Кафедра монументального искусства факультета Церковных Художеств была основана в 1992 г.
В 1996 г. преподавателями кафедры стали выпускники монументальной мастерской Московского Государственного Академического Художественного института им В. И. Сурикова. Заведующий кафедрой профессор Евгений Николаевич Максимов является руководителем монументальной мастерской Художественного института им В. И. Сурикова, также действительным членом Российской Академии Художеств, он известный художник, имеющий огромный опыт работы в области церковного искусства.
Создание кафедры монументального искусства было связано с активным процессом восстановления разрушенных и строительством новых храмов Русской Православной Церкви. Студенты кафедры учатся самостоятельно разрабатывать систему росписи, учитывая особенности архитектуры и посвящения храма, компоновать изображения в различные архитектурные формы, а главное, учатся индивидуальному подходу к росписи каждого храмового интерьера, чтобы создать наиболее выразительный образ пространства, помогающий человеку молиться. В своей работе преподаватели и студенты ориентируются на традиции византийского и древнерусского искусства.
Для исполнения своего замысла художник - монументалист должен освоить различные техники стенной живописи. На кафедре изучаются как древние традиционные техники фрески и клеевой живописи, так и современные - акриловой и силикатной живописи. На старших курсах учащиеся осваивают технику мозаики. В процессе обучения студенты имеют возможность непосредственно изучать лучшие образцы древнерусского искусства в рамках летней копийной практики и принимать участие в росписи храмов в составе бригады преподавателей. Выпускники кафедры работают в художественных бригадах по росписи храмов, выполняют свои творческие проекты, создают мозаики, участвуют во всероссийских выставках, преподают на кафедре и в региональных художественных училищах, многие являются членами Союза художников.
Основой обучения являются академические предметы – рисунок и живопись, необходимые для правильного понимания формы, развития чувства цветовой гармонии и цветовых отношений.
Центральное место в программе обучения занимает изучение предмета «Основы проектирования и макетирования». Студенты кафедры с первого курса учатся работать с архитектурными формами и архитектурным пространством. Темы учебных работ связаны с оформлением интерьеров и экстерьеров храмов, каждый студенческий проект рассматривается художественным советом преподавателей кафедры. «Этому предмету уделяется на кафедре особое внимание, -рассказывает Е.Н. Максимов,- так как он является для стенописцев базовым. Параллельно с изучением техники живописи в работе над копией идет анализ композиционных приемов памятника, и чем основательней молодой художник их проанализирует, тем более вооруженным он подойдет к своей творческой работе. Знание обуславливает движение вперед. В понятие композиции входят многие вещи, в том числе геометрическое построение композиции, изучение пропорций в архитектуре и живописи, их связь и взаимодействие, влияние пропорциональных отношений на образ, разные виды перспективных построений фрески. Очень важно изучение цветового строя росписи, связи его со стеной и с сооружением в целом, роль орнамента в общем хоре декорации храма».
Важнейшее место занимает предмет «Техника и технология монументальной живописи» — изучение и копирование лучших древних образцов церковного монументального искусства. «Своим любимым делом – изучением фрески и мозаики, занимаются здесь пять лет, что в принципе достаточно для обучения профессии в полной мере., - продолжает свои рассуждения Е.Н. Максимов,- Кроме того, студенты пишут и рисуют с натуры, что для стенописцев крайне важно. Когда изучаешь высокие образцы церковной живописи, поражаешься умению старых мастеров минимумом средств, но очень выразительно нарисовать фигуру, создать образ полноценный и сложный. Это было возможно только при хорошем знании тела человека, его пластики, моторики жестов. Многие в силу недостаточности специального образования переводят на иконопись механический принцип – увидел в натуре – с натуры же и нарисовал у себя на картине. Но это самый простой способ работы с натурой, характерный для некоторых мастеров XIX-XX веков. Самое интересное и сложное получается тогда, когда мастер напрямую не связан с натурой, он изучил ее законы, получил заряд впечатлений, и на основе этого знания может свободно творить в русле церковной изобразительной традиции. Конечно, это очень трудно, но к этому надо стремиться. Другими словами, не загонять так называемый “канон” в “пошиб”, а поднимать его до уровня большого искусства»
На протяжении всего обучения студенты изучают способы письма на основе практического копирования с различных образцов, осваивают несколько систем письма: с небольшим количеством прописок, письмо по санкирю, по среднему тону, по гризайли, с системой цветовых подкладок, сложную, многослойную живопись. Студентам предлагается широкий выбор образцов для копирования: древнерусские, византийские, балканские: сербские и болгарские, каппадокийские и даже романские фрески и росписи VI-ХVII вв.
