1 /
О работе над архивом Михаила Губонина
PDF версия

Начало работы над архивом М. Е. Губонина

В начале 1990-х годов у меня возникли тяжелые финансовые проблемы: в педагогическом университете, где я работала на кафедре информатики, часто задерживали зарплату. До этого на нашей кафедре мы вели совместные работы по искусственному интеллекту с институтом информатики, с некоторыми сотрудниками которого – Николаем Владимировичем Соминым и Натальей Сергеевной Соловьевой – у меня установились близкие дружеские отношения.

Когда Николай Владимирович предложил мне помочь в наборе текстов в издательском отделе Свято-Тихоновского института, я еще не могла предположить, что эта работа не только даст мне решение материальных проблем, но и станет делом жизни. В то время я еще не была воцерковлена, а первое посещение Николо-Кузнецкого храма меня немного напугало: очереди на исповедь к отцу Владимиру Воробьеву произвели большое впечатление, но не вызвали желания присоединиться к желающим исповедать свои грехи.

В ПСТБИ я встретилась с Ольгой Владимировной Косик, которая предложила мне набирать текст рукописи Михаила Ефимовича Губонина под названием «Современники Патриарха Тихона». Надо сказать, что такой текст был для меня совершенно новым по своему содержанию (до этого я совсем не была знакома с историей Церкви и с церковной литературой). Меня, как любителя чтения, удивила высокая литературная работа и то, как она была оформлена. Не имея возможности ее издать, автор вручную сделал настоящую книгу: текст был напечатан на машинке, снабжен фотографиями и рисунками, которые были проложены папиросной бумагой – это были три большие неподъемные папки. Труд вызывал не только восхищение, но глубокое уважение.

С работы над этой рукописью началась моя деятельность в области истории Русской Православной Церкви новейшего времени и в деле создания под руководством отца Владимира Воробьева научного отдела в ПСТГУ.

Михаил Ефимович Губонин формально не имел высшего образования, но был высокообразованным человеком с обширным творческим диапазоном и тонким эстетическим вкусом. Его знания были энциклопедичны. Он превосходно знал мировую литературу, был тонким ценителем симфонической музыки, хорошо знал искусство великих артистов Художественного и Малого театров. Его знания древнерусского искусства иконописи, а также классической живописи и ваяния от античности вплоть до Японии были столь основательны и совершенны, что доставили ему известность в среде самых выдающихся художников и искусствоведов его времени. Как художник М. Е. Губонин имел самую высокую репутацию в кругу специалистов промышленной графики, ибо вынужден был смолоду трудиться именно в таком качестве.

Но основное внимание в своей жизни Михаил Ефимович уделял делу, которому был предан с юности. В молодые годы Михаил Ефимович многое почерпнул от Преосвященного Петра (Руднева), бывшего образованным, незаурядным гуманитарием. Именно архиепископ Петр в беседах со своим юным иподиаконом обозначил проблему «нехватки справочной литературы» по церковно-исторической тематике. Преосвященный Петр задавался вопросом, как в будущем историки смогут работать над их героической и трагической эпохой при отсутствии документов, биографических и статистических сведений, дневников и эпистолярия современников. Кто будет собирать все это, систематизировать и хранить до лучших времен? Михаил Ефимович, тогда еще молодой человек, вдохновился поставленной задачей и взял на себя этот нелегкий труд. Несмотря на величайший риск, с которым была тогда связана эта деятельность, он начал собирать с 1920-х годов материалы по истории Русской Православной Церкви. Со временем у Михаила Ефимовича проявились кругозор и профессиональная «хватка» настоящего церковного историка-исследователя. Оставленный им архив стал самым выдающимся и обширным собранием документов по истории Русской Православной Церкви.

Только в 1990-е годы у читателей появилась возможность ознакомиться с трудами этого исследователя. В 1990 году основная часть архива была передана вдовой Михаила Ефимовича Зоей Петровной Губониной в создававшийся в то время Православный Свято-Тихоновский богословский институт. Издание этого архива стало возможным только с изменением положения Русской Православной Церкви в государстве в начале 1990-х годов.

Содержание архива

Архив Михаила Ефимовича Губонина условно можно разделить на три больших части.

Первая часть – это документы по истории Русской Православной Церкви первой половины XX века. Эта часть была издана в 1994 году Православным Свято-Тихоновским богословским институтом под названием «Акты Святейшего Патриарха Тихона и позднейшие документы о преемстве высшей церковной власти 1917–1943 годов».

Вторая часть архива – «Списки иерархов и епархий Русской Православной Церкви», которую Михаил Ефимович успел закончить незадолго до своей кончины, вышла в издательстве ПСТГУ в 2006 году под заголовком: «История иерархии Русской Православной Церкви: Комментированные списки иерархов по епископским кафедрам с 862 года (с приложениями)» [1]. Исследование возглавил Пантелеимон Николаевич Грюнберг[2]., близко знавший Михаила Ефимовича и в юности помогавший ему в этой работе. В 2019 году вышло новое издание – переработанное и дополненное.

В последние годы жизни Михаил Ефимович торопился закончить многотомный труд (об издании которого в то время не могло быть и речи), посвященный святому Патриарху Тихону и истории Русской Православной Церкви – «Воспоминания о Святейшем Патриархе Тихоне. Сборник печатных, рукописных и устных воспоминаний». Этот сборник Михаил Ефимович посвятил епископу Гомельскому Тихону (Шарапову). В первую часть сборника вошли воспоминания современников Патриарха Тихона (многие воспоминания были записаны М. Е. Губониным со слов очевидцев церковных событий первой половины XX века). Вторая часть сборника, намного превосходящая первую, – это комментарии к воспоминаниям, написанные Михаилом Ефимовичем, которые сами по себе могли бы стать хрестоматией по русской церковной истории.

«Современники о Патриархе Тихоне» и другие книги

Итак, я начала набирать полюбившийся мне текст, а Наталья Сергеевна Соловьева проверяла мою работу. Она тоже была под большим впечатлением от текста рукописи. Мы часто обсуждали его, восхищались подвигом подвижников. Мне запал в душу образ архиепископа Илариона (Троицкого), так что захотелось познакомиться с его богословским наследием. Ольга Владимировна Косик предложила мне собрать копии статей владыки Илариона и составить сборник его работ. Так была подготовлена и выпущена в 1998 году первая книга, в издании которой я приняла участие – «Церковь как союз любви»[3].

Работая над набором рукописи «Современники о Патриархе Тихоне», мы не ограничивались только набором текста – мы проверяли все использованные источники, которые использовал Михаил Ефимович, а также разыскивали дополнительные сведения об упоминаемых лицах. Михаил Ефимович писал свою рукопись, когда еще не были открыты архивы и многие источники ему были недоступны. Существенную помощь в этой работе нам оказали сотрудник отдела новейшей истории Русской Церкви Людмила Сергеевна Аристова, которая занималась базой данных о репрессированном духовенстве, и профессор Николай Евгеньевич Емельянов[4], создатель базы «За Христа пострадавшие» и руководитель работы над этим проектом (здесь я тоже принимала участие в вводе данных). Редакция дополнила недостающие сведения в рукописи новыми сведениями, особенно если они касались мученической кончины и канонизации упоминаемых в рукописи лиц, а также материалом о канонизации самого Патриарха Тихона и обретении его мощей. Все работы велись под руководством протоиерея Владимира Воробьева.

Работая над рукописью «Современников…», пришлось искать дополнительные сведения об описываемых событиях – так собралось много материалов о работе Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 годов, на котором был избран Патриарх Тихон и которому Михаил Ефимович уделял большое внимание. По итогам исследования в 2009 году был издан сборник воспоминаний членов Собора «Дело великого строения церковного».

В 2007 году, к столетию со дня рождения Михаила Ефимовича, вышло два тома сборника «Современники о Патриархе Тихоне».

Некоторые комментарии, вошедшие в рукопись «Современников…», представляли собой целые книги. Так, один из этих комментариев лег в основу сборника – «Кифа – Патриарший Местоблюститель священномученик митрополит Петр (Полянский)», изданного нашим отделом в 2012 году[5]. Комментарий самого Михаила Ефимовича был дополнен ранее недоступными документами, а также обширной статьей священника Александра Мазырина, который к тому времени принял на себя научное редактирование всех изданий отдела. Очерк «Кифа» и очерк «Епископ Тихон (Шарапов)», который в настоящее время готовится к изданию, стали одними из самых крупных комментариев рукописного сборника.

