ЕВГЕНИЙ (Зернов Семен Алексеевич)

1 /
Сан / служение митрополит Дата рождения 1877, 18 января Дата кончины 1937, 20 сентября Чин святости священномученик Память 25 , 20

Биография

1877, 18 января — Родился в Московской губ. в семье диакона.

Окончил Заиконоспасское духовное училище.

1897 — Окончил Московскую духовную семинарию и поступил в МДА.

1900, 8 марта — Пострижен в мантию.

1900, 5 апреля — Рукоположен во иеродиакона.

1902, 25 марта — Рукоположен во иеромонаха.

1902 — Окончил МДА со степенью кандидата богословия; определен преподавателем сектоведения к Черниговской духовной семинарии.

1904, 4 августа — Инспектор Черниговской духовной семинарии.

1906, 15 марта — Ректор Иркутской духовной семинарии. За короткое время, действуя без всяких репрессивных мер, сумел навести порядок в семинарии, расстроенной смутой 1905 г., и заслужить общую любовь и доверие. Исполнял обязанности председателя Епархиального училищного совета, являлся членом Миссионерского комитета, Географического общества, Братства во имя свт. Иннокентия. Состоял редактором «Епархиальных ведомостей.

1906, 25 марта — Возведен в сан архимандрита.

1909, 18 марта — Участвовал в комиссии по освидетельствованию честных останков свт. Иркутского Софрония (Кристалевского).

1913, 20 января — Хиротонисан во епископа Киренского, викария Иркутской епархии; хиротонию (в кафедральном соборе г. Иркутска) совершили архиепископ Иркутский и Верхоленский Серафим (Мещеряков), епископ Томский и Алтайский Мефодий (Герасимов), епископ Забайкальский и Нерчинский Иоанн (Смирнов).

1914, 11 июля — Епископ Приамурский и Благовещенский. Содействовал усилению миссионерского и просветительского служения в епархии, открытию новых храмов и монастырей.

1917–1918 — Член Священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 гг.

1919 — Перешел в церковное подчинение организованному в Омске Высшему временному церковному управлению Сибири, признав за ним часть канонических прав в условиях прекращения связи с Московской Патриархией.

1923 — По просьбе владивостокского клира взял на себя временное управление Владивостокской епархией.

1923, ночь с 29 на 30 августа — Арестован.

1923, 30 августа – 1923, октябрь — Заключен в тюрьму ОГПУ в г. Благовещенске. Впоследствии переведен в городскую тюрьму.

1923, октябрь — Вывезен под конвоем в читинскую тюрьму.

1923 – 1924, 30 января — Доставлен в тюрьму ОГПУ в Москве. Освобожден из тюрьмы под подписку о невыезде.

1923, 30 ноября — Указом св. Патриарха Тихона возведен в сан архиепископа.

1924, 22 февраля — Комиссией НКВД по административным высылкам признан виновным в «проведении под видом церковных дел мероприятий контрреволюционного характера, контрреволюционной агитации и распространении религиозной литературы контрреволюционного характера» (по ст. 72, 69 УК РСФСР). Приговорен к 3 годам ИТЛ с последующей ссылкой на 3 года.

1924, 21 мая — Заочно включен в состав предполагаемого Священного Синода при св. Патриархе Тихоне.

1924 – 1926, 3 декабря — Находился в Соловецком лагере особого назначения. Освобожден из лагеря с направлением в ссылку на 3 года в Коми (Зырян) АО.

1926, июнь — Участвовал в составлении «Соловецкого послания» (обращения к правительству СССР православных епископов, заключенных в Соловках).

1927, май – 1929, 14 октября — Пребывал в ссылке в Усть-Куломском уезде Коми (Зырян) АО. Освобожден с лишением права проживания в Москве, Ленинграде, Харькове, Киеве, Одессе, Ростове-на-Дону, означенных округах и Дальневосточном крае с прикреплением к определенному месту жительства на 3 года.

1929 — Поселился в г. Котельниче Нижегородской губ.

1930, 13 августа — Назначен архиепископом Белгородским. Назначение было отменено из-за отказа местных властей в регистрации.

1931, 9 февраля — Архиепископ Котельнический, викарий Вятской епархии.

1931 — В. у. Вятской епархией.

1931, 3 апреля — Награжден правом ношения креста на клобуке.

1932, 13 июня – 1932 — Получил двухмесячный отпуск для лечения согласно прошению. По окончании отпуска вернулся в г. Котельнич.

