Меню
Университет
  • Ректор
  • Об Университете
  • Небесный покровитель ПСТГУ
  • Сведения об образовательной организации
  • Правовая информация
  • Благотворителям
  • Оплата онлайн
  • Телефонный справочник
  • Контакты
  • Кандидатский диссертационный совет по богословию
  • Ученый совет
  • Храмы
Оплата и реквизиты
Студенческий совет
Управление по стратегическому развитию
Абитуриентам
  • Образовательные программы
  • Консультации абитуриентов
  • Дни открытых дверей
  • Богословские курсы и доп. образование
Факультеты и институты
  • Богословский факультет
  • Факультет церковных художеств
  • Факультет церковного пения
  • Историко-филологический факультет
  • Факультет информатики и прикладной математики
  • Факультет дополнительного образования
  • Институт дистанционного образования
  • Богословский институт
  • Хоровое училище
Теология
  • Теология в России
  • УМО по теологии
Научная деятельность
  • Объединённый докторский диссовет по теологии
  • Основные результаты научной работы
  • Центры и лаборатории
  • Конференции
  • Научные издания
  • Конкурсы ПСТГУ
  • Аспирантура ПСТГУ
  • Научные проекты
  • Научные контакты и события
  • Календарь мероприятий
  • В помощь научному исследователю
Воспитательная работа
Социальная и миссионерская работа
  • Отдел по социальной работе со студентами
  • Отдел внеучебных программ
  • Миссионерский центр
  • Экологический клуб ПСТГУ Люмус
Добровольческий корпус
Общежитие
Центр инклюзивного образования
  • Доступная среда
  • Технические средства и оборудование для инвалидов
  • Тьюторство
  • Профориентация и трудоустройство
  • Преподавателям
Управление по международной работе
  • Отдел по работе с иностранными гражданами
  • Отдел организации международных проектов
Миссионерские поездки
  • Видеоматериалы
  • Фотографии
  • Интервью с участниками поездок
  • Статистика миссионерских поездок
Издательство
Интернет-магазин
Библиотека
Художественные мастерские
База данных за Христа пострадавшие
База данных Иконография восточно-христианского искусства
Церковно-археологический музей
  • О музее
  • Положение о ЦАМ
  • Виртуальный музей
  • Сотрудники
  • Новости
  • СМИ о музее
Соборная палата
  • Историко-культурный и просветительский центр ПСТГУ
  • Концерты
  • Лекторий
  • Фестивали
  • Выставки
  • Галерея
  • Календарь
Поиск
Факультет церковных художеств
Версия для слабовидящих
Меню
  • Главная
  • Факультеты
  • Факультет церковных художеств
  • Кафедры
Меню раздела
  • О факультете
    • Общие сведения
    • Декан
    • Образовательные программы
    • Выпускники
  • Абитуриентам
  • Контакты
  • Кафедры
    • Кафедра церковного шитья
    • Кафедра истории и теории христианского искусства
    • Кафедра иконописи
    • Кафедра реставрации
    • Кафедра монументального искусства
  • Наука
    • База данных "Христианское искусство"
    • Конференции
    • Сборник научных статей
  • Новости
  • Студенческие работы
  • Практика
  • Художественные мастерские

Кафедра церковного шитья

101000, г. Москва, ул. Малая Лубянка, 16

схема проезда
(495) 098-01-12
dsh@pstgu.ru

Поступающим

Руководство и сотрудники

Анна Юрьевна Лебедева
заведующая кафедрой , старший преподаватель

О кафедре

Кафедра церковного шитья была основана в 1992 г.

В основе программы обучения, составленной преподавателями кафедры, лежит принцип постепенного перехода от копирования студентами древних памятников шитья до создания авторских произведений.

Кафедра осуществляет подготовку по направлению «декоративно-прикладное искусство и народные промыслы», бакалавриат (4 года). 

