Эта программа адресована тем, кто хочет посвятить себя служению Церкви и обстоятельно изучить ее историю. В процессе обучения студент получит полноценное богословское образование. Учебный план профиля уделяет большое внимание изучению Священного Писания и других базовых богословских дисциплин. Главный акцент при изучении церковной истории ставится на эпохе Вселенских Соборов и истории Русской Церкви – в особенности синодального и новейшего периода - эпохи великих святителей, новомучеников и исповедников.
“Когда Святейший Патриарх посетил наш университет на актовом дне, он сказал, что Церковь нуждается в теологах, в грамотных специалистах, которые могли бы ответить на те вызовы современности в виде новых учений, новых ересей, новых интерпретаций и новых явлений, которые появляются в нашей Церкви,в обществе, и в государстве. Изучая историю Церкви студенты становятся такими специалистами”
Описание программы — Чему меня будут учить?
Главная цель программы – полноценное базовое богословское образование. На программе изучается основной круг богословских дисциплин:Священное Писание, Введение в православную традицию, Литургическое предание, творения Святых Отцов, история Церкви, Догматика, Каноническое право, Богослужебный устав, Сравнительное и Нравственное богословие.
.
По свидетельству русских святителей, церковная история является одной из важнейших форм Священного Предания. Не случайно, отмечали они, Священное Писание Ветхого и Нового Завета начинается с исторических книг, ибо такая форма изложения более понятно передает истины Божественного Откровения. История Церкви — Священная история общения Бога и человека — является продолжением евангельской истории. Соответственно, в курсе богословских дисциплин церковная история, а особенно история той Церкви, к которой принадлежат обучающиеся, должна, по мнению святых отцов, должна занимать особое место, так как «описывает не только борьбу Церкви с многочисленными, восстававшими против нее ересями, но и характер и действия святых мужей». Одной из уникальных черт программы является внимание к истории Русской Церкви и русскому богословию.
Также для приобретения необходимого научного кругозора, в программу входят общегуманитарные дисциплины, необходимые для понимания исторического и интеллектуального контекста развития христианской традиции (Общая и русская история, Византинистика, Философия, Русская религиозная философия, История религий). Основную научную методологию студенты осваивают в рамках курса Методика работы с источниками.
Особое внимание в программе уделяется изучению современных и древних языков. Частично выборный характер данных дисциплин позволяет с одной стороны предоставить возможность полноценно овладеть ими при необходимости, с другой стороны, ограничить их изучение, в том случае, если языки не будут нужны для дальнейшей специализации.
Ряд дисциплин (Практическая теология, Современное церковно-государственное законодательство, Основы педагогики) направлен также на выработку у студентов навыков применения богословских и гуманитарных знаний для церковного служения и педагогической деятельности.
Значимым элементом образования является выездная учебная практика ("миссионерская поездка"), проводимая в разных городах центральной России. Студенты готовят и проводят урок для класса незнакомых им старшеклассников, обсуждая с ними вопросы религии, Церкви и культуры.
Темы дипломов — Чем я буду заниматься?
Представляем вам темы дипломов последних лет по профильной для этой программы тематике. Вместе с тем, обучаясь на программе Общая и русская церковная история, студент может специализироваться не только на кафедре Общей и русской церковной истории и канонического права, но и на других кафедрах богословского факультета, т.е. писать курсовые и дипломную работу не только по церковно-исторической проблематике, но и по Священному Писанию, святым отцам или практическим аспектам богословия.
Политика Московского государства в отношении церковного землевладения в последней четверти XVII в.
Проблемы взаимоотношений Русской Церкви и государства с Восточными патриархами в конце XVI–нач. XVII вв.
Роль священнослужителей Русской Православной Церкви в деятельности Московского комитета Общества попечительного о тюрьмах (1819–1895 гг.)
Взаимодействие православного духовенства с Белым движением на подконтрольных ему территориях Южного и Восточного фронтов Гражданской войны 1918–1920 гг.
Деятельность Наркомата Юстиции РСФСР по организации и проведению кампании по вскрытию мощей
Историография истории церковно-государственного отношения в СССР конца 1950-х–нач. 1990-х гг. в трудах историков советского и постсоветского периода
Письма Патриарха Алексия I в Совет по делам Русской Православной Церкви и в Совет по делам религии как источник для изучения церковно-государственных отношений 1945–1970 гг.
Церковь и Государство в "Основах социальной концепции Русской Православной Церкви"
Церковная история в Московском университете в 1863–1917 гг.: преподавание и исследования
Уставы духовных академий 1869, 1884 и 1910–1911 гг. как отражение политики государства
Церковно-приходские школы Воронежской епархии в контексте реформ обер-прокурора К.П.Победоносцева
Возрождение ученого монашества в России в 1880–1910-х гг.: преосвященные Антоний (Храповицкий) и Феодор (Поздеевский)
О богословском факультете — С кем я буду учиться?
Обучение на этой программе подразумевает также общение с профессиональным сообществом Богословского факультета, причем не только в учебных аудиториях. Пользуясь выражением сщмч. Сергия Мечёва, можно сказать, что наш Факультет — это богослужебная семья, посвятившая себя научному служению Церкви. Каждый день в наших храмах служатся утреня с Литургией и вечерня. Возглавляют их наши преподаватели в священном сане, алтарничают и читают — студенты программы Пастырской подготовки, а молятся и поют — студенты и преподаватели Факультета. Помимо этого мы вместе участвуем в и организуем конференции, ездим в поездки и проводим ежегодную Летнюю школу в лагере при Иоанно-Богословском монастыре (с. Пощупово).
После окончания программы обучения кто-то поступает в наши магистратуры и остается на факультете, а кто-то, приобщившись этому научному и молитвенному служению — идет в мир, сохранив связи со своими друзьями и наставниками на всю оставшуюся жизнь.
Смотрите обращение декана факультета к абитуриентам:
"Нынешняя эпоха настоятельно требует богословия. Конечно, Богословие с большой буквы — богословие святых Отцов, — не может явится вдруг как следствие административных или научных усилий. Но если мы говорим, что Церковь есть богочеловеческий организм, то попытаться создать человеческую среду, в которой однажды Дух Божий укажет на того, в ком «духовная образованность ума» найдёт себе выражение на языке нашего времени благодаря образованности гуманитарно-научной, хотя бы отчасти в наших силах”.
Факультетское сообщество — это еще и возможность (не забывая об учебе) окунуться в многообразную студенческую жизнь. Каждый новый поток студентов привносит в нее что-то новое, что-то свое. В какой-то момент были больше популярны разговорные клубы (был и немецкий, и английский), собирались поэтические и творческие вечера, устраивались совместные кинопросмотры. Последние годы самоорганизовалось Научное студенческое общество, на котором студенты представляют свои доклады и устраивают дебаты
Что будет дальше? Зависит в том числе от вас.
Кроме того, есть возможность участия в факультетском хоре! Он поет не только на еженедельных факультетских богослужениях, но и выступает на университетских и внешних хоровых фестивалях.
Слушайте “Софрониевскую” Херувимскую песнь, в обработке П. Чеснокова (op. 27, № 5)
Наши преимущества — Почему эта программа?
Наши лучшие студенты ездят на стажировки в Германию, Италию и США. Каждая такая стажировка предлагает уникальную языковую практику и расширение профессионального контекста, становясь уникальным этапом личностного роста для стипендиата.
Обучение на программе ведется в небольших группах до 10-ти человек. Получая индивидуальное внимание от преподавателей и администрации, студент будет всегда обеспечен необходимой информацией и сможет в мягкой и спокойной обстановке разобраться со всеми возникающими сложностями, связанными со вступлением в новый жизненный этап.
Конечно, основным преимуществом программы является преподавательский состав факультета. Без сомнения, здесь собраны лучшие специалисты, изучающие церковную традицию и религиозную жизнь во всех ее проявлениях. Это дает уникальную возможность войти в российскую научную среду.
В нашем Университете из года в года собирается активная православная молодежь. Это удивительная студенческая среда, объединенная верой и поиском, близкими интересами и переживаниями. Семейная атмосфера не только гарантирует общий уровень культуры и порядочности, но и позволяет найти здесь верных друзей и спутников жизни.
Перспективы и выпускники — Что со мной станет?
Высшее гуманитарное образование — это не получение какой бы то ни было профессии в узком смысле этого слова, этой цели отвечает училище или узкопрофессиональные вузы. Получить богословское образование не то же самое, что оконить училище на машиниста, курсы по программированию, освоить профессию переводчика или даже получить высшее образование в области переработки полезных ископаемых. Богословское образование дает гораздо больше и позволяет реализоваться в самых разных профессиональных областях.
“Программы богословского факультета формируют сообщество с сильными связями. Мы не бросаем своих выпускников: часто они находят место приложения своих сил через других выпускников, иногда с помощью вуза. Выпускник, усердно трудившийся во время учебы, совсем необязательно круглый отличник, ни разу не оказался невостребованным. Мы всегда готовы оказать помощь в выборе места работы. Это касается не только тех, кто становится священником и получает полную поддержку вплоть до распределения на избранное место служения”
Прот. Николай Емельянов, выпускник ПСТГУ, PhD in Theological Studies, к.ф.н., проректор по стратегическому развитию ПСТГУ.
Вместе с тем, среди наших выпускников: священники и архиереи, ученые в области богословия и других сферах научного знания, преподаватели школ и университетов, сотрудники синодальных и епархиальных структур, государственных учреждений, приходские катехизаторы и миссионеры, сотрудники издательств, СМИ и музеев. Среди них есть профессионалы очень высокого уровня: ученые, имеющие все соответствующие звания, федеральные чиновники и т.д. Много молодых выпускников, только начинающих свой путь.
— Еще в школе я сформулировал для себя мотив обучения: знания ради Знания. Изначально я планировал поступать на исторический факультет, а затем — в семинарию. Но, узнав о возможности обучаться на богословском факультете и параллельно получать пастырское образование в ПСТБИ, я решил поступить в ПСТГУ. О своем выборе я не просто не жалел, но благодарил Бога за выбранный путь! Сейчас я учусь в магистратуре «Общая и русская церковная история» и заканчиваю обучение на программе Пастырской подготовки.
Есть два традиционных пути после окончания бакалавриата — академический и духовный. Поступив в любую гуманитарную магистратуру, вы сможете реализовать полученное в ПСТГУ фундаментальное образование, погрузившись в мир науки. Если вы параллельно с учебой поступили на программу Пастырской подготовки вы, как и выпускники других духовных школ Русской Православной Церкви, сможете продолжить служение Церкви в священном сане.
Но вместе с этими двумя путями существует не менее важный третий — служения Церкви на своем месте — в государственных или Церковных структурах, в СМИ или общественных организациях, на своем приходе или в своей семье. Где бы вы ни оказались, кем бы вы не стали в профессиональной сфере — осознанная вера, фундаментальное образование и круг верных друзей и соратников — всегда помогут вам хранить истину Христову и дарить ее ближним, выстраивать свою семейную и профессиональную жизнь.
День открытых дверей
Училище. Бакалавриат. Специалитет. ПСТБИ
14 мая
12:30-15:00
Лихов переулок
Программы
Регистрация
Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы