1 /
Лекция Ю. Р. Савельева «Священство и царство в храмостроении 1850-1910-х годов»

Лекция состоится в четверг 12 мая 2022 года в 19:00.

Для входа на мероприятие необходимо зарегистрироваться.

Юрий Ростиславович Савельев – архитектор, доктор искусствоведения, академик Российской Академии художеств, профессор кафедры истории и теории христианского искусства ПСТГУ. Известный исследователь неовизантийского стиля в архитектуре, искусства историзма как большого стиля европейского искусства последней четверти XVIII — середины XX века. Академик-корреспондент Королевской академии художеств Сан Фернандо (Мадрид) и Королевской каталонской академии художеств Св. Георгия (Барселона).

Награжден медалью Фонда памяти митрополита Макария, Всероссийской историко-литературной премии «Александр Невский», Золотой медалью Российской Академии художеств за монографию «Византийский стиль» в архитектуре России. Вторая половина XIX – начало ХХ века» и другими наградами Академии художеств. Автор семи монографий и более 200 научных статей, опубликованных в России, Франции, Италии, Испании, Югославии и США. Организатор и участник множества научных конференций в России и за рубежом.

Анонс лекции в ПСТГУ 12 мая 2022 года

НОВАЯ ВИЗАНТИЯ.

СВЯЩЕНСТВО И ЦАРСТВО В ХРАМОСТРОЕНИИ 1850-1910-х гг.

В середине – второй половине XIX все возрастающий интерес к духовному наследию Восточной Римской империи стал истоком нового архитектурного стиля в церковном зодчестве. Византийская история и агиография, литургика и история Восточной Церкви занимают все больше места в образовательных и научно-исследовательских программах духовных академий и семинарий, университетов и археологических обществ. Одновременно византийское архитектурное наследие становится предметом изучения зодчих, а его творческая интерпретация превращается постепенно даже в главный церковный стиль придворного зодчества. Несомненны связи византийского направления архитектуры историзма (как большого европейского стиля) и его российского своеобразия в связи с обострением Восточного вопроса на Святой Земле, на Кавказе и на Балканах.

Гармония между церковной и светской властями отразилась в обширном храмостроении «византийского» (неовизантийского) стиля и его широчайшем распространении по всей территории Российской империи. В закладке храмов и монастырей участвуют император и императорская семья, как правило, покровительствуя церковному храмостроению в роли ктиторов.

Византийское наследие приобретает особую актуальность в начале ХХ века, когда возводятся главные соборы неовизантийского стиля в Кронштадте и Софии, представляя собой две главные архитектурные школы – Императорской Академии художеств и Института гражданских инженеров.

Даже в 1920-1930-е годы храмостроение в неовизантийском стиле не прекращается за пределами России – в Королевстве Югославия и в Русском Харбине. Гармоничность стиля выражала гармоничные взаимоотношения церкви и государства – Священства и Царства, как в древней Византии.