орда: проблемы взаимовлияния. Россия и средневековые государства Европы и Азии. Специфика формирования единого российского государства. Возвышение Москвы. Московское царство XVIXVII вв. Формирование сословной системы организации общества. Предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма. Дискуссии о генезисе самодержавия. Реформы Петра I. Век Екатерины II. Особенности и основные этапы экономического развития России в XVIII в. Эволюция форм собственности на землю. Структура феодального землевладения. Крепостное право в России. Мануфактурно-промышленное производство. Становление индустриального общества в России: общее и особенное. Общественная мысль и особенности общественного движения России ХIХ в. Реформы и реформаторы в России. Внешняя политика России в XIX в. Русская культура ХIХ века и ее вклад в мировую культуру. Роль ХХ столетия в мировой истории. Глобализация общественных процессов. Проблема экономического роста и модернизации. Революции и реформы. Социальная трансформация общества. Россия в начале ХХ в. Объективная потребность индустриальной модернизации России. Российские реформы в контексте общемирового развития в начале века. Политические партии России: генезис, классификация, программы, тактика. Россия в условиях мировой войны и общенационального кризиса. Революция 1917 г. Гражданская война и интервенция, их результаты и последствия. Российская эмиграция. Социально-экономическое развитие страны в 20-е гг. НЭП. Формирование однопартийного политического режима. Образование СССР. Культурная жизнь страны в 20-е гг. Внешняя политика. Курс на строительство социализма в одной стране и его последствия. Социально-экономические преобразования в 30-е гг. Режим личной власти Сталина. Сопротивление сталинизму. СССР накануне и в начальный период второй мировой войны. Великая Отечественная война. Социально-экономическое развитие, общественно-политическая жизнь, культура, внешняя политика СССР в послевоенные годы. Холодная война. Попытки осуществления политических и экономических реформ. НТР и ее влияние на ход общественного развития. СССР в середине 60-80х гг.: нарастание кризисных явлений. Советский Союз в 1985-1991 гг. Перестройка. Попытка государственного переворота 1991 г. и ее провал. Распад СССР. Беловежские соглашения. Октябрьские события 1993 г. Становление новой российской государственности (1993-1999 гг.). Россия на пути радикальной социально-экономической модернизации. Культура современной России. Внешняя политика РФ в условиях новой геополитической ситуации.

 

ГСЭ.Ф.04

КУЛЬТУРОЛОГИЯ:

Структура и состав современного культурологического знания. Культурология и философия культуры, социология культуры, культур­ная антропология. Культурология и история культуры. Теоретическая и прикладная культурология. Методы культурологических исследований. Основные понятия культурологии: культура, цивилизация, морфология культуры, функции культуры, субъект культуры, культурогенез, динамика культуры, язык и символы культуры, культурные коды, межкультурные коммуникации, культурные ценности и нормы, культурные традиции, культурная картина мира, социальные институты культуры, культурная самоидентичность, культурная модернизация. Типология культур. Этническая и национальная, элитарная и массовая культуры. Восточные и западные типы культур. Специфические и “серединные” культуры. Локальные культуры. Место и роль России в мировой культуре. Тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе. Культура и природа. Культура и общество. Культура и глобальные проблемы современности. Культура и личность. Инкультурация и социализация.

 

 

ГСЭ.Ф.05

ПОЛИТОЛОГИЯ:

Объект, предмет и метод политической науки. Функции политологии. Политическая жизнь и властные отношения. Роль и место политики в жизни современных обществ. Социальные функции политики. История политических учений. Российская политическая традиция: истоки, социокультурные основания, историческая динамика. Современные политологические школы. Гражданское общество, его происхождение и особенности. Особенности становления гражданского общества в России. Институциональные аспекты политики. Политическая власть. Политическая система. Политические режимы, политические партии, электоральные системы. Политические отношения и процессы. Политические конфликты и способы их разрешения. Политические технологии. Политический менеджмент. Политическая модернизация. Политические организации и движения. Политические элиты. Политическое лидерство. Социокультурные аспекты политики. Мировая политика и международные отношения. Особенности мирового политического процесса. Национально-государственные интересы России в новой геополитической ситуации. Методология познания политической реальности. Парадигмы политического знания. Экспертное политическое знание; политическая аналитика и прогностика.

 

ГСЭ.Ф.06

ПРАВОВЕДЕНИЕ:

Государство и право. Их роль в жизни общества. Норма права и нормативно-правовые акты. Основные правовые системы современности. Международное право как особая система права. Источники российского права. Закон и подзаконные акты. Система российского права. Отрасли права. Правонарушение и юридическая ответственность. Значение законности и правопорядка в современном обществе. Правовое государство. Конституция Российской Федерации – основной закон государства. Особенности федеративного устройства России. Система органов государственной власти в Российской Федерации. Понятие гражданского правоотношения. Физические и юридические лица. Право собственности. Обязательства в гражданском праве и ответственность за их нарушение. Наследственное право. Брачно-семейные отношения. Взаимные права и обязанности супругов, родителей и детей. Ответственность по семейному праву. Трудовой договор (контракт). Трудовая дисциплина и ответственность за ее нарушение. Административные правонарушения и административная ответственность. Понятие преступления. Уголовная ответственность за совершение преступлений. Экологическое право. Особенности правового регулирования будущей профессиональной деятельности. Правовые основы защиты государственной тайны. Законодательные и нормативно-правовые акты в области защиты информации и государственной тайны.