Начиная работу на курсовым проектом, для выбранного образца студент выполняет так называемый «картон» – подготовительный рисунок или гризайль, внимательно изучая стилистику данного произведения и не забывая об общих законах построения формы. Чаще всего от студента требуется овладение линейным рисунком, отличным от академического - светотеневого. Для того чтобы выразить всю полноту формы в нескольких точных линиях, требуется умение ее анализировать. Затем на цветовых эскизах и пробах вместе с преподавателем изучается система письма и, наконец, на специально подготовленной основе пишется фреска, являющаяся итогом учебного года.
Студенты, выполняющие задание по мозаике, должны по этой же схеме, начиная с «картона» и заканчивая работой в материале, выполнить свои учебные задания — чаще всего копии с древних образцов.
Опыт преподавания на кафедре монументального искусства в наше время — опыт уникальный. Изучение сохранившихся образцов с точки зрения истории и иконографии, техники и технологии, художественного мастерства и проникновения в образ мысли древнего мастера, а также практический опыт, основанный на этом изучении, – это, наверное, единственно верный путь возрождения современного церковного искусства, опирающегося на каноническую традицию. Преподавателям кафедры Монументального искусства приходится постоянно экспериментировать, предлагать студентам новые задания, тщательно отбирать образцы, изучая и копируя которые учащиеся должны приобретать необходимые навыки.
Наряду с изучением древней техники фресковой живописи учащиеся на производственной практике или прри работе над курсовым проектом осваивают и современные материалы акрил и силикат.
Последний, завершающий этап обучения - разработка дипломного проекта и его защита. Дипломная работа включает в себя богословски обоснованный, выполненный в макете проект декора храма и фрагмент, исполненный в предполагаемой технике росписи: фрески, росписи акриловыми или силикатными красками, или мозаики.
Для того чтобы итоги многолетнего учебного процесса были признаны положительными, очень важно чтобы студенты не просто «накопили» в ходе учебного процесса некую необходимую сумму знаний и законным образом приобрели «корочку» диплома о высшем образовании, но и подлинно полюбили то дело, которому их учили, посвятив ему свою жизнь.
Уже с первых дней после защиты диплома, молодой художник выбирает свой дальнейший творческий путь. Некоторые выпускники остаются на кафедре в качестве преподавателей, участвуют в проектах по созданию храмового декора вместе со своими педагогами. Обучение студентов - очень трудное дело, однако несомненно, что эта работа, приносит много пользы художнику-преподавателю. Заново проходя программу вместе с учениками, он углубляет свои знания, остается в курсе, новых художественных идей и проектов.
Становясь самостоятельными художниками, выпускники сталкиваются с новыми для себя задачами и проблемами. До сих пор их учили, передавали им знания, а теперь они обязаны отдавать свои умения, трудиться на благо Церкви. И это касается не только тех, кто сам стал преподавателем , но и тех, кто, руководствуясь церковным каноном и художественной традицией православного искусства создает храмовые ансамбли, мозаичные иконы.
Сегодня в храм ходят очень разные люди: и давно воцерковленные, и новообращенные, и совсем еще не просвещенные в основах православной веры. Истинная красота, которая является Божественным свойством, помогает человеку обратиться к Богу. Храм это дом Божий. И это накладывает на церковных художников большую ответственность.
Кто-то из выпускников остается в Москве, другие выбирают работу в удаленных уголках нашей страны, на своей малой родине. А.Н.Овчинников, известный реставратор, разговаривая со студентами, советовал им, по окончании института не оставаться в Москве, а возвращаться и работать в родном городе: «И раньше, - говорил он, - в московских царских иконописных мастерских трудились мастера из Ярославля и Ростова, Владимира и Суздаля. Столица часто, высасывает творческие соки из провинции.» Так группа студентов из Йошкар-Олы, закончив университет и закрепив свои знания, поработав в одной бригаде с преподавателями, вернулась к себе на родину, где для них началась самостоятельная творческая жизнь. Кафедра с радостью следит за их успехами, сейчас они уже украсили мозаиками фасады многих храмов в столице Марий Эл и выполняют собственный проект по созданию мозаичного декора интерьера храма Успения Пресвятой Богородицы. Многие выпускники работают в приходских храмах и монастырях далеко от Москвы : в Казани и Луганске, Краснодарском крае и Калуге, в Рязани и Курске, на объектах в Белгородской и Орловской областях.
