Направление: 50.03.03 История искусств
Программа готовит историков искусства, специализирующихся на христианском искусстве. Параллельное изучение богословских дисциплин, истории Церкви, участие студентов в церковной жизни позволяет научиться понимать христианское искусство изнутри самой христианской традиции, и потому более глубоко затрагивать вопросы богословия образа и храмового декора, их литургического предназначения.
места | в месяц | в год | |
---|---|---|---|
скидка 100% | 5 | Узнать подробнее | |
скидка 80% | 3 | 5120 | 51200 |
скидка 60% | 3 | 10240 | 102400 |
без скидки | 5 | 25600 | 256000 |
соц. грант | собеседование | Узнать подробнее |
места | в месяц | в год | |
---|---|---|---|
без скидки | 8 | 6700 | 67000 |
соц. грант | собеседование | Узнать подробнее |
Руководитель программы — Ариадна Александровна Воронова, кандидат искусствоведения. Автор монографии На границе Востока и Запада: Средневековая архитектура Сербии, Далмации и Истрии. М.: ПСТГУ, 2015.
Декан Факультета церковных художеств протоиерей Александр Салтыков:
Это возможность погрузиться в подлинно духовную, культурную обстановку, понять духовные основы искусства в целом, получить высокие знания о великом и прекрасном христианском искусстве – искусстве величайшей и совершеннейшей христианской религии, породившей всю европейскую и русскую культуру.
Уникальность обучения по этой программе состоит в возможности получить богословское образование совместно с искусствоведческим. Глубокое знакомство с текстологией Нового и Ветхого Завета, литургикой, историей Церкви и другими богословскими предметами позволяет нашим студентам учиться понимать христианское искусство изнутри самой христианской традиции, овладеть теми знаниями, которых зачастую не хватает даже очень хорошим светским специалистам, тоньше чувствовать богословские аспекты искусства.
Главный богословский предмет нашей программы – это общий курс «Иконоведение», где студенты всех факультетов получают общие представления по истории христианского искусства как представлений о Высшем и Прекрасном, воплощенных в изображениях. При этом особое внимание уделяется богословским основам этого искусства, в тесной связи со всеми сторонами церковного вероучения и на основе Священного Писания. В этом заключается существенная особенность нашей системы преподавания, в отличие от других вузов, и это важно, поскольку без понимания церковного вероучения невозможно изучать церковное искусство с достаточно качественным результатом. Разумеется, в этом ознакомительном курсе ставятся вопросы об отличии подлинно религиозного искусства, создаваемого в соответствии с учением Церкви, от произведений религиозной тематики, которые часто не соответствуют основным понятиям христианского искусства.
Значительное внимание уделяется изучению византийского и древнерусского искусства, в результате чего наши выпускники хорошо ориентируются в тех произведениях, с которыми им преимущественно в дальнейшем придется иметь дело в тех организациях, куда они поступают на работу. Глубокое погружение в традицию, историю христианского искусства, как Византии, так и средневековой Европы, а также предшествующих эпох – Древнего Востока и античности (Древней Греции и Рима) – хронологически последовательное изучение этих предметов подготавливает их к познанию древнерусского искусства, в котором традиции Византии, Западной Европы и собственные русские тесно сплетены. В изучении древнерусского искусства, как части византийского, акцент ставится на раскрытии именно русских традиций церковного искусства. Одним из существенных вопросов является не только художественная традиция, но и питающая ее духовная атмосфера, особенности русской святости, понимание образа на Руси. Данный курс нацелен на раскрытие древнерусского образа во всей его полноте, включающей как художественные особенности, так духовное, литургическое содержание, имеющее русское преломление
Важным преимуществом программы является курс христианской иконографии, которая на языке изобразительного искусства передает содержание христианского вероучения. Студенты узнают, как созданием композиций различных сюжетов православного церковного искусства руководила соборная Церковь, отбирая те «слова» и «выражения» иконографического языка, которые наиболее точно отражали догматическое учение об их содержании.
В академических курсах «выходы» в город не только дополняют основную программу, но дают основную базу в умении смотреть, «читать», обдумывать и обсуждать непосредственно в живом общении с искусством. Такая работа проводится регулярно: так, в курсе «Описание и анализ памятников» в той части, которая посвящена разбору основных категорий архитектурной формы, мы регулярно путешествуем по городу, анализируя общие понятия архитектуры, стилистические особенности эпох, почерки мастеров. Студенты обучаются составлять каталоги памятников, строить самостоятельно экскурсионный путь, уметь быстро и точно характеризовать объект. В курсе «История художественной критики» — посещение выставок самого разного плана, от выставок классического искусства до самых парадоксальных в своих концепциях (и не обязательно хороших) выставок современного искусства, посещение мастерских художников. Это тоже дает начинающему искусствоведу, для которого критический анализ — один из инструментов работы, навык формулировать вопросы к современному объекту искусства, точно выражать свой взгляд, несогласие, интерес, и т.п. В контексте этих же курсов иногда приглашаются на занятия специалисты по узким проблемам искусства.