1933, февраль — Архиепископ Вятский и Слободской.

1934, 16 мая — Возведен в сан митрополита и переведен на Горьковскую (Нижегородскую) кафедру.

1935, 3 мая — Арестован в г. Горьком. Обвинен в том, что, «будучи митрополитом Горьковского края, использовал церковный амвон в контрреволюционных целях, произнося в ряде церквей г. Горького проповеди антисоветского содержания в целях внедрения в массу контрреволюционных идей». Виновным себя не признал.

1935, 4 ноября — ОСО при НКВД СССР приговорен к 3 годам ИТЛ (по ст. 58-10).

1935, 16 декабря — Прибыл в Карлаг из Петропавловской тюрьмы. Определен в 7-е Бидаикское отделение Карлага. В лагере занимался заготовкой льда, трудился на аграрном хозяйстве, был учетчиком и статистиком канцелярии Бидаикского отделения Карлага.

1937, 16 сентября — Арестован в лагере по обвинению в «контрреволюционной агитации среди заключенных».

1937, 20 сентября — Приговорен к расстрелу и расстрелян.

2000, 13 августа – 2000, 16 августа — Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 2000 г. причислен к лику святых.

Арест епископа Евгения в 1923 г. вызвал массовые протесты. Наутро, когда епископа не оказалось за литургией, верующие собрались у здания благовещенского ОГПУ, требуя показать им владыку, чтобы удостовериться, жив ли он. Власти разогнали толпу, вызвав пожарную команду, которая обливала протестующих водой. Епископа Евгения перевели из тюрьмы ОГПУ в городскую тюрьму, а в Благовещенске арестовали 54 человека, преимущественно женщин. Пока епископ был в тюрьме, по городу ежедневно разъезжала телега с надписью: «В тюрьму для епископа хлеб». Пищи набиралось такое количество, что владыка Евгений кормил всех вместе с ним заключенных.

В Соловецком лагере, будучи старшим из находившихся в лагере архиереев, архиепископ Евгений принял деятельное участие в составлении «Соловецкого послания» — обращения православных епископов к правительству СССР. Впоследствии ради мира церковного он поддержал Декларацию митрополита Сергия (Страгородского) и не отделился от него. В 1935 г. митрополит Сергий (Страгородский) возвел владыку Евгения в сан митрополита и перевел его на Горьковскую кафедру. Богослужения его в Нижнем Новгороде отличались величием, покоем и благоговением. Митрополит Евгений обладал притягательной силой истинной духовной власти и пользовался огромным авторитетом у православных нижегородцев. Когда он шел по городу, все невольно обращали на него внимание, люди останавливались и просили благословения. 1 мая 1935 г., совершив Пасхальное богослужение, митрополит Евгений собрался ехать домой. Близкие предлагали ему задержаться, пока пройдут участники демонстрации. «Что нам бояться, — ответил владыка, — надо Бога бояться». И поехал домой по улицам в рясе и клобуке. Демонстранты уступали ему дорогу. Вскоре он был арестован.

Публикации

[1] Акты. С. 319, 533–534, 781, 860.

[2] Дамаскин (Орловский), игумен. Мученики, исповедники и подвижники благочестия… Кн. 1. С. 221–223.

[3] Деяния Священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 гг. Т. 1. С. 69.

[4] Жития святых, новомучеников и исповедников Земли Нижегородской. Н. Новгород, 2015. С. 352–361.

[5] Именный список ректорам и инспекторам… СПб., 1907. С. 57.

[6] Мануил (Лемешевский), митрополит. Русские православные иерархи. Т. 3. С. 101–102.

[7] Покаяние. Сыктывкар. Т. 3. С. 262.

[8] Польский М., протопресвитер. Новые мученики Российские. Ч. 1. С. 165–167.

[9] Пострадавшие за Христа в земле Хабаровской. Хабаровск, 2017. С. 20–22.

[10] Православная энциклопедия Т. 17. С. 56.

[11] Соловецкий мартиролог // Православный церковный календарь на 2001 г. Изд. Соловецкого монастыря.

[12] Состав Святейшего Правительствующего Синода и Российской церковной иерархии на 1917 г. С. 288–289.

Архивные источники

[13] Архив УФСБ РФ по Амурской обл. Д. П-65713.

[14] ГА РФ. Ф. 6343. Оп. 1. Д. 2 63. Л. 79.

Заявители

[15] Зимина Н. П.

[16] Монахиня Сергия (Королева).

[17] Соколова Нина Евгеньевна (внучатая племянница).