В повседневной жизни художник-монументалист общается с очень разными людьми: с духовенством, заказчиками, бригадами рабочих. Из-за того, найдет ли он общий язык со всеми, во многом зависит судьба росписи или мозаики. Церковное искусство - дело соборное, здесь нельзя пренебрегать мнением настоятеля и прихода храма, но если заказчик хочет принять богословски неверный или антихудожественный проект, надо уметь объяснить свою точку зрения, показать разные образцы, сделать убедительные, красивые эскизы.
Монументальное искусство, как роспись, так и мозаика, - начинание, требующее немалых затрат. Тем более приятно видеть как не в древней Византии, а в наше время создается мозаичный декор храма Рождества Христова в городе Фря- зино. Ведь это делается не для суетной, сиюминутной славы, а для Господа, если вспомнить слова псалмопевца :» Не нам Господи, не нам, но имени Твоему даждь славу!» Для создания и выполнения этого проекта были приглашены художники - выпускники кафедры Монументального искусства ПСТГУ.
Многих выпускников продолжает связывать настоящая дружба, общими становятся совместная работа, встречи, участия в семейных торжествах, крестинах, свадьбах и многое другое. И очень хочется, чтобы суть этого процесса можно было выразить словами блаженного Августина: «В главном - единство, во второстепенном - разнообразие, и во всем - любовь».
Преподаватель в художественном ВУЗе должен быть практиком, активно работающим и постоянно совершенствующим свое мастерство. За годы существования кафедры Монументального искусства преподаватели и студенты реализовали целый ряд художественных проектов, связанных с созданием фресковых росписей и мозаик в храмах России. Каждый такой проект – это целая эпоха в жизни кафедры, связанная с погружением в историю и современную жизнь храма.
Почти все преподаватели из числа тех, кто пришел на кафедру с первых дней ее существования, прошли «боевое крещение» в работе над росписью Казанского и Владимирского храмов Оптиной Пустыни. Здесь под руководством Е. Н. Максимова был создан слаженный коллектив, способный решать самые сложные творческие задачи.
«Новым и необычным здесь было все, – вспоминают участники проекта, – жизнь в монастыре, общение с братией, для многих — воцерковление, первые пробы письма по сырой штукатурке на стене храма. Здесь нас ожидали первые неудачи и осознание своей немощи, несмотря многолетний опыт работы в области академической живописи, а также особенно дорогие моменты творческого подъема».
После окончания работ участники росписи в течение нескольких лет приезжали в Оптину Пустынь и продолжали работу над отдельными композициями и фигурами Казанского, а позднее и Владимирского храмов. И в настоящее время преподаватели Свято-Тихоновского университета поддерживают дружеские и рабочие связи с монастырскими стенописцами Оптиной Пустыни, общаются и обмениваются опытом.
Серьезной проверкой для преподавателей Свято-Тихоновского института стало участие в воссоздании исторических росписей малых куполов храма Христа Спасителя под руководством Е.Н. Максимова. Одновременно Евгений Николаевич писал образ Новозаветной Троицы в центральном куполе.
Храм Христа Спасителя (собор Рождества Христова) в Москве — главный кафедральный собор Русской Православной Церкви, уничтоженный в годы советской власти. После своего восстановления собор стал символом возрождения Православия в современной России.
Работа вместе с опытным мастером это продолжение учебы, необходимая практика. Преподаватели кафедры принимали участие во многих проектах под руководством Е. Н. Максимова. Это и росписи колонн, украшающих зал Церковных соборов при храме Христа Спасителя и написание икон русских святых для находящейся здесь же трапезной палаты, а так же росписи храма святителя Николая в Нью-Йорке и нижнего Преображенского храма в архитектурном комплексе храма Христа Спасителя.
Первый самостоятельный проект кафедры Монументального церковного искусства – это росписи храма Живоначальной Троицы в Вишняках, который является храмом университета. От первоначального убранства в храме за период советского лихолетья не сохранилось ничего, предстояла огромная работа по созданию нового храмового интерьера: иконостаса, настенной живописи, мозаичных изображений. Эта работа, ввиду ее обширности и серьезности, ведется преподавателями и студентами до сих пор. Здесь нарабатывается навык бригадной работы старших с младшими, создается коллектив единомышленников. За это время полностью расписан четверик храма и частично приделы Новомученников Российских и Благовещения Пресвятой Богородицы.
Богословская программа росписей изначально была ориентирована на классическую византийскую систему декорации храма, а стилистика храмового декора на образцы византийского и сербского искусства XIV – начала XV века. Именно поэтому при исполнении росписей авторы стремились максимально приблизиться к соблюдению технологий, некогда использовавшихся при создании древних произведений монументального искусства.