Курсовые и дипломные работы студентов заключаются в изготовлении копии в материале древних памятников лицевого шитья или авторского произведения, выполненного в традиции и в соответствии с канонами Православной Церкви. Каждое изделие сопровождается пояснительной запиской. Во время учебной практики студенты делают копии и зарисовки памятников лицевого и орнаментального шитья в музеях страны. Собранный материал используется в дальнейшем для выполнения курсовых работ - копий предметов шитья в материале.

Кафедра шитьяИскусство церковного лицевого шитья, восходящее к вышитым изображениям херувимов на завесах ветхозаветного храма и блистательно развитое в Византии и Балканских странах, было воспринято на Руси после ее крещения. Многочисленные летописные упоминания и немногие уцелевшие памятники свидетельствуют о высоком мастерстве русских вышивальщиц, еще начиная с домонгольского времени и о распространенности в высших слоях государства обычая вкладывать драгоценное золотое шитье в кафедральные соборы и монастыри. В XV–XVII вв. искусство лицевого шитья переживает небывалый расцвет. Развиваются старые и возникают новые техники шитья шелковыми и золотыми нитями (гладьевые швы: «в раскол», атласный, «рядками»; двойной шов, скань, швы «в прикреп» усложняются по рисунку и становятся цветными и т. д.). Лицевое шитье, сохраняя свою специфическую декоративность, по своей художественной выразительности приближается к иконе. Вместе с тем, оно находит все более широкое применение, украшая собой литургические комплекты и плащаницы, напрестольные одежды и катапетасмы, облачения священнослужителей и хоругви, шитые походные иконостасы и подвесные пелены под особо чтимые иконы, покровы на раки русских святых и многое другое. Иконография шитых памятников церковного обихода всегда была богословски глубоко осмыслена и тесно увязана с символическим значением того или иного богослужебного предмета. Возвышенная духовность образов древнего шитья, несомненно, была следствием высокой молитвенной жизни русских мастериц. Постепенный упадок лицевого шитья и расцвет шитья декоративного во второй половине XVII – XIX вв. был созвучен процессам, происходившим в иконописании. И то, и другое было результатом обмирщения церковной жизни. Конец XX века, ознаменованный постепенным возвращением Русской Церкви из ее «вавилонского пленения», стал свидетелем возрождения всех составляющих церковного синтеза искусств. Сложность возрождения церковного шитья усугублялась тем, что в нем живая нить канонической традиции была практически прервана, хотя некоторые технические приемы еще сохранялись в декоративном шитье золотошвейного промысла г. Торжка. Тем не менее, в конце 1980-х гг., когда Русская Церковь обрела свободу, многие верующие девушки и женщины с увлечением и трепетом первооткрывателей занялись шитьем. В первую очередь воскресло церковное золотное шитье «по карте», затем появились и первые опыты лицевого шитья. К сожалению, их благочестивые труды, за некоторыми исключениями, оставляли желать много лучшего в каноническом и художественном отношениях. Сказывалась разобщенность вышивальщиц, скудные возможности обмена опытом. Сыграло здесь свою роль и то, что древнерусское лицевое шитье, в отличие от иконы и фрески, было сравнительно менее изучено и гораздо скромнее представлено в музейных экспозициях и публикациях. Между тем, становилось все очевиднее, что в условиях отсутствия живых носителей канонической традиции церковное лицевое шитье может быть возрождено лишь на основе всестороннего изучения самих древних памятников. На исходе этого периода и возникает кафедра церковного шитья на факультете церковных художеств ПСТГУ.