В процесс обучения непременно входит знакомство с музейными собраниями Москвы, где нередко проводятся лекции: Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Государственный исторический музей, Государственная Третьяковская галерея, Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва, Московский Государственный объединенный музей-заповедник, музей Русской иконы, музеи Троице-Сергиевой Лавры, а также посещение текущих выставок.
По основным дисциплинам кроме лекций студенты проходят и семинарские занятия, а также пишут курсовую работу на каждом курсе. Заинтересованным студентам предлагаются в качестве тем малоизученные памятники, изучение которых иногда продолжается в рамках дипломных работ. Студенты активно посещают научные конференции, а также имеют возможность представлять результаты своих исследований на ежегодной Межвузовской студенческой конференции, которую организуют наши магистранты, с приглашением студентов-искусствоведов из других вузов. Конференция способствует получению ценного опыта публичных выступлений, обмену результатами научных исследований и развитию профессиональных связей, что очень важно для начинающих ученых
При работе с выпускниками особую роль мы уделяем выбору темы (всегда мало изученной или не изученной вовсе), а затем выстраиванию плана работы, логике рассуждений, методологии присущей специфике темы, умению правильно оформить работу, а главное – нацеливаем студентов на собственное исследование, изучение не проработанных в науке проблем. Тему обычно предлагает научный руководитель или кафедра при первичном обсуждении интересов студентов, всегда исходя из предпочтений студентов, а также их уровня подготовки. Руководителя дипломной работы для студента кафедра подбирает сообразно теме – специалиста в данной области, а иногда для профессиональной работы над темой в качестве консультантов привлекаются специалисты со стороны, из музеев или других учебных заведений. Увлеченные студенты проявляют иной раз поразительное усердие, проникая в архивы, добывая сложнодоступные фотоматериалы, делая прориси с фресок, наводя не всегда простые контакты с сотрудниками провинциальных музеев. В результате осваиваются новые материалы, свет узнают новые иконы, производятся передатировки памятников. Несмотря на то, что выпускная квалификационная работа еще является по сути учебной, и отнюдь не всегда здесь следует ожидать каких-то открытий, тем не менее, они случались при разработке тем нашими учащимися. Результаты лучших работ публикуются в студенческих и профессиональных научных сборниках.
Темы дипломных работ последних лет:
Искусство Позднего Средневековья
Церковное зодчество Синодального периода
Современные памятники церковного искусства
Важное место в данной образовательной программе занимают летние учебно-ознакомительные практики. Кто был однажды студентом, знает: все самое интересное происходит во время выездов «на натуру». Непосредственное знакомство с памятниками, прежде известными по книгам или аудиторным занятиям, - это всегда очень сильные впечатления. Студенты знакомятся с лучшими музейными коллекциями, работой специалистов в других городах. Невозможно представить будущего профессионального искусствоведа, который не был в Эрмитаже или Русском музее, не видел храмов и фресок Новгорода и Пскова, Сергиева Посада, Владимира, Суздаля, Переславля Залесского, Ярославля, Ростова, дворцов и соборов Петербурга. Организация и проведение летних практик – это сложная и трудоемкая работа для преподавателя, но вместе с тем – очень нужная и благодарная. Нет ничего приятнее, чем разделять вместе со студентами радость от встреч с произведениями искусства и видеть затем, как эти знания помогают в процессе учебы. Многие темы дипломных работ вырастают из увиденного во время поездок и непосредственного знакомства с памятниками.
Освоению программы помогает музейная практика студентов, проходящая в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва (ЦМиАР). Во время практики студенты получают возможность ближе ознакомиться с памятниками древнерусского искусства в фондах музея, практикуются в научном описании предметов, осваивают навыки хранительской и научно-фондовой деятельности. При этом студенты имеют возможность не только знакомиться с памятниками «вживую», но и общаться со специалистами, формировать свои собственные интересы.