С историей создания убранства храма Живоначальной Троицы связано трудное испытание — случившийся здесь в июне 2009 года пожар.
В день престольного праздника Пятидесятницы 2009 г. состоялось торжественное богослужение, в храме только что были закончены настенные росписи. Однако, всего через несколько дней внутреннее пространство Троицкого храма оказалось охвачено пламенем. Сильнее всего пострадала центральная часть храма и левый придел, где от огня стала осыпаться штукатурка. Центральный четверик, пострадавший меньше, выглядел так, словно с момента создания его росписей минуло несколько столетий.
Много усилий реставраторов ушло на снятие слоя жирной копоти, покрывшей стены. Все осложнялось тем, что во время пожара пламя перекинулось на запасы лампадного масла, закипевшего в огне, и эти масляные испарения пропитали фрески. Обычная промывка больше повреждала красочный слой, чем удаляла копоть. Советы опытных реставраторов не давали ожидаемого результата. Только известный специалист по древней фресковой живописи В. Д. Сарабьянов сумел подобрать необходимую комбинацию растворителей, которые удаляли послепожарную копоть, не повреждая при этом красочного слоя.
После длившейся почти год очистки стен с последующими тонировками, наконец были разобраны «леса», вернулись на свои места иконы и в Троицком храме была отслужена литургия. Это была служба главного университетского праздника — дня памяти св. Патриарха Тихона.
В настоящее время работы по украшению внутреннего пространства храма Живоначальной Троицы в Вишняках продолжаются.
Следующий крупный проект кафедры – стенные росписи в московском храме святых первоверховных апостолов Петра и Павла в Ясенево (2003–2004 гг.). Перед авторами фресковой живописи стояла очень непростая задача: найти подходящую стилистику для архитектуры раннего, причем провинциального, XVIII столетия, вписать в данное пространство традиционные образы и композиции. По убеждению Е. Н. Максимова, именно такие задачи и приучают молодых стенописцев быть гибкими, понимать красоту и логику меняющейся традиции, ее богословскую мысль. Изобразительной и стилистической «основой» для фресок храма апостолов Петра и Павла стали росписи храма Казанской иконы Божией Матери Свято-Введенского монастыря Оптина пустынь.
Храмовый четверик храма Архангела Михаила в городе Пущино расписывался в 2004-2006 годах. Вслед за этим в 2008 году были начаты работы по созданию проекта и росписи трапезного пространства храма, завершенные в 2010 году.
Знаменательным событием в творческой жизни преподавателей и выпускников стала работа над росписью храма священномученика Петра (Полянского), митрополита Крутицкого, при православной Традиционной гимназии (ныне Свято-Петровская школа) по дипломному проекту, созданному на кафедре. При разработке богословской программы росписей нужно было отразить смысл мученического подвига святителя Петра (Полянского), Местоблюстителя Патриаршего Престола, возглавившего Русскую Церковь после кончины святителя Патриарха Тихона (+1925) и принявшего смерть за Христа от безбожной власти в 1937 году. Это была первая дипломная работа, выполненная выпускниками на стенах храма. Работы по фресковым росписям в храме священномученика Петра велись с марта 2008 по декабрь 2009 года.
Особый комплекс художественных проектов составило благоукрашение храмов общины сестер милосердия при 1-й Градской больнице и храма в честь иконы Богоматери «Знамение» при 1-й Градской больнице.
Огромное значение для преподавателей и студентов кафедры Монументального искусства имеет работа по созданию декора храмов, находящихся в университетском здании бывшего Московского епархиального дома.
Восстановление былого благолепия Московского Епархиального дома, в 2006 г. переданного ПСТГУ, предполагает создание внутреннего убранства двух его храмов: Князь-Владимирского («верхнего»), а также Новомучеников и исповедников Российских («нижнего») — освященного в честь святителя Патриарха Тихона и участников Поместного Собора 1917-1918 годов, ныне прославленных Русской Церковью в лике святых.
В настоящее время созданы образы для иконостасов двух храмов — святого равноапостольного князя Владимира и собора новомучеников и исповедников Российских – участников Поместного Собора 1917–1918 гг. Эта непростая и очень ответственная задача была выполнена бригадой иконописцев ПСТГУ под руководством Л. Г. Гачевой.
Начиная с февраля 2010 года в нижнем храме регулярно проходят богослужения. Одновременно ведутся подготовительные работы по созданию проектов стенных росписей обеих церквей.