Замысел создания такой кафедры возник еще летом 1992 г., когда проходил первый набор учащихся на искусствоведческое, иконописное и монументальное отделения. Кафедру возглавила искусствовед В.Е.Яковлева. В июне 1993 г. в не освященном еще боковом приделе Космодемьянской церкви в Шубине (первой мастерской В.Е.Яковлевой), удалось провести под эгидой ПСТГУ первый открытый семинар по церковному шитью, объединивший мастериц из Москвы и других городов. Главной целью однодневного семинара-выставки было преодоление разобщенности мастерских и мастериц, обмен техническим опытом, методикой преподавания. Выставка работ участниц семинара показала в полном соответствии с реальной действительностью картину необыкновенно пеструю: от строго каноничного шитья до полной «самодеятельности», что, несомненно, помогло многим начинающим сориентироваться в русле традиций. Следует сказать несколько слов о принципах работы В.Е.Яковлевой. Не очень поощряя широко распространившуюся в наше время тенденцию к созданию шитых икон («с этим успешно справляются иконописцы, а наше дело – делать то, что они не могут – покровцы, плащаницы, хоругви...»), она и словом, и делом стремилась к возрождению лицевого шитья на литургических облачениях и комплектах. А в последних призывала вернуть традиционное употребление покровцов «платом». Настойчивой она была и в возрождении шитья цветными шелками. Совершенно не признавая «живописного» копирования иконных образов в технике шитья, Вера Евгеньевна учила в шитых произведениях всегда «говорить на своем языке» и учиться ему на древних памятниках. Приступая к работе, нужно было не только собрать как можно больше иконографического материала, узнать житие святого или историю праздника, но и познакомиться со службой, особенно ему молиться. В созданной при храме Воскресения в Кадашах мастерской под руководством О.Э.Дроздовой были начаты два литургических комплекта с покровцами «платом» в шелковой и в золотной технике. В качестве самостоятельных курсовых работ студенты второго курса шили уменьшенные копии со старинных покровов и пелен (из них палица со святителем Николаем была подарена Святейшему Патриарху Алексию II). О.Э. Дроздова, возглавившая кафедру после смерти В.Е.Яковлевой, с осени 1996 г. стала вести семинар по археологии церковного шитья. В настоящее время такие семинары по примеру кафедры, уже выросшие в международные выставки-конференции, проходят в разных городах России, и кафедра принимает в них живое участие.

 Деятельность и достижения

С 1999-2000 учебного года на кафедре был введен важный курс «Материаловедение, техника и технология шитья, моделирование и конструирование одежды» под руководством Л.В. Золотцевой, заведующей кафедрой «Технологии швейного производства» Московского государственного университета дизайна и технологии. С этого времени между кафедрами осуществляется тесное творческое сотрудничество, проводятся совместные защиты дипломных работ, обсуждаются новые научные разработки в области технологии изготовления одежды для священнослужителей Православной Церкви.

За годы своего существования кафедра приобрела огромный авторитет в церковных кругах и в кругах специалистов. К преподавателям обращаются за советами из разных школ не только России, но и зарубежья, из Сербии, Черногории, Франции, о чем свидетельствуют благодарности из разных монастырей и приходов. Кафедра постоянно участвует в различных выставках, посвященных церковному искусству в Москве и других городах. Выпускники кафедры работают в разных музеях, ведут активную преподавательскую деятельность не только в ПСТГУ, но и в других учебных заведениях. Выпускниками организованы вышивальные мастерские в Московском Новодевичьем монастыре, в и других приходах Православной Церкви.

Читаемые курсы

  • Материаловедение
  • Техника и технология шитья
  • Моделирование и конструирование одежды
  • Академический рисунок и живопись
  • История древнерусской вышивки
  • История орнамента
  • Менеджмент
  • Реставрация текстиля

Научное руководство студенческими работами

Методические пособия

 5.jpg

Методическое пособие «Золотное орнаментальное шитье» ориентировано на студентов 1-го курса ПСТГУ, обучающихся по направлению «декоративно-прикладное искусство и народные промыслы». В методическом пособии подробно описано выполнение техник рельефного золотного шитья, а также приводятся примеры использования данных техник в древних и современных (выполненных студентами ПСТГУ) шитых церковных работах.

Выходные данные пособия:

Ветюкова А.П.
Золотное орнаментальное шитье: Методическое пособие
М.: Изд-во ПСТБИ, 2004 - 29 с.
ISBN 5-7429-0214-Х

6.jpg

Издание предназначено в помощь студентам кафедры церковного шитья Факультета церковных художеств ПСТГУ в написании пояснительной записки к курсовой и дипломной работе. Требования, изложенные в методических указаниях, соответствуют учебным программам кафедры и действующему ГОСТу РФ по оформлению научных работ. Кроме этого, в указаниях уделено внимание наиболее типичным лексическим и стилистическим ошибкам студентов, выявленным на основе многолетнего опыта преподавания. В приложениях размещены образы оформления титульных листов и оглавления.


Выходные данные пособия:

Денисова М.Е.
Пояснительная записка к курсовой и выпускной квалификационной работе бакалавра и магистра по направлению "декоративно-прикладное искусство и народные промыслы":
Методические указания
М.: Изд-во ПСТГУ, 2014 - 28 с.

7.jpg

Издание предназначено в помощь студентам кафедры церковного шитья факультета Церковных художеств ПСТГУ при разработке и оформлении проектов предметов церковного текстиля с орнаментальным золотным или жемчужным шитьем. Требования, изложенные в методических указаниях, соответствуют учебной программе кафедры по дисциплине «Проектирование». В приложениях размещены вспомогательные материалы, наглядно поясняющие задания, а также цветные фото (8штук) с примерами проектов студентов кафедры.

Выходные данные пособия:

М.Е. Денисова, А.С. Попов
Проектирование. Направление "декоративно-прикладное искусство и народные промыслы":
Методические рекомендации для студентов
М.: Изд-во ПСТГУ, 2015 - 32 с.

8.jpg

Методическое пособие соответствует программе курса "Иконописный рисунок" кафедры шитья Факультета церковных художеств ПСТГУ, куда входит построение композиции и линейного рисунка, правила пропорционирования фигур, отрисовка ликов, рук и ног, принципы построения складок одежд. Одной из главных задач кафедры является изучение и возрождение традиций византийской и древнерусской вышивки. На всех этапах обучения в своих работах студенты опираются на опыт древних мастеров, совершенствуя свой индивидуальный художественный вкус. Для этой цели в пособии рассмотрены сохранившиеся памятники древнерусского и византийского лицевого шитья с точки зрения изобразительных особенностей композиции и рисунка для вышивки.

Выходные данные пособия:

Адамова Т.В., Шеко Е.Д.
Проектирование. Направление "декоративно-прикладное искусство и народные промыслы":
Методические рекомендации для студентов
М.: Изд-во ПСТГУ, 2015 - 84 с.









Преподаватели

Анна Юрьевна Лебедева
заведующая кафедрой , старший преподаватель
Елена Владимировна Холоднова
кандидат технических наук, профессор
Александр Владимирович Силкин
кандидат искусствоведения, профессор
Михаил Иванович Сухарев
кандидат педагогических наук, доцент
Ксения Александровна Болотина
старший преподаватель
Наталья Викторовна Син
старший преподаватель
Наталия Сергеевна Пискунова
старший преподаватель
Андрей Станиславович Попов
старший преподаватель
Иван Константинович Чертков
преподаватель
Юлия Сергеевна Поськина
преподаватель
Будьте в курсе наших новостей!
Об университете>
  • Сведения об образовательной организации
  • Абитуриенту
  • Правовая информация
  • Благотворителям
  • Оплата онлайн
  • Телефонный справочник
  • Контакты
  • Карта сайта
Наука>
  • Основные результаты научной работы
  • Центры и лаборатории
  • Конференции
  • Научные издания
  • Конкурсы ПСТГУ
  • Аспирантура ПСТГУ
  • Научные проекты
  • Научные контакты и события
Абитуриентам>
  • Образовательные программы
  • Консультации абитуриентов
  • Дни открытых дверей
  • Богословские курсы и доп. образование
Информация>
  • Установить баннер ПСТГУ
  • Установить календарь новомучеников и исповедников
  • Скачать логотип университета
  • Старая версия сайта
  • Поиск
© 2023 ПСТГУ
Информация на сайте носит ознакомительный характер. Продолжая пользоваться сайтом, Вы присоединяетесь к Пользовательскому соглашению. Обработка персональных данных осуществляется ПСТГУ в соответствии с Политикой ПСТГУ в отношении обработки персональных данных и Положением об обработке персональных данных ПСТГУ».