 

ГСЭ.Ф.07

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА:

Психология: предмет, объект и методы психологии. Место психологии в системе наук. История развития психологического знания и основные направления в психологии. Индивид, личность, субъект, индивидуальность. Психика и организм. Психика, поведение и деятельность. Основные функции психики. Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза. Мозг и психика. Структура психики. Соотношение сознания и бессознательного. Основные психические процессы. Структура сознания. Познавательные процессы. Ощущение. Восприятие. Представление. Воображение. Мышление и интеллект. Творчество. Внимание. Мнемические процессы. Эмоции и чувства. Психическая регуляция поведения и деятельности. Общение и речь. Психология личности. Межличностные отношения. Психология малых групп. Межгрупповые отношения и взаимодействия.

Педагогика: объект, предмет, задачи, функции, методы педагогики. Основные категории педагогики: образование, воспитание, обучение, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая технология, педагогическая задача. Образование как общечеловеческая ценность. Образование как социокультурный феномен и педагогический процесс. Образовательная система России. Цели, содержание, структура непрерывного образования, единство образования и самообразования. Педагогический процесс. Образовательная, воспитательная и развивающая функции обучения. Воспитание в педагогическом процессе. Общие формы организации учебной деятельности. Урок, лекция, семинарские, практические и лабораторные занятия, диспут, конференция, зачет, экзамен, факультативные занятия, консультация. Методы, приемы, средства организации и управления педагогическим процессом. Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности. Управление образовательными системами.

 

ГСЭ.Ф.08

РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ:

Стили современного русского литературного языка. Языковая норма, ее роль в становлении и функционировании литературного языка. Речевое взаимодействие. Основные единицы общения. Устная и письменная разновидности литературного языка. Нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи. Функциональные стили современного русского языка. Взаимодействие функциональных стилей. Научный стиль. Специфика использования элементов различных языковых уровней в научной речи. Речевые нормы учебной и научной  сфер деятельности. Официально-деловой стиль, сфера его функционирования, жанровое разнообразие. Языковые формулы официальных документов. Приемы унификации языка служебных документов. Интернациональные свойства русской официально-деловой письменной речи. Язык и стиль распорядительных документов. Язык и стиль коммерческой корреспонденции. Язык и стиль инструктивно-методических документов. Реклама в деловой речи. Правила оформления документов. Речевой этикет в документе. Жанровая дифференциация и отбор языковых средств в публицистическом стиле. Особенности устной публичной речи. Оратор и его аудитория. Основные виды аргументов. Подготовка речи: выбор темы, цель речи, поиск материала, начало, развертывание и завершение речи. Основные приемы поиска материала и виды вспомогательных материалов. Словесное оформление публичного выступления. Понятливость, информативность и выразительность публичной речи. Разговорная речь в системе функциональных разновидностей русского литературного языка. Условия функционирования разговорной речи, роль внеязыковх факторов. Культура речи. Основные направления совершенствования навыков грамотного письма и говорения.

 

ГСЭ.Ф.09

СОЦИОЛОГИЯ:

Предыстория и социально-философские предпосылки социологии как науки. Социологический проект О. Конта. Классические социологические теории. Современные социологические теории. Русская социологическая мысль. Общество и социальные институты. Мировая система и процессы глобализации. Социальные группы и общности. Виды общностей. Общность и личность. Малые группы и коллективы. Социальная организация. Социальные движения. Социальное неравенство, стратификация и социальная мобильность. Понятие социального статуса. Социальное взаимодействие и социальные отношения. Общественное мнение как институт гражданского общества. Культура как фактор социальных изменений. Взаимодействие экономики, социальных отношений и культуры. Личность как социальный тип. Социальный контроль и девиация. Личность как деятельный субъект. Социальные изменения. Социальные революции и реформы. Концепция социального прогресса. Формирование мировой системы. Место России в мировом сообществе. Методы социологического исследования.

 

ГСЭ.Ф.10

ФИЛОСОФИЯ:

Предмет философии. Место и роль философии в культуре. Становление философии. Основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития. Структура философского знания. Учение о бытии. Монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия. Понятия материального и идеального. Пространство, время. Движение и развитие, диалектика. Детерминизм и индетерминизм. Динамические и статистические закономерности. Научные, философские и религиозные картины мира. Человек, общество, культура. Человек и природа. Общество и его структура. Гражданское общество и государство. Человек в системе социальных связей. Человек и исторический процесс; личность и массы, свобода и необходимость. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития. Смысл человеческого бытия. Насилие и ненасилие. Свобода и ответственность. Мораль, справедливость, право. Нравственные ценности. Представления о совершенном человеке в различных культурах. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. Религиозные ценности и свобода совести. Сознание и познание. Сознание, самосознание и личность. Познание, творчество, практика. Вера и знание. Понимание и объяснение. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Проблема истины. Действительность, мышление, логика и язык. Научное и вненаучное знание. Критерии научности. Структура научного познания, его методы и формы. Рост научного знания. Научные революции и смены типов рациональности. Наука и техника. Будущее человечества. Глобальные проблемы современности. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего.

