Кроме богословских, исторических, философских и языковых дисциплин, а также дисциплин по всеобщей истории искусства, изучаемых на данном отделении, студенты осваивают: музееведение, описание и анализ памятников искусства, иконографию, источниковедение, греческий язык и латынь, основы консервации икон, историю художественной критики, методологию истории искусства и теорию искусства.
Дополнительно читаются различные спецкурсы; по основным искусствоведческим дисциплинам студенты выполняют курсовые работы. По результатам учебного года летом проводится учебно-ознакомительная или музейная практика в таких городах как Новгород, Владимир, Суздаль, Санкт-Петербург; в Москве практика проходит на базе главных собраний древнерусского искусства: Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, музей-заповедник «Московский Кремль», Государственная Третьяковская галерея, Исторический музей, музей-заповедник «Коломенское. Обучение заканчивается защитой дипломной работы. На шести курсах отделения обучаются около 50 студентов.
Кафедра готовит историков искусства, музейных работников, преподавателей истории искусства. Среди преподавателей кафедры – известные ученые-специалисты в области древнерусского и византийского искусства, доктора и кандидаты наук, сотрудники московских музеев.
|
Дисциплины бакалавриата |
Дисциплины магистратуры |
---|---|---|
|
|
|
В разработке научной темы кафедры «Проблемы христианского искусства Позднего Средневековья и Нового времени» принимают участие как преподаватели, так и магистранты. Главная задача участников группы – углубленное изучение проблем христианского искусства, соответствующее их научным интересам и отражающим их искренние увлечения, стремление постичь те или иные яркие явления в художественном наследии. Результаты таких работ реализуются на занятиях научного семинара «Образ и смысл: особенности развития русского церковного искусства XVI–XX веков». Цель семинара отражена в его названии: представление произведений искусства в единстве образа и смысла. Это особенно важно для церковных памятников, которые необходимо изучать, обращаясь к текстам Священного Писания и богословским трудам. Кроме того, это является одной из ведущих проблем в изучении христианского искусства, когда художники сообщали тем или иным предметам или персонажам более глубокое значение, чем может показать зримый облик. Особенно важно, что семинар вызвал интерес и у других факультетов и кафедр университета – в семинаре принимали участие коллеги с кафедры реставрации ФЦХ, а также с факультета церковного пения, не только разнообразившее семинар, но и украсившие его. Участие в подобном научном семинаре бесценна для будущих исследователей – ведь они получают возможность усовершенствовать свои навыки в представлении своих тем, а стало быть, лучше подготовиться к защите дипломных работ. Кроме того, углубленная разработка любимых тем позволяет им укрепить исследовательские навыки, войти в круг молодых ученых.
Отчет о разработке научной темы кафедры 1
Отчет о разработке научной темы кафедры 2
Отчет о разработке научной темы кафедры 3
Отчет о разработке научной темы кафедры 4
Отчет о разработке научной темы кафедры 5
Преподаватели кафедры ведут обширную научную работу, защищают диссертации, участвуют в конференциях, редактируют сборники, публикуют монографии, исследования и переводы.
Кафедра ежегодно организует и проводит секцию "Христианские искусство" на Международной ежегодной богословской конференции ПСТГУ, на которой с научными сообщениями по актуальным проблемам христианского искусства выступает около 30 докладчиков.
На основе этих докладов каждый год издается сборник научных статей «Искусство христианского мира» под редакцией прот. Александра Салтыкова.
В работе секции и издании сборника принимают участие известные зарубежные и отечественные ученые, сотрудники ведущих московских научных школ и музеев Москвы, Санкт-Петербурга, Новгорода, Ярославля, Ростова Великого, Владимира, Суздаля, Тихвина, Сергиева Посада и Нового Иерусалима, а также молодые исследователи и преподаватели факультета Церковных художеств, его недавние выпускники.