Направление: 47.03.03 Религиоведение
Эта программа готовит специалистов, совмещающих эмпирические подходы к исследованию религий (история, социология, психология) с богословскими знаниями и общегуманитарными (философия, культурология) дисциплинами. Получая фундаментальное образование, будущие религиоведы имеют дело с необычайно интересным материалом, составляющим сокровищницу религиозной жизни человечества
места | в месяц | в год | |
---|---|---|---|
бюджет | 12 (из них 2 квота + 2 спец.квота) | ||
скидка 100% | 3 | Узнать подробнее | |
скидка 80% | 4 | 5120 | 51200 |
скидка 60% | 5 | 10240 | 102400 |
без скидки | 5 | 25600 | 256000 |
соц. грант | собеседование | Узнать подробнее |
Руководитель программы — Александр Валерьевич Кольцов:
Константин Михайлович Антонов, доктор философских наук, заведующий кафедрой философии и религиоведения, за которой закреплена эта программа:
Что такое религиоведение?
Религиоведение – это одна из форм научного изучения религии, наряду с философией религии и теологией. В то время как теология направлена на внутреннее содержание веры (причем одной определенной конфессии), а философия религии занимается исключительно теоретическим постижением сущности религии как таковой, религиоведение является эмпирической дисциплиной, то есть изучает религиозную жизнь в ее конкретно-исторических проявлениях.
Таким образом, религиовед изучает взаимодействие религиозной веры (как православия, так и других конфессий) с различными сферами жизни. Утверждая уникальность религиозного опыта, нельзя при этом и отрицать, что религия является важным фактором в культурной и общественной, даже политической и экономической деятельности человека. Поэтому нужны специалисты, совмещающие богословские знания с владением эмпирическими (история, социологи, психология) и общегуманитарными (философия, культурология) дисциплинами.
Учебная программа включает в себя как все базовые богословские дисциплины (библеистика, догматическое богословие, церковная история, патрология, введение в литургическое предание и др.), так и дисциплины, составляющие совокупность религиоведческого знания(среди них: история, социология, психология, антропология, философия религии, новые религиозные движения, религия и экономика, религиозная этика, история религиозного искусства). Таким образом, особенностью этой программы является совмещение базового богословского и религиоведческого образования, что позволяет дополнить эмпирико-теоретические познания глубоким изучением православной традиции «изнутри».
Кроме того, уникальным принципом нашей программы является формирование каждым студентом индивидуальной образовательной стратегии. Так, начиная со второго курса студенты выбирают сферу профессиональной специализации в области истории, социологии или философии, получая возможность участвовать в семинарах ведущих исследователей в соответствующих областях. Наряду с этим, учащимся предоставляется возможность осваивать дополнительную программу углубленного изучения иностранных языков (латинский, древнегреческий, английский, немецкий и французский языки), осуществлять дипломное исследование на любой из выпускающих кафедр богословского факультета.
Зачем изучать религиоведение?
Основная задача высшего образования — личностное развитие студентов, получение ими фундаментальных знаний, участие в интеллектуальном служении Церкви. Время учебы в университете – это возможность поставить перед собой новые вопросы, расширить представления о мире, найти свое место в жизни.
Изучение религиоведения позволяет, с одной стороны, получить общекультурные навыки, традиционно ассоциируемые с фундаментальным гуманитарным образованием – такие как эрудиция, критическое мышление, владение иностранными языками, способность к написанию самостоятельных аналитических текстов. С другой стороны, в ходе обучения будущие религиоведы имеют дело с необычайно интересным материалом – составляющим сокровищницу религиозной жизни человечества, – что делает их экспертами в области глубочайших жизненных смыслов.
Приоритетными направлениями религиоведческих исследований, осуществляющихся в настоящее время на богословском факультете, являются:
Значимым элементом образования является выездная педагогическая практика ("миссионерская поездка"), проводимая в разных городах центральной России. Студенты готовят и проводят урок для класса незнакомых им старшеклассников, обсуждая с ними вопросы религии, Церкви и культуры.
Предлагаем вам тематическую подборку самых интересных тем бакалаврских дипломов, защищенных по направлению религиоведение в последние годы. Вместе со своим научным руководителем вы найдете интересующую вас тему в русле проводимых на кафедре философии и религиоведения исследований (см. раздел выше) и посвятите ей курсовую 3 курса и бакалаврский диплом. В случае успеха, вы сможете продолжить ее разработку в более широком объеме на программах магистратуры и, затем, аспирантуры.
Религиозная история поздней античности и средневековья
Религиозные аспекты современной культуры
Обучение на этой программе подразумевает также общение с профессиональным сообществом Богословского факультета, причем не только в учебных аудиториях. Пользуясь выражением сщмч. Сергия Мечёва, можно сказать, что наш Факультет — это богослужебная семья, посвятившая себя научному служению Церкви. Каждый день в наших храмах служатся утреня с Литургией и вечерня. Возглавляют их наши преподаватели в священном сане, алтарничают и читают — студенты программы Пастырской подготовки, а молятся и поют — студенты и преподаватели Факультета. Помимо этого мы вместе участвуем в и организуем конференции, ездим в поездки и проводим ежегодную Летнюю школу в лагере при Иоанно-Богословском монастыре (с. Пощупово).
После окончания программы обучения кто-то поступает в наши магистратуры и остается на факультете, а кто-то, приобщившись этому научному и молитвенному служению — идет в мир, сохранив связи со своими друзьями и наставниками на всю оставшуюся жизнь.
Особенную роль в жизни студентов играет коллектив кафедры философия и религиоведения, на которой постоянно кипит жизнь: это и совместные поездки, и походы в музеи, и религиоведческие киносеминары и многое другое!
Выпускники направления «Религиоведение» способны оценить и продемонстрировать значимость религии для процессов, которые обычно кажутся сугубо «светскими», понимать, как устроено религиозное сознание, дать экспертную оценку религиозным явлениям, в том числе новым религиозным движениям.
Рекомендуем статью К. М. Антонова “Зачем Церкви религиоведение?”
По окончании бакалавриата выпускники получают диплом государственного образца и имеют возможность продолжать обучение в магистратуре и, в случае интереса к академической работе, в аспирантуре по соответствующей специальности.
Иван Владимирович Забаев, кандидат социологических наук, заведующий исследовательской лабораторией «Социология религии» о смысле этой программы в ПСТГУ:
ПСТГУ – университет, специально созданный для того, чтобы готовить специалистов, способных анализировать религиозную ситуацию, воздействие религии на другие сферы жизни. Специалистов, способных создавать и управлять коммерческими и некоммерческими (образовательными, благотворительными, каритативными и др.) организациями с религиозной составляющей»
Перспективные студенты привлекаются к сотрудничеству с научно-исследовательскими центрами университета, участвуют в международных научных конференциях и грантах, стажируются в университетах Германии, Швейцарии, Австрии, Испании, США.
Среди наших выпускников — ученые-исследователи, преподаватели высшей и средней школы, книгоиздатели, предприниматели, специалисты синодальных и государственных учреждений, священнослужители и катехизаторы.