 

ГСЭ.Ф.11

ЭКОНОМИКА:

Введение в экономическую теорию. Блага. Потребности, ресурсы. Экономический выбор. Экономические отношения. Экономические системы. Основные этапы развития экономической теории. Методы экономической теории. Микроэкономика. Рынок. Спрос и предложение. Потребительские предпочтения и предельная полезность. Факторы спроса. Индивидуальный и рыночный спрос. Эффект дохода и эффект замещения. Эластичность. Предложение и его факторы. Закон убывающей предельной производительности. Эффект масштаба. Виды издержек. Фирма. Выручка и прибыль. Принцип максимизации прибыли. Предложение совершенно конкурентной фирмы и отрасли. Эффективность конкурентных рынков. Рыночная власть. Монополия. Монополистическая конкуренция. Олигополия. Антимонопольное регулирование. Спрос на факторы производства. Рынок труда. Спрос и предложение труда. Заработная плата и занятость. Рынок капитала. Процентная ставка и инвестиции. Рынок земли. Рента. Общее равновесие и благосостояние. Распределение доходов. Неравенство. Внешние эффекты и общественные блага. Роль государства. Макроэкономика. Национальная экономика как целое. Кругооборот доходов и продуктов. ВВП и способы его измерения. Национальный доход. Располагаемый личный доход. Индексы цен. Безработица и ее формы. Инфляция и ее виды. Экономические циклы. Макроэкономическое равновесие. Совокупный спрос и совокупное предложение. Стабилизационная политика. Равновесие на товарном рынке. Потребление и сбережения. Инвестиции. Государственные расходы и налоги. Эффект мультипликатора. Бюджетно-налоговая политика. Деньги и их функции. Равновесие на денежном рынке. Денежный мультипликатор. Банковская система. Денежно-кредитная политика. Экономический рост и развитие. Международные экономические отношения. Внешняя торговля и торговая политика. Платежный баланс. Валютный курс. Особенности переходной экономики России. Приватизация. Формы собственности. Предпринимательство. Теневая экономика. Рынок труда. Распределение и доходы. Преобразования в социальной сфере. Структурный сдвиги в экономике. Формирование открытой экономики.

 

ГСЭ.Р.00

Национально-региональный (вузовский) компонент

270

ГСЭ.В.00

Дисциплины и курсы по выбору студента,

Устанавливаемые вузом

270

ЕН

Общие математические и естественнонаучные дисциплины

550

ЕН.Ф.00

Федеральный компонент

475

ЕН.Ф.01

МАТЕМАТИКА И ИНФОРМАТИКА:

Аксиоматический метод, основные математические структуры, вероятность и статистика, математические модели, алгоритмы и языки программирования, стандартное программное обеспечение профессиональной деятельности.

300

ЕН.Ф.02

КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ:

Естественнонаучная и гуманитарная культуры; научный метод; история естествознания; панорама современного естествознания; тенденции развития; корпускулярная и континуальная концепции описания природы; порядок и беспорядок в природе; хаос; структурные уровни организации материи; микро-, макро- и мега-миры; пространство, время; принципы относительности; принципы симметрии; законы сохранения; взаимодействие, близкодействие, дальнодействие; состояние; принципы суперпозиции, неопределенности, дополнительности; динамические и статистические закономерности в природе; законы сохранения энергии в макроскопических процессах; принцип возрастания энтропии; химические процессы; реакционная способность веществ;

Внутреннее строение и история геологического развития земли; современные концепции развития геосферных оболочек; литосфера как абиотическая основа жизни; экологические функции литосферы: ресурсная, геодинамическая, геофизико-геохимическая; географическая оболочка Земли; особенности биологического уровня организации материи; принципы эволюции, воспроизводства и развития живых систем; многообразие живых организмов – основа организации и устойчивости биосферы; генетика и эволюция; человек: физиология, здоровье, эмоции, творчество, работоспособность; биоэтика, человек, биосфера и космические циклы; ноосфера, необратимость времени, самоорганизация в живой и неживой природе; принципы универсального эволюционизма; путь к единой культуре.

100

ЕН.В.00

Дисциплины и курсы, которые могут устанавливаться по предложению УМО

75

ЕН.Р.00

Национально-региональный (вузовский) компонент

75

ОПД

Общепрофессиональные дисциплины специальности

2295

ОПД.Ф.00

Федеральный компонент

1887

ОПД.Ф.01

ИСТОРИЯ АРХАИЧЕСКИХ И НЕХРИСТИАНСКИХ РЕЛИГИЙ*:

Различные концепции происхождения религии. Религия в истории общества; мифологическое сознание; первобытная религиозная практика; клановые и племенные культы.

Религиозный политеизм Древнего мира; верования и культы Древнего Египта и Междуречья; эволюция антропоморфизма (Древняя Греция); религиозный синкретизм и конец язычества (Древний Рим).

Религии Востока: религии Индии (ведические культы, брахманизм). Джайнизм; индуизм. Буддизм. Зороастризм. Даосизм и конфуцианство. Синтоизм

Иудаизм: происхождение; основные этапы истории иудаизма; современные течения иудаизма.

Ислам; происхождение, основные этапы истории. Коран, предание, системы вероучений, калам; шиизм и суннизм; мистика (суфизм); модернистские течения и секты.

Религии Центральной и Южной Америки.

Религии в современном мире; преемство и обновленчество, фундаментализм и модернизм. Роль культурообразующих конфессий в современном мире.

 

ОПД.Ф.02

РЕЛИГИОЗНАЯ ФИЛОСОФИЯ:

Философия религии и религиозная философия; предмет и функции религиозной философии; основные философские проблемы в свете религиозной философии; особенности решения в религиозной философии онтологических, метафизических, гносеологических, аксиологических, этических и социально-политических проблем; религиозная философия и теология: сходство и различия.

Христианство: философская культура Византии и западноевропейского средневековья, академическая философия, философия славянофилов, православная антропология, метафизика всеединства, софианство; августинизм, томизм, неотомизм, неоавгустинизм, тейярдизм; ортодоксальная протестантская теология, либеральная теология, теология кризиса, новая теология.

Иудаизм: еврейская мысль в библейский период, еврейская мысль в период Второго Храма, еврейская мысль в Талмудический период, формирование еврейской философии в средние века, еврейская мысль в эпоху Просвещения, связи греческой, арабской и еврейской философий, влияние европейской мысли на еврейскую философию.

Буддизм: философские школы хинаяны (вайбхашика, саутрантика), философские школы и течения махаяны (йогачара, мадхьямака).

Ислам: ортодоксы, модернисты (диалектический монадизм, кораническая философия, перешеечный мир).

Внеконфессиональная и синкретическая религиозная философия.

 

ОПД.Ф.03

ЭТИКА И АКСИОЛОГИЯ В РЕЛИГИИ:

Система этики и аксиологии. Их связь с философией, психологией, культурой и теологией; место этики в жизни человека (человечества). Религиозные и безрелигиозные нравственные системы; источники религиозной этики (религиозное право, аскетика, позитивная этика, нормативная этика, философская этика и практическая этика). Основные понятия религиозной этики. Естественный нравственный закон. Теории нравственной санкции (психологическая, социально-апробативная, теологическая). Автономная этика. Религиозная сущность нравственности. Бог и любовь. Развитие личности; нравственное сознание; свобода нравственного самоопределения, феноменология зла. Формирование религиозного и ценностного сознания. Аксиология и нравственное достоинство личности.

 

ОПД.Ф.04

НАУКА И РЕЛИГИЯ:

Становление научного знания в архаических сообществах. Наука и религия в древних цивилизациях. Становление и развитие европейской науки и ее христианские истоки. Наука и религия: разница методологий. Понятие об основном богословии. Понятие о религии. Религиозный опыт как факт религиозной веры. Проблема ревеляционизма. Вера и разум; синтез веры и знания в составе мировоззрения. Философия и богословие. Религиозно-философские системы мысли (деизм, пантеизм, теизм). Атеизм. Происхождение мира: соотношение библейского взгляда и современных научных подходов. Учение о бытии Бога, доказательства Его существования.

 

ОПД.Ф.05

ИСТОРИЯ ДРЕВНЕЙ ХРИСТИАНСКОЙ ЦЕРКВИ:

Возникновение и распространение христианства; положение Церкви в Римской империи до Константина Великого, гонения на христиан, христианские мученики. Миланский эдикт; христианизация Римской Империи. Начало монашества. Основные этапы развития христианского богословия (доникейское богословие, богословский синтез, эпоха Вселенских Соборов); еретические течения и полемика с ними. Вселенские соборы. Становление системы церковного управления; кодекс императора Юстиниана; взаимоотношения светской и духовной властей на Востоке и Западе. Теория симфонии властей. Иконоборческие споры в Византии. Патриарх Фотий. Раскол 1054 г.

 

ОПД.Ф.06

НОВЫЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ ДВИЖЕНИЯ:

Социально-исторические и социо-культурные условия формирования и развития новых религиозных движений; характерные новые религиозные движения; типы новых религиозных движений: псевдо-христианские, ориенталистские, синкретические, психологические, неоязыческие, сатанинские, новые религиозные движения: «Церковь Иисуса Христа святых последних дней» (мормоны), «Свидетели Иеговы» «Церковь Христа», «Церковь Объединения», «Семья», «Сайентологическая церковь», «Международное Общество Сознания Кришны», «Трансцендентальная медитация», «Тантра Сангха», «Сахаджа-йога», «Брахма Кумарис», культ Ошо Раджниша, движение гуру Шри Чинмоя, движение Сатын Сан Бабы, «Ананда Марга», «Аум Синрике», «Церковь Божией Матери Державной» (Богородичный центр), «Церковь Последнего Завета» (культ Виссариона), «Белое Братство», «Церковь Сатаны», движение «Нью Эйдж» («Новая эра») и др.

 

ОПД.Ф.07

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТО О РЕЛИГИИ:

Религия и права человека: свобода совести и свобода вероисповедания. Конституционно-правовые основы свободы совести, свободы вероисповедания и деятельности религиозных организаций. Конституционные гарантии свободы совести. Государство и религиозные объединения. Государственно-церковные отношения в России и за рубежом: история и современность. Законодательство о религии зарубежных стран. Религиозные объединения в России: понятие религиозного объединения, формы религиозных объединений (религиозная группа и религиозная организация). Создание и государственная регистрация религиозных организаций. Права и условия деятельности религиозных организаций. Религиозное образование.

 

ОПД.Ф.08

ОСНОВЫ ТЕОРИИ ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЯ:

Теоретические проблемы источниковедения. Типология источников по разным историческим эпохам; характеристика отдельных типов источников. Закономерности возникновения и эволюции источниковой базы. Методологические принципы изучения источников. Методы работы с источниками; проблемы критики источников. Современные методы накопления и анализа источниковой информации. Современные центры хранения исторических, источников и принципы их организации. Методика самостоятельной работы с источниками.

 

ОПД.Ф.09

ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

Теоретические основы безопасности жизнедеятельности. Экологические аспекты безопасности жизнедеятельности. Человек и окружающая среда. Факторы риска. Человек в экстремальной ситуации. Основные приёмы обеспечения безопасности и оказания первой помощи. Российская система предупреждения и действий в чрезвычайной ситуации

51

ОПД.Ф.10

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ:

Возникновение и развитие педагогической профессии; своеобразие педагогической деятельности; роль учителя в обществе; педагогическое призвание, творчество и новаторство; мотивы выбора педагогической профессии; требования к личности учителя; профессиограммы учителя; системы профессиональней педагогической подготовки; самосовершенствование учителя; основные принципы возрастной периодизации психического развития; типы ведущей деятельности и психологические особенности возрастных периодов; кризисы возрастного развития; условия, механизмы и закономерности развития и формировании психики в процессе онтогенеза; психология обучения и воспитания; обучение и развитие; психологическая сущность развивающего обучения; психология инновационного обучения; структура учебной деятельности и проблема ее формирования; этапы формирования умственных действий; характеристика теоретического и эмпирического мышления: психология оценки и самооценки; история отечественных и зарубежных педагогических учений; методологические и психологические основы процесса воспитания; проблема взаимоотношений личности и коллектива; планирование и осуществление воспитательного процесса; проблема педагогического мастерства; педагогическая культура; современное педагогическое мышление; пути формирования педагогического мастерства; техника речи, экспрессивные средства учителя; педагогика сотрудничества как технология обучения и воспитания; современные концепции. образования и их отражение в нормативных документах; научная организация педагогического труда; текущее и перспективное планирование; методы психодиагностики, диагностика Мотивационной познавательной, эмоционально-волевой сфер личности учащихся; диагностика знаний, умений, навыков и способностей школьников; диагностика межличностных отношений и психологического климата; психокоррекционная работа учителя; методы педагогических исследований; системный подход к исследованию педагогических явлений и процессов; технологические проблемы современной дидактики.

 

ОПД.Ф.11

НОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ:

Новые информационные технологий в учебном процессе; структура аудио- и видеосредств и методика их применения; структура и архитектура ПЭВМ, практические навыки работы с компьютером; принципы построения автоматизированных обучающих и контролирующих систем; применение пакетов прикладных программ в учебном процессе по Теологии; текстовые и графические редакторы, электронные таблицы; базы данных; информационные и телекоммуникационные сети.

 

ОПД.Ф.12

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ТЕОЛОГИИ:

Основы дидактики; содержанке и структура школьных программ и учебников; вопросы частных методик, относящихся к основным темам школьного курса; различные подходы к изучению основных тем школьного курса; методы организации самостоятельной работы и развития творческих способностей учащихся; таксономия учебных задач; новые технологии обучения; методы диагностики знаний учащихся; организация учебной деятельности учащихся, разработка планов и конспектов занятий. Анализ школьного курса с точки зрения современной науки; логическая структура: приложение общих концепций и выводов науки к конкретным задачам преподавания.

 

ОПД.Р.00

Национально-региональный (вузовский) компонент

204

ОПД.В.00

Дисциплины и курсы по выбору студентов, устанавливаемые вузом

204

ДКП.00

Дисциплины конфессиональной подготовки*

3653

ДКП.Ф.00

Федеральный компонент

2878

 

КОНФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЕРОУЧЕНИЕ:

Конфессиональное вероучение как отражение религиозного опыта. Вероучение и конфессиональные сакральные тексты. Вероучение, его конфессиональная специфика. Влияние вероучения на генезис и эволюцию конфессионального культа. Основные типы вероучения и этапы его развития. Теологические системы, их типы. Конфессиональная апологетика и вероучение. Внутриконфессиональные течения и их представители. Вероучение и метафизика, этика, эстетика. Современное состояние и перспективы научного изучения конфессионального вероучения.

 

 

САКРАЛЬНЫЕ ТЕКСТЫ:

Сакральные тексты конфессии. Происхождение сакральных текстов и проблема ревеляционизма в конфессии. Содержание и структура сакральных текстов. Этапы формирования составляющих сакральных текстов. Язык сакральных текстов. Личность основателя и сакральные тексты. Традиции теологического толкования сакральных текстов. Внутриконфессиональные течения и трактовка значимости сакральных текстов. Комментаторская литература и тематические толкования сакральных текстов.

 

 

ВЕРОУЧИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

Вероучительная литература конфессии, её генезис, основные памятники и их авторы. Издание и переводы памятников вероучительной письменности; её история; периодизация истории вероучительной литературы. Внутриконфессиональные течения и их вероучительная литература. Основные литературные традиции в конфессии. Современные представители и течения в конфессиональной вероучительной литературе.

 

 

ИСТОРИЯ КОНФЕССИИ:

Соотношение метаистории и истории конфессии. Генезис конфессии, её основатель. Метафизика истории конфессии. История конфессии (церкви) и ее периодизация. Источники по истории конфессии. Основные периоды истории конфессии (церкви). Территориальное распространение конфессии (церкви). Современные течения в конфессии. Специфика территориальных государственно-конфессиональных отношений. Историография конфессии.

 

 

КОНФЕССИОНАЛЬНОЕ ПРАВО:

Конфессиональная организация и право. Сакральные тексты и генезис правового аспекта. Конфессионально-территориальное право. Эволюция конфессионального права, основные этапы. Источники конфессионального права. Внутриконфессиональные течения и дифференциация правовых стандартов. Специальные работы по конфессиональному праву. Базовые и территориальные документы по конфессиональному праву. Структура и институты власти в конфессиональной организации. Специфика внутриконфессионального управления, имущество организаций. Конфессиональная законодательная и исполнительная системы. Конфессиональные организации и государственно-правовые взаимоотношения.

 

 

КУЛЬТ КОНФЕССИИ:

Конфессиональный культ и его вероучительное значение. Конфессиональные сакральные тексты и система культовых предписаний. Сакральные тексты и генезис конфессиональной практики религиозной жизни. Источники и основные труды в системе конфессиональных практических предписаний. Многообразие культовой практики в конфессии, основные школы и течения. Эволюция конфессиональной системы практических предписаний и её основные этапы. Внутриконфессиональные вероучительные течения и их влияние на специфику культовой практики. Основные понятия и категории конфессиональной культовой практики. Типология конфессиональных культовых церемоний и их толкование. Роль культовой практики в современном существовании и развитии конфессии. Антропологический и социальный аспект конфессиональной культовой практики.

 

 

ЯЗЫКИ САКРАЛЬНЫХ ТЕКСТОВ, ВЕРОУЧИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И РЕЛИГИОЗНОГО КУЛЬТА:

Языки сакральных текстов, вероучительной литературы и язык религиозного культа их историческая соотнесенность и функционирование; письменность, фонетический строй, грамматика и лексика конкретного языка. Корпус текстов на этих языках, их роль в истории современных языков.

 

ДКП.С

Дисциплины специализации

775

ФТД.00

Факультативы

450

ФТД.01

ВОЕННАЯ ПОДГОТОВКА

450

 

Всего часов теоретического обучения:

8748 часа

Практики:

486 часов

Итого:

9234 часа

 

 

5. СРОКИ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКА ПО

СПЕЦИАЛЬНОСТИ 020500 ТЕОЛОГИЯ

5.1. Срок освоения основной образовательной программы подготовки теолога при очной форме обучения составляет 260 недель, в том числе:

 

Теоретическое обучение, включая научно-исследовательскую работу студентов, а также экзаменационные сессии

 

191 недель

Практики:

в том числе педагогическая не менее

 

9 недель

7 недель

Итоговая государственная аттестация, а также подготовку и защиту квалификационной работы

 

16 недель

Каникулы (включая 8 недель последипломного отпуска)

44 недели

 

5.2. Для лиц имеющих среднее (полное) общее образование, сроки освоения основной образовательной программы подготовки теолога по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения увеличиваются вузом до одного года относительно нормативного срока, установленного п. 1.2. настоящего государственного образовательного стандарта.

5.3. Максимальный объем учебной нагрузки студента устанавливается 54 часа в неделю, включая все виды его аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы.

5.4. Объем аудиторных занятий студента при очной форме обучения не должен превышать в среднем за период теоретического обучения 27 часов в неделю. При этом в указанный объем не входят обязательные практические занятия по физической культуре и занятия по факультативным дисциплинам.

5.5. При очно-заочной (вечерней) форме обучения объем аудиторных занятий должен быть не менее 10 часов в неделю.

5.6. При заочной форме обучения студенту должна быть обеспечена возможность занятий с преподавателем в объеме не менее 160 часов в год.

5.7. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7-10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.

 

6. ТРЕБОВАНИЯ К РАЗРАБОТКЕ И УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ

ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ

ВЫПУСКНИКА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 020500 ТЕОЛОГИЯ

6.1. Требования к разработке основной образовательной программы

подготовки теолога

6.1.1. Высшее учебное заведение самостоятельно разрабатывает и утверждает основную образовательную программу вуза подготовки теолога на основе настоящего государственного образовательного стандарта и рекомендаций отделения теологии УМО университетов России.

Дисциплины по выбору студента являются обязательными, а факультативные дисциплины, предусматриваемые учебным планом высшего учебного заведения, не являются обязательными для изучения студентом.

Курсовые работы (проекты) рассматриваются как вид учебной работы по дисциплине и выполняются в пределах часов, отводимых на ее изучение.

По всем дисциплинам и практикам, включенным в учебный план высшего учебного заведения, должна выставляться итоговая оценка (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно или зачтено, незачтено).

Специализации являются частями специальности, в рамках которой они создаются, и предполагают получение более углубленных профессиональных знаний, умений и навыков в различных областях деятельности по профилю данной специальности.

Конфессиональная специфика подготовки специалиста теолога учитывается прежде всего за счет дисциплин конфессиональной подготовки на основе конфессионального варианта блока дисциплин конфессиональной подготовки, который разрабатывается по предложению конфессии на основе утверждённого инвариантного макета, исходя из общего количества часов, отведённых на его изучение. Он рассматривается и утверждается на отделении теологии УМО университетов России.

6.1.2. При разработке своей основной образовательной программы высшее учебное заведение имеет право:

-        изменять объём часов, отводимых на освоение учебного материала для циклов дисциплин в пределах 5%;

-        формировать цикл гуманитарных и социально-экономических дисциплин, который должен включать из одиннадцати базовых дисциплин, приведенных в настоящем государственном образовательном стандарте, в качестве обязательных следующие 4 дисциплины: “Иностранный язык” (в объеме не менее 340 часов), “Физическая культура” (в объеме не менее 408 часов), “Отечественная история”, “Философия”. Остальные базовые дисциплины могут реализовываться по усмотрению вуза. При этом возможно их объединение в междисциплинарные курсы при сохранении обязательного минимума содержания. Если дисциплины являются частью общепрофессиональной или специальной подготовки, выделенные на их изучение часы могут перераспределяться в рамках цикла;

-        предусматривать занятие по дисциплине “Физическая культура” при очно-заочной (вечерней), заочной формах обучения и экстернате с учётом пожелания студентов;

-                 осуществлять преподавание гуманитарных и социально-экономических дисциплин в форме авторских лекционных курсов и разнообразных видов коллективных и индивидуальных практических занятий, заданий и семинаров по программам, разработанным в самом вузе и учитывающим региональную, национально-этническую, конфессиональную специфику, а также научно-исследовательские предпочтения преподавателей, обеспечивающих квалифицированное освещение тематики дисциплин цикла;

-        устанавливать необходимую глубину преподавания отдельных разделов дисциплин, входящих в циклы гуманитарных и социально-экономических, математических и естественно-научных дисциплин в соответствии с профилем цикла дисциплин конфессиональной подготовки;

-                 руководствуясь утвержденными УМО списками конфессионально-образовательных профилей подготовки специалиста, устанавливать вузовские специализации по специальностям высшего профессионального образования, наименование дисциплин специализаций, их объем и содержание, сверх установленного настоящим государственным образовательным стандартом, а также форму контроля за их освоением студентами;

-                 реализовывать основную образовательную программу подготовки теолога, преподавателя в сокращённые сроки для студентов высшего учебного заведения, имеющих среднее профессиональное образование соответствующего профиля или высшее профессиональное образование. Сокращение сроков производится на основе имеющихся знаний, умений и навыков студентов, полученных на предыдущем этапе профессионального образования. При этом продолжительность обучения должна составлять не менее трёх лет. Обучение в сокращённые сроки допускается также для лиц, уровень образования или способности которых являются для этого достаточным основанием.

 

6.2. Требования к кадровому обеспечению учебного процесса

Реализация основной образовательной программы подготовки теологов должна обеспечиваться по циклам: общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины, а также математические и естественнонаучные дисциплины – педагогическими кадрами, имеющими, как правило, базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины или систематически занимающимися научно-исследовательской работой по данной дисциплине.

Лекционные курсы по всем общепрофессиональным дисциплинам, входящим в федеральный компонент, должны читаться преподавателями, имеющими научную степень не ниже кандидата наук и систематически занимающимися научно-исследовательской работой по соответствующей дисциплине.

Занятия по дисциплинам конфессиональной подготовки проводятся преподавателями, утверждёнными Учёным советом вуза из числа рекомендованных региональным уполномоченным органом соответствующей религиозной организации и отделением теологии УМО университетов России.

Реализация основной образовательной программы теолога должна, как правило, обеспечиваться штатными преподавателями вуза. Вуз имеет право привлекать для чтения курсов по общепрофессиональным дисциплинам, входящим в федеральный компонент, до 25% преподавателей сторонних организаций, а для чтения курсов по дисциплинам конфессиональной подготовки — до 70% преподавателей сторонних организаций.

 

6.3. Требования к учебно-методическому обеспечению

учебного процесса

Учебно-методическое обеспечение реализации основной образовательной программы дипломированного специалиста включает в себя:

        учебный план, разработанный в соответствии с требованиями настоящего государственного образовательного стандарта;

        рабочие планы на каждый год обучения;

        утвержденные вузом (факультетом) программы общих курсов федерального компонента, национально-регионального компонента и курсов по выбору студентов по всем циклам дисциплин, а также утвержденные кафедрами программы дисциплин специализации;

                 утвержденные вузом (факультетом) положения о курсовой и дипломной работах, государственном экзамене, педагогической, научно-исследовательской и производственно-ознакомительной практиках, а также перечень примерных тем курсовых и дипломных работ;

        наличие компьютерного класса, доступного студентам и позволяющего каждому из них отработать на компьютере не менее 20 часов в год;

        наличие доступного для студентов выхода в систему Internet.

        наличие в библиотеке вуза учебников, учебных пособий, учебно-методической литературы по всем дисциплинам настоящего государственного образовательного стандарта в объеме не менее 0,5 экземпляра на 1 студента;

        наличие в библиотеке вуза произведений классиков мировой философской и теологической мысли в объеме не менее 0,5 экземпляра на 1 студента, а также теологических, философских и исторических журналов академических институтов и классических университетов.

 

6.4. Требования к материально-техническому обеспечению учебного процесса

Высшее учебное заведение, реализующее основную образовательную программу подготовки теолога, должно располагать материально-технической базой и аудиторным фондом, обеспечивающим проведение лекций, семинаров и иных видов учебной, научно-исследовательской и практической работы студентов, предусмотренных учебным планом и соответствующих действующим санитарно-техническим нормам.

 

6.5. Требования к организации практик

6.5.1. Педагогическая практика организуется, как правило на пятом курсе под руководством научного руководителя. Она включает освоение соответствующей педагогической профессиональной подготовки, дающей возможность получить квалификацию преподавателя. Педагогическая практика может выражаться в посещении семинарских занятий научного руководителя педагогической практики и проведении под его контролем семинарских занятий, участии в подготовке методических материалов, в работе в приёмной комиссии и т.д. Практика заканчивается обсуждением на кафедре её результатов и выставлением итоговой оценки.

6.5.2. Научно-исследовательская практика включает в себя:

        написание под руководством научного руководителя курсовых работ и выпускной квалификационной работы;

        освоение работы с библиотечными каталогами и архивами;

        обучение навыкам поиска научной информации с помощью Internet;

        участие с выступлениями на научных студенческих конференциях;

        освоение практики редакторской работы и подготовки научных публикаций с помощью компьютерных систем.

6.5.3. Производственно-ознакомительная практика может включать в себя участие в работе студенческих, молодежных, религиозных и общественно-политических организаций, духовно-просветительской работе, в работе приемных комиссий, участие в социально-креативных программах, музейную практику и работу в иных учреждениях культуры. Специалист должен пройти практику исследования современных религиозных концепций и этических проблем, возникающих как у нас в стране, так и за рубежом, изменения тенденций в теологии разных конфессий, уровня и состояния религиозности общества.

 

7. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКА

ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 020500 ТЕОЛОГИЯ

7.1 Требования к профессиональной подготовленности специалиста

Выпускник должен уметь решать задачи, соответствующие его квалификации, указанной в п. 1.2 настоящего государственного образовательного стандарта, что предполагает:

        понимание предмета, метода теологии, места теологии в системе наук, структуры теологического знания, знакомство с историей теологии и развития данной отрасли знания;

        знание содержания и форм религиозных представлений, культов, институтов, мировых и региональных религий, тенденций изменения в современных религиях, истории религии и конфессий в России;

        знание сакральных и канонических текстов, их появления, оформления их состава, содержания, способа фиксации, интерпретации и толкования, знакомство с апокрифической литературой;

        знание содержания вероучения, основных этапов развития и состава теологии, её предмета, особенностей вероучения различных конфессий, знакомство с классическими теологическими текстами;

                 знание истории развития философских представлений о религии, основных современных философских концепций религии, направлений религиозной философии и религиозно-философской антропологии, специфики религиозной метафизики, онтологии и гносеологии;

        знание места религии в системе культуры, её функции в обществе, в жизни личности;

                 соотношение религии и науки, особенностей выражения в религии знаний о человеке, обществе и мире, понимание смысла религиозных и нерелигиозных интерпретаций данных науки;

        знание содержания религиозно-этических учений, основных понятий религиозной этики и аксиологии, религиозных концепций формирования личности, современных проблем религиозно-нравственного воспитания;

        понимание основных религиозно-эстетических категорий, сходства и различия религиозного и художественного освоения действительности, особенностей религиозного, церковного и культового искусства;

        знакомство с новыми религиозными движениями, их историей, освоение критериев их выделения и классификации;

        целостное представление о тенденциях изменений религии в современном мире, о процессах секуляризации, о церковном модернизме и фундаментализме;

        знание содержания принципа свободы совести и вероисповедания, знакомство с положениями Конституции, государственно-правовых документов России и зарубежных стран, а также международно-правовых документов по вопросам названных свобод;

        понимания оснований и принципов диалога религиозных и нерелигиозных мировоззрений, знание особенностей решения основных вопросов в различных нерелигиозных мировоззрениях, специфику религиозного мировоззрения;

        иметь представления и определённые навыки, умения в области классической логики, основных разделов неклассических логик, практического анализа логики различных рассуждений, аргументационного процесса, приёмов и способов ведения дискуссии и полемики;

        владение навыками учебно-методической, научно-исследовательской, организационно-управленческой, экспертно-консультационной, реабилитационной работы, научно-литературной и редакторской работы.

Специалист должен иметь глубокие знания и владеть методикой научных исследований в более узких разделах теологии. Конкретные требования по усвоению дисциплин конфессиональной подготовки устанавливаются высшим учебным заведением.

 

7.2. Требования к итоговой государственной аттестации специалиста

7.2.1. Общие требования к государственной итоговой аттестации.

Итоговая государственная аттестация специалиста включает защиту выпускной квалификационной работы и государственный экзамен.

Итоговые аттестационные испытания предназначены для определения практической и теоретической подготовленности специалиста к выполнению профессиональных задач, установленных настоящим государственным образовательным стандартом, и продолжению образования в аспирантуре в соответствии с п. 1.4 настоящего стандарта.

Аттестационные испытания, входящие в состав итоговой государственной аттестации выпускника, должны полностью соответствовать основной образовательной программе высшего профессионального образования, которую он освоил за время обучения.

7.2.2. Требования к дипломной работе специалиста.

Требования к содержанию, объему и структуре дипломной работы определяются высшим учебным заведением на основании Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений, утвержденном Минобразованием России, государственного образовательного стандарта по специальности 020500 Теология и методических рекомендаций отделения теологии УМО университетов России.

Время, отводимое на подготовку квалификационной работы, составляет не менее шестнадцати недель.

7.2.3. Требования к государственному экзамену специалиста.

Порядок проведения и программа государственного экзамена по специальности 020500 Теология определяются вузом на основании методических рекомендаций и соответствующей примерной программы, разработанных отделением теологии УМО университетов России. Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений, утвержденном Министерством образования Российской Федерации, и государственного образовательного стандарта по специальности 020500 Теология.


 

СОСТАВИТЕЛИ:

 

Отделение теологии УМО университетов России

 

Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 020500 Теология одобрен на заседании отделения теологии УМО по классическому университетскому образованию 23 января 2001 г., протокол № 2.

 

 

Председатель отделения теологии

УМО по классическому

университетскому образованию

профессор                                                                                          С.П. Карпов

 

 

 

Департамент образовательных

программ и стандартов профессионального

образования                                                                                       В.И. Кружалин

 

 

Начальник отдела

гуманитарного, экономического

и юридического образования                                                             О.К. Чепыжова

 

 

Сотрудник,

курирующий данное направление                                                      С.А. Гусова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Электронный вариант соответствует печатному

 

 

 

Председатель отделения теологии

УМО по классическому

университетскому образованию

профессор                                                                                          С.П. Карпов

 



* Примечание: список конфессионально-образовательных профилей подготовки специалиста  может быть дополнен по представлению конфессии после утверждения в отделении теологии УМО университетов России.

* Учебные дисциплины ОПД.Ф.11, ОПД.Ф.12, ОПДФ.13 и ГСЭ.Ф.07 соответствуют требованиям приложения № 2 к приказу Минобразования России от 31.01.97 №163 “Государственные требования к минимуму содержания и уровню профессиональной подготовки выпускника для получения дополнительной квалификации «Преподаватель» (Третий уровень высшего профессионального образования)”.

* Примечание: конфессиональный вариант блока ДПК разрабатывается на основе данного инвариантного макета. Каждая из указанных дисциплин может быть реализована как система согласованных курсов, учитывающих конфессиональную специфику.