Все издания отдела новейшей истории Русской Церкви уже высоко оценены научным сообществом и вошли в научный оборот. В настоящий момент издано пока около 200 авторских листов архива Губонина, но это лишь небольшая часть готовящегося к изданию труда. 

Подвижник церковной истории

Отметим, что работа Михаила Ефимовича проходила во время полной недоступности архивов и многих литературных произведений. Приходится только удивляться, как ему удавалось находить источники, которые стали публиковаться только с 1990-х годов. Эта заставляет говорить о существовании подспудной церковной исторической науки в России. Михаил Ефимович, будучи педантичным и скрупулезным собирателем всего, что имело значение для церковной истории новейшего периода, соединял в себе удивительную широту и свободу взглядов с тончайшей церковной интуицией, любовь к кропотливой архивной работе – с необычайной живостью характера, строгость и точность церковных и духовных оценок – с замечательным по артистичности даром рассказчика, тонким и веселым юмором. Труды Михаила Ефимовича Губонина превзошли самые оптимистические ожидания его учителя-иерарха. В настоящее время без книг Михаила Ефимовича не может обойтись ни один исследователь по истории Церкви.

Отметим, что все эти материалы были собраны в то время, когда в советской печати имя Святейшего Патриарха Тихона и его сподвижников, если и упоминалось, то только с эпитетами «черносотенец, контрреволюционер-монархист, враг советской власти». Имя же митрополита Петра (Полянского) вообще практически не упоминалось. Атеистическая печать, заполнявшая полки библиотек, представляла всю историю Русской Церкви настолько лживо и предвзято, что в наше время это трудно себе представить.

Михаил Ефимович выполнил поставленную перед собой задачу, чтобы «собрав воедино духовное наследие Великого Первосвятителя, мы имели бы в своих руках прекрасный памятник величия его духа, смиренномудрия и нелицемерной святости, полезный не только для воспоминания и утешения, но и еще в большей степени – для поучения и назидания многих из нас». Последние слова можно отнести и непосредственно к самому Михаилу Ефимовичу, который скромно характеризовал себя: «Я не историк, а только каталогизатор документов». Это, однако, не так. Он, как настоящий и выдающийся историк, не имея многих нужных ему, но недоступных документов, смог дать точную интерпретацию церковных событий. Губонин проложил дорогу, по которой должны пройти исследователи церковной исторической науки. Но самое главное, совершенный им подвиг и сегодня дает нам неоценимое богатство – мы можем прикоснуться к жизни близких нам по времени, новых наших святых, первыми из которых являются святитель Тихон, священномученик Петр (Полянский) и многие другие. Долг благодарности призывает нас почтить подвижника-собирателя исторических сведений – сокровищ, еще не вполне оцененных нами.

Господь чудесным образом отметил подвиг жизни Михаила Ефимовича: он скоропостижно скончался в день святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, 9 октября (26 сентября) 1971 года. Через 18 лет в этот же день состоялось прославление особо чтимого им Святейшего Патриарха Тихона, к памяти которого с любовью и трепетом Михаил Ефимович относился всю свою жизнь и в святости которого был уверен.




1. История иерархии Русской Православной Церкви: Комментированные списки иерархов по епископским кафедрам с 862 года (с приложениями) / Сост. М. Е. Губонин, П. Н. Грюнберг и др. М.: Изд-во ПСТГУ, 2006.

2. Пантелеимон Николаевич Грюмберг почил 19 октября 2015 г.

3. Архиепископ Иларион (Троицкий). Церковь как союз любви (Сборник материалов) / Сост. О. В. Косик, Н. А. Кривошеева, А. Г. Воробьева. М., Изд-во ПСТБИ, 1998.

4. Профессор Николай Евгеньевич Емельянов – первый декан и основатель факультета информатики и прикладной математики ПСТГУ. Почил 14 января 2010 г.

5. Кифа – Патриарший Местоблюститель священномученик Петр, митрополит Крутицкий (1862–1937) / Отв. ред. прот. В. Воробьев. – М.: Изд-во ПСТГУ, 2012.

Наталья Кривошеева