Фото В.И.Бубчикова
Фото В.И.Бубчикова
Фото В.И.Бубчикова
Фото В.И.Бубчикова
Фото В.И.Бубчикова
Фото В.И.Бубчикова
Фото В.И.Бубчикова
Фото В.И.Бубчикова
Фото В.И.Бубчикова
Фото В.И.Бубчикова
Фото В.И.Бубчикова
Фото В.И.Бубчикова
Фото В.И.Бубчикова
Фото В.И.Бубчикова
Фото В.И.Бубчикова
Фото В.И.Бубчикова
Фото В.И.Бубчикова
Фото В.И.Бубчикова
Фото В.И.Бубчикова
Приезд митрополита Лавра в ПСТГУ.
Приезд митрополита Лавра в ПСТГУ.
Приезд митрополита Лавра в ПСТГУ.
Приезд митрополита Лавра в ПСТГУ.
Приезд митрополита Лавра в ПСТГУ.
Подписание Акта объединения. Фото с сайта Патриархия.ru
Делегация Архиепископии западноевропейских приходов в ПСТГУ.
Вручение Синодальной грамоты. Фото с сайта Патриархия.ru
1 /
20-летие прославления Собора новомучеников и исповедников Российских XX века на Юбилейном Архиерейском соборе 2000 года

13-16 августа 2000 года состоялся Юбилейный Архиерейский Собор, в котором приняли участие 144 архипастыря.

Открывая Собор, Святейший Патриарх Алексий II отметил: «Церковь наша пережила в ХХ веке страшные испытания, страдания, гонения, но украшалась и укреплялась кровью мучеников. И одним из деяний предстоящего Архиерейского Собора будет канонизация Собора новомучеников нашей святой Церкви, тех, кто в ХХ веке верно исповедал Христа и засвидетельствовал свою веру в Господа и Спасителя нашего. Даже до уз и темниц, до смерти».

В докладе Святейшего Патриарха Алексия II «Русская Православная Церковь на рубеже веков» была приведена статистика: число приходов ко времени открытия Собора составило 19417, число монастырей — 545. Эти цифры особенно впечатляют, если учесть, что в 1988 году в Русской Церкви был только 21 монастырь, несколько более 6000 приходов, а в черте Москвы 46 храмов. Собор принял новую редакцию Устава Русской Церкви и документ «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви».

Небывалое, стремительное возрождение церковной жизни стало возможным благодаря подвигу мучеников и исповедников веры XX века.

Канонизация Собора всех новых мучеников и исповедников Российских, ведомых и неведомых, но известных Богу, готовилась в Синодальной комиссии по канонизации святых (СККС) к Юбилейному собору, посвященному 2000-летию пришествия в мир Господа Иисуса Христа, как «плод красный спасительного сеяния Христова», который Церковь Русская приносит своему Спасителю. В этой подготовке активно участвовал Православный Свято-Тихоновский Богословский институт (ПСТБИ, в скором будущем — ПСТГУ) в лице ректора, протоиерея Владимира Воробьева, вошедшего в состав СККС в конце 1998 г., и сотрудников соответствующих подразделений института. Институту было поручено создание иконы этого Собора. На факультете церковных художеств (ФЦХ), в иконописных мастерских, под руководством ректора ПСТГУ протоиерея Владимира Воробьева и декана ФЦХ протоиерея Александра Салтыкова была разработана иконография Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской, а иконописцы ПСТГУ воплотили ее в большой иконе, расположенной в правой стороне храма Христа Спасителя.

С самого начала 90-х годов в ПСТБИ была создана компьютерная база данных «За Христа пострадавшие», в которой накапливались сведения о жертвах репрессий советского времени в отношении православных священнослужителей, монашествующих и мирян Русской Православной Церкви. При подготовке к канонизации Собора новомучеников и исповедников нужно было получить сведения от всех епархий РПЦ, но такие материалы в подавляющем большинстве епархий отсутствовали, так как архивы только еще открывались и работа в них была не налажена. Исследование следственных протоколов – дело весьма трудоемкое, но эти протоколы ВЧК/ОГПУ появились только в 1922-1923 гг., а до тех пор казнь тысяч священников-мучеников имела характер внесудебной бандитской расправы, чинимой большевистскими шайками. Таким образом, данные базы «За Христа пострадавшие» стали основой епархиальных списков новомучеников для канонизации на Юбилейном соборе.

Большой вклад дали труды научных сотрудников институтского Отдела Новейшей истории Русской Церкви (ОНИРЦ). Практически все благочиния Московской (областной) епархии имели в это время договора о сотрудничестве с ПСТГУ в подготовке материалов к канонизации. В то и последующее время ОНИРЦ проводил консультации, делился архивными материалами и собранными фотографиями со множеством епархиальных и индивидуальных исследователей, трудившихся над восстановлением памяти о подвижниках веры XX века.

Заседание Юбилейного Собора, посвященное канонизации Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской, проходило в особенно благодатной атмосфере. В абсолютной тишине звучал доклад митрополита Ювеналия, председателя Синодальной комиссии по канонизации святых. Решение о церковном прославлении Собора новомучеников и исповедников Российских XX века было принято единогласно. Был прославлен и сонм святых дореволюционного периода, включавший Оптинских старцев и многих других подвижников.

19 августа Святейшим Патриархом Алексием был освящен вновь построенный храм Христа Спасителя, а 20 августа 2000 г. состоялось прославление Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской. После Божественной Литургии Высокопреосвященный митрополит Ювеналий зачитал Деяние собора о канонизации, протоиерей Владимир Воробьев и протоиерей Александр Салтыков вынесли из алтаря икону Собора новомучеников при пении тропаря, написанного к акту канонизации. Святейший Патриарх Алексий II вместе с главами и представителями всех автокефальных Православных Церквей и всем епископатом Русской Православной Церкви, весь присутствовавший в храме народ молитвенно участвовали в небывалом торжестве. Многие участники этого великого события свидетельствовали об ощущении явного веяния благодати Божией в храме, о чувстве восторга в этот момент торжества мученического подвига над злом, воздвигшим страшное гонение на Церковь и на Христа.

Теперь находятся люди, заявляющие, что прославление новомучеников было совершено по политическому расчету. Это совершенно не соответствует действительности. Никакие расчеты тогда не приходили в голову инициаторам этого торжества. Непосредственные участники подготовки этой канонизации со всей ответственностью и по долгу совести свидетельствуют, что единственным движущим мотивом прославления новомучеников и исповедников Российских было горячее стремление воздать славу и благодарение подвижникам, которые отдали свою жизнь за веру во Христа и тем утвердили ее, удостоверили мир в ее непреложной истине и красоте. Совершенно естественно, что подвиг новомучеников и исповедников, победивший, казалось, несокрушимую мощь гонителей, победил вражду и разделения, спровоцированные теми же гонителями веры. Именно поэтому 17 мая 2007 года в храме Христа Спасителя Святейшим Патриархом Алексием II и Высокопреосвященным митрополитом Лавром был подписан Акт объединения между Русской Православной Церковью на Родине и епархиями Зарубежного Синода.

1 ноября 2019 года в Тронном зале Патриаршей резиденции в Даниловом монастыре Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл подписал Патриаршую и Синодальную грамоту о восстановлении единства Архиепископии западноевропейских приходов русской традиции с Русской Православной Церковью. Хотя это воссоединение совершилось в связи с ликвидацией Западноевропейского экзархата в составе Константинопольского патриархата, вряд ли можно сомневаться в том, что прославление новомучеников и исповедников Российских способствовало стремлению эмигрантских приходов вернуться в лоно Матери-Церкви.

Сегодня Церковь и народ нашей страны сталкиваются с новыми испытаниями, и именно новомученики и исповедники Церкви Русской могут научить нас сохранять в сердце мир Христов, со смирением и кротостью терпеть скорби и трудности, указывать путь веры окружающим нас людям и следовать стойкости страстотерпцев на указанном нам крестном пути.