Обучение на этой программе подразумевает также общение с профессиональным сообществом кафедры Истории и теории христианского искусства, а также всего факультета Церковных художеств, причем не только в учебных аудиториях. Ведь сосуществование под сенью единого факультета и «иконописателей», и «иконоописателей» полезно всем, т.к. историк искусства способен влиять и на практикующих художников, только создающих свои будущие шедевры. Это влияние взаимно, поскольку для будущих искусствоведов крайне важно иметь возможность воочию наблюдать процесс художественного творчества.
Студенты-искусствоведы еще во время учебы применяют свои знания на практике. Ежегодно в рамках международного проекта совместно с Амброзианской библиотекой Милана в ПСТГУ проводится фестиваль «Эпоха в миниатюре», в программу которого входит организуемая нами конференция по искусству. В 2021 году студенты-искусствоведы 4 курса активно работали на выставке «Эпоха Данте в книжной миниатюре: между Парижем и Константинополем». Фестиваль 2020 года открылся выставкой «Ilias picta в контексте раннехристианского изобразительного искусства», на которой экспонировалось новое факсимильное издание греческой рукописи V в. н.э., представляющей собой уникальный пример иллюстрирования Илиады Гомера, древнейшего сохранившегося памятника древнегреческой литературы. Экскурсии, которые студентки проводили в течение всего времени работы выставки, были прекрасно подготовлены и вызвали большой интерес слушателей.
Кафедра истории и теории христианского искусства ежегодно организует и проводит секцию «Христианское искусство» в рамках Ежегодной Богословской Конференции ПСТГУ, где слушается ежегодно около 30 докладов по актуальным проблемам христианского искусства. Издаются сборники научных статей «Искусство христианского мира» и серия Вестника ПСТГУ «Вопросы истории и теории христианского искусства», внесенная в перечень ВАК. В работе секции и издании сборников принимают участие известные отечественные и зарубежные ученые, сотрудники ведущих московских научных школ и музеев, а также молодые исследователи и преподаватели факультета Церковных художеств, его недавние выпускники.
Несколько раз в год совершаются факультетские богослужения, которые возглавляют их наши преподаватели в священном сане: декан ФЦХ протоиерей Александр Салтыков в храме Воскресения Христова в Кадашах, доцент кафедры ИТХИ священник Максим Крижевский – в храме Живоначальной Троицы в Голенищево, протоиерей Николай Чернышев – в храме св. Николая на Маросейке. За богослужением молятся и поют студенты и преподаватели факультета, а после этого священники проводят экскурсии и духовные беседы со студентами за чаепитием, по праздникам студенты организуют спектакли.
О факультете рассказывает декан протоиерей Александр Салтыков
Изучение памятников христианского искусства, познание многообразия традиций мира, вкус к знаточеству, умение анализировать «живое» искусство лучше всего формируется в путешествиях-экспедициях. Мы вместе со студентами совершили таких достаточно много — дважды в Армению, более 10 раз на Украину, по Италии, дважды в Турцию. Десятидневные армянские путешествия включали в себя лучшие и самые значительные памятники армянской истории и архитектуры от Урарту, царства, современного великим державам Ассирии и Вавилона, и эллинистической Армении I в. до н.э.–III вв., жившей вкусами греко-римского мира, до Армении христианской, первой в мире страны, давшей христианству статус государственной религии. Драгоценными были путешествия по Турции — в Константинополь / Стамбул, где мы смотрели и изучали ВСЕ памятники византийского искусства, коллекции музеев с собраниями античного, византийского и исламского искусства, и по Эгейскому побережью Турции — с томиком Гомера в руках — в Трою и через важнейшие греческие города: Ассос, Пергам, Эфес. Участие в поездках студентов реставраторов, иконописцев и монументалистов дало замечательный ракурс поездкам: анализ искусствоведческого типа дополнялся размышлениями о технической стороне искусства. Сложной и самой большой по времени поездкой было путешествие по Италии — фактически 3 недели через 15 городов, улицы которых, архитектурные памятники, музеи мы изучили крайне внимательно и с несомненным качеством для зрительного и профессионального опыта будущих ученых, каковыми некоторых из этих студентов и стали.
Наши выпускники ведут обширную научную работу, продолжают образование в магистратуре и аспирантуре, защищают диссертации, участвуют в научных конференциях, редактируют сборники научных трудов, публикуют собственные монографии, исследования и переводы.
Наши выпускники являются сотрудниками многих крупных музеев:
Наши выпускники стали преподавателями вузов:
Наши выпускники в научно-исследовательских институтах:
Наши выпускники в реставрационных и экспертных учреждениях:
Несколько выпускников защитили кандидатские диссертации: