Направление: 50.04.03 История искусств
Концепция данной магистерской программы нацелена в основном на научную работу студентов, результатом которой становится написание ими магистерской диссертации. Специализация наших искусствоведов ориентирована на христианское искусство, поэтому в программу входят особые богословские и специальные искусствоведческие дисциплины, направленные на постижение богословских основ этого искусства, в тесной связи со всеми сторонами церковного вероучения и на основе Священного Писания, поскольку без понимания церковного вероучения невозможно изучать церковное искусство с достаточно качественным результатом.
места | в месяц | в год | |
---|---|---|---|
бюджет | 3 | ||
скидка 100% | 3 | Узнать подробнее | |
скидка 80% | 3 | 5520 | 55200 |
скидка 60% | 3 | 11040 | 110400 |
без скидки | 5 | 27600 | 276000 |
соц. грант | собеседование | Узнать подробнее |
места | в месяц | в год | |
---|---|---|---|
без скидки | 10 | 7400 | 74000 |
соц. грант | собеседование | Узнать подробнее |
Руководитель программы — Ариадна Александровна Воронова, кандидат искусствоведения. Автор монографии На границе Востока и Запада: Средневековая архитектура Сербии, Далмации и Истрии. М.: ПСТГУ, 2015.
Декан Факультета церковных художеств протоиерей Александр Салтыков:
Это возможность погрузиться в подлинно духовную, культурную обстановку, понять духовные основы искусства в целом, получить высокие знания о великом и прекрасном христианском искусстве – искусстве величайшей и совершеннейшей христианской религии, породившей всю европейскую и русскую культуру.
Уникальность обучения по этой программе состоит в постижении «скрытого смысла» произведений, наделенных сложной символикой. Искусство, предназначенное для Церкви и создаваемое Церковью на протяжении многих веков, можно понять только изнутри самой христианской традиции, чтобы тоньше чувствовать богословские аспекты искусства, овладев теми знаниями, которых зачастую не хватает даже очень хорошим светским специалистам. Высшим предметом изучения здесь является Прекрасное как отблеск Божественного присутствия в мире, в человеческой культуре. Поэтому искусство любой эпохи рассматривается с точки зрения способности рассмотреть это Прекрасное. Такой подход делает преподавание стандартных дисциплин уникальным, позволяющим студенту включить в образовательный процесс свой личный духовный опыт, предполагающий воцерковление всех сторон жизни наших студентов, готовящий их к живому искреннему и творческому участию в современной церковной жизни.
В преподавании философии в первую очередь обращается внимание на историю формирования богословия и философии образа в древнегреческой философии, в патристической Византийской философии, в русской религиозной философии. На этот же тип образной связи ориентируется изучение теории искусства, помогающее различить, увидеть раскрытие образа Божия в творчестве того или иного художника. Либо, наоборот, оно помогает различить отклонение от этого образа, отсутствие его в художественных произведениях. Богословие образа, богословие красоты являются формирующими для изложения истории эстетических идей, истории эстетики в контексте Божественного Откровения, Священной истории.
Значительное внимание уделяется спецсеминарам по византийскому и древнерусскому искусству, в результате чего наши выпускники хорошо ориентируются в тех произведениях, с которыми им преимущественно дальнейшем придется иметь дело в тех организациях, куда они поступают на работу. Спецсеминары проходят в разном формате: доклады по описанию и анализу памятников, реферирование значительных работ исследователей с дальнейшим обсуждением присущей им методологии и новых достижений, сообщения на различные темы с обязательной презентацией (учимся ее делать). Особый акцент ставится на работе с курсовыми работами: от выбора темы до доклада на семинаре и написания текста. Магистранты под руководством преподавателя учатся сначала самостоятельно искать литературу по теме, затем выявлять неизученные аспекты в теме, выстраивать план работы, и только после этого писать текст. Работа с текстом занимает немало времени, нередко после правок преподавателя студентам приходится перерабатывать текст, в процессе они научаются многим навыкам профессии.
В похожем формате проходят и семинары по основным проблемам христианского искусства – иконоведению и христианской иконографии, которая на языке изобразительного искусства передает содержание христианского вероучения. Студенты узнают, как созданием композиций различных сюжетов руководила соборная Церковь, отбирая те «слова» и «выражения» иконографического языка, которые наиболее точно отражали догматическое учение об их содержании.
Уникальный курс «Символ и аллегория в европейском искусстве Средневековья и Нового времени» служит для постижения «скрытого смысла» произведений, наделенных сложной символикой, наполненных аллегорическими фигурами. В процессе обучения магистранты постепенно входят в сферу религиозной символики, затем проходит изучение аллегорических циклов, широко распространенных в западноевропейском искусстве XVI – XVIII столетий и с конца XVII века встречающихся в России. Вниманию магистрантов предлагаются образы, широко распространенные в искусстве этой эпохи и имеющие особое значение для понимания смыслового содержания религиозного искусства, тесно связанного с богословием. Магистранты изучают образы Вселенной (символы светил, планет, знаков зодиака в христианской традиции), Древа мироздания и Древа Иессеева, а также символику цветов, плодов, животных, драгоценных камней. Пробуя свои силы в самостоятельном прочтении символики искусства, каждый магистрант готовит свою работу, которые совместно обсуждаются, что позволяет уточнить непривычные поначалу сюжеты и понятия, а также способствуют живому вовлечению учащихся в материал, представляющий общий интерес. В завершение курса учащиеся демонстрируют усвоение материала – композиции и образы, которые были еще непонятны им в самом начале обучения, интерпретируются вполне свободно. Магистранты показывают это, прочитывая сложные композиции произведений на заключительном занятии, посвященном самостоятельной интерпретации памятников.
Не менее уникальный курс «Русское церковное искусство Синодального периода» строится на основе синтеза теоретических и практических подходов к освоению материала, основанного на достижениях современного искусствознания, и с учетом специфики церковного искусства. Этот подход позволяет готовить специалистов во всех областях церковного искусства, которые получают знания непосредственно от профессионалов в той или иной его области. В результате процесс обучения приобретает по-настоящему углубленный характер. Важная часть курса – ознакомление студентов с существующими методами научной атрибуции и экспертизы произведений иконописи и декоративно-прикладного искусства, что является важной составляющей не только всех разделов курса, но и мастер-класса по атрибуции икон Синодального периода, который проводят известные специалисты в этой области.
Исключителен и курс «Историзм в христианской архитектуре», где магистранты знакомятся с понятием искусства историзма как большого стиля европейского и мирового искусства XIХ – начала ХХ века. Его развитие основывалось на знании истории, значении исторических знаний в европейской культуре. Это уникальный свод знаний о происхождении неовизантийского стиля в Европе и его распространении в христианском зодчестве по всему миру. Но именно в России храмостроение в неовизантийском стиле обрело самый грандиозный масштаб как по количеству возведенных храмов, так и по высочайшему художественному качеству этих произведений. Здесь представлена универсальность византийских архитектурных идей, в которых символически отразились христианские представления о мироздании и, прежде всего, о Святой Троице, символически явленой в главных архитектурных и живописных образах византийского храма. Именно в силу своей универсальности, воспроизведение его форм в Новейшее время обрело актуальность в православной, католической и протестантской церковной архитектуре. Большое место уделяется вопросам синтеза искусств, взаимосвязям архитектуры и монументального искусства, литургическим предметам, которые создавались в гармонии с неовизантийским замыслом храмов.
В процесс обучения входит посещение музейных собраний Москвы, где нередко проводятся лекции: Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Государственный исторический музей, Государственная Третьяковская галерея, Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва, Московский Государственный объединенный музей-заповедник, музей Русской иконы, музеи Троице-Сергиевой Лавры. Также важно посещение текущих выставок самого разного плана, от выставок классического искусства до самых парадоксальных в своих концепциях (и не обязательно хороших) выставок современного искусства, посещение мастерских художников. Это тоже дает начинающему искусствоведу, для которого критический анализ — один из инструментов работы, навык формулировать вопросы к современному объекту искусства, точно выражать свой взгляд, несогласие, интерес, и т.п.
При работе с выпускниками особую роль мы уделяем выбору темы (всегда мало изученной или не изученной вовсе), а затем выстраиванию плана работы, логике рассуждений, методологии присущей специфике темы, умению правильно оформить работу, а главное – нацеливаем студентов на собственное исследование, изучение не проработанных в науке проблем. Выбрать собственный научный интерес для дальнейшего исследования помогает широкий спектр углубленных спецкурсов по выбору магистранта. Тему магистерской работы обычно предлагает научный руководитель или кафедра при первичном обсуждении интересов студентов, всегда исходя из предпочтений студентов, а также их уровня подготовки. При выборе темы учитывается первое образование магистрантов и владение ими иностранными языками. Руководителя дипломной работы кафедра подбирает сообразно теме – специалиста в данной области, а иногда для профессиональной работы над темой в качестве консультантов привлекаются специалисты со стороны, из музеев или других учебных заведений.
Мотивированные студенты зачастую сами предлагают свою тему и проявляют поразительное усердие, проникая в архивы, добывая сложнодоступные фотоматериалы, делая прориси с фресок, наводя не всегда простые контакты с сотрудниками провинциальных музеев. В результате осваиваются новые материалы, свет узнают новые иконы и целые коллекции икон, производятся передатировки памятников, делаются настоящие научные открытия. Результаты лучших работ публикуются в студенческих и профессиональных научных сборниках.
Темы дипломных работ последних лет:
Монументальная живопись, иконопись, миниатюры XII-XVI вв.
Искусство Позднего Средневековья
Обучение на этой программе подразумевает также общение с профессиональным сообществом кафедры Истории и теории христианского искусства, а также всего факультета Церковных художеств, поскольку для будущих искусствоведов крайне важно иметь возможность воочию наблюдать процесс художественного творчества.
Студенты активно посещают научные конференции, а также имеют возможность представлять результаты своих исследований на ежегодной Межвузовской студенческой конференции, которую наши магистранты организуют в рамках своей производственной практики – от определения тематики и приглашения докладчиков до составления программы и устройства чаепития в перерыве между заседаниями. Кроме наших студентов, постоянными участниками бывают магистранты Московской Духовной Академии, МГУ, РГГУ, Высшей школы экономики, Московского государственного академического художественного института им. В.И. Сурикова, Российской Академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова. С интересными докладами выступают и студенты-реставраторы, чей практический опыт работы с памятниками чрезвычайно важен для искусствоведов-теоретиков. Темы докладов по архитектуре, живописи, декоративно-прикладному искусству касаются проблем христианского искусства от ранневизантийского периода до Нового времени, вопросов иконографии и стиля, консервации и реставрации памятников, богословских аспектов церковного искусства. Заседания конференции всегда насыщены дискуссиями и живым общением участников и слушателей. Конференция способствует получению ценного опыта публичных выступлений, обмену результатами научных исследований и развитию профессиональных связей, что очень важно для начинающих ученых.
Магистры участвуют и в ежегодно организуемой нами секции «Христианское искусство» в рамках Ежегодной Богословской Конференции ПСТГУ. Издаются сборники научных статей «Искусство христианского мира» и серия Вестника ПСТГУ «Вопросы истории и теории христианского искусства», внесенного в перечень ВАК. В работе секции и издании сборников принимают участие известные отечественные и зарубежные ученые, сотрудники ведущих московских научных школ и музеев, а также молодые исследователи и преподаватели факультета Церковных художеств, его недавние выпускники.
С данной магистерской программой непосредственно связана научная тема кафедры Истории и теории христианского искусства «Проблемы христианского искусства Позднего Средневековья и Нового времени», в разработке которой принимают участие как преподаватели, так и магистранты. Главная задача участников группы – углубленное изучение проблем христианского искусства, соответствующее их научным интересам и отражающим их искренние увлечения, стремление постичь те или иные яркие явления в художественном наследии. Результаты таких работ реализуются на занятиях научного семинара «Образ и смысл: особенности развития русского церковного искусства XVI–XX веков». Цель семинара отражена в его названии: представление произведений искусства в единстве образа и смысла. Это особенно важно для церковных памятников, которые необходимо изучать, обращаясь к текстам Священного Писания и богословским трудам. Кроме того, это является одной из ведущих проблем в изучении христианского искусства, когда художники сообщали тем или иным предметам или персонажам более глубокое значение, чем может показать зримый облик.
Особенно важно, что семинар вызвал интерес и у других факультетов и кафедр университета – так, на третьем занятии состоялось совместное участие с факультетом церковного пения, безусловно, не только разнообразившее семинар, но и украсившее его. Участие в подобном научном семинаре бесценна для будущих исследователей – ведь они получают возможность усовершенствовать свои навыки в представлении своих тем, а стало быть, лучше подготовиться к защите дипломных работ. Кроме того, углубленная разработка любимых тем позволяет им укрепить исследовательские навыки, войти в круг молодых ученых.
Тематика некоторых занятий семинара:
Студенты-искусствоведы еще во время учебы применяют свои знания на практике. Ежегодно в рамках международного проекта совместно с Амброзианской библиотекой Милана в ПСТГУ проводится фестиваль «Эпоха в миниатюре», в программу которого входит организуемая нами конференция по искусству. В 2021 году студенты-искусствоведы (бакалавры и магистранты) активно работали на выставке «Эпоха Данте в книжной миниатюре: между Парижем и Константинополем». Фестиваль 2020 года открылся выставкой «Ilias picta в контексте раннехристианского изобразительного искусства», на которой экспонировалось новое факсимильное издание греческой рукописи V в. н.э., представляющей собой уникальный пример иллюстрирования Илиады Гомера, древнейшего сохранившегося памятника древнегреческой литературы. Экскурсии, которые студентки проводили в течение всего времени работы выставки, были прекрасно подготовлены и вызвали большой интерес слушателей.
Несколько раз в год совершаются факультетские богослужения, которые возглавляют их наши преподаватели в священном сане: декан ФЦХ протоиерей Александр Салтыков в храме Воскресения Христова в Кадашах, доцент кафедры ИТХИ священник Максим Крижевский – в храме Живоначальной Троицы в Голенищево, протоиерей Николай Чернышев – в храме св. Николая на Маросейке. За богослужением молятся и поют студенты и преподаватели факультета, а после этого священники проводят экскурсии и духовные беседы со студентами за чаепитием, по праздникам студенты организуют спектакли.
О факультете рассказывает декан протоиерей Александр Салтыков
Наши выпускники ведут обширную научную работу, продолжают образование в аспирантуре, защищают диссертации, участвуют в научных конференциях, редактируют сборники научных трудов, публикуют собственные монографии, исследования и переводы.
Наши выпускники являются сотрудниками многих крупных музеев:
Наши выпускники стали преподавателями вузов:
Наши выпускники в научно-исследовательских институтах:
Наши выпускники в реставрационных и экспертных учреждениях:
Несколько выпускников защитили кандидатские диссертации: