Кафедра истории и теории христианского искусства ПСТГУ публикует отчет за 2 семестр 2021–2022 г.
Кафедра истории и теории христианского искусства ПСТГУ
Отчет по научной теме кафедры «Образ и смысл: особенности развития русского церковного искусства XVI–XX веков» за 2 семестр 2021–2022 г.
Руководитель научной темы кафедры: кандидат искусствоведения, доцент Ю.Н. Звездина
Состав группы
Преподаватели кафедры истории и теории христианского искусства:
-
Баранова Светлана Измайловна
-
Звездина Юлия Николаевна
-
свящ. Максим (Крижевский Максим Владимирович)
-
Назарова Галина Андреевна
-
Савельев Юрий Ростиславович
-
Секачева Нина Евгеньевна
-
Устинова Юлия Владимировна
Студенты кафедры истории и теории христианского искусства:
-
Головко Оксана Викторовна, магистратура, 1 курс
-
Егорова Наталья Алексеевна, магистратура, 1 курс
-
Корочкова Светлана Юрьевна, магистратура, 1 курс
-
Михайлов Игорь Игоревич, магистратура, 2 курс
-
Трофимова Дина Леонидовна, магистратура, 2 курс
-
Холдина Татьяна Юрьевна, бакалавриат, 4 курс
Проведено 2 научных семинара (новости о них своевременно вывешивались на сайте ПСТГУ)
1 научный семинар – 29 марта 2022 г., тема:
Русское церковное зодчество Нового и Новейшего времени. Столица и провинция
Очередное занятие семинара посвящено проблемам изучения церковного зодчества Синодального периода, конца XVIII – начала XX века. В докладах рассмотрены особенности стиля, приведены новые сведения о мастерах. Особенно хочется подчеркнуть, что в ряде случаев на основании архивных сведений дана информация о ныне утраченных памятниках, а также об их убранстве. Примечательно, что о храмах, относящихся к Орловской земле, рассказал специалист из этого же города.
Доклады:
- Юрий Ростиславович Савельев, доктор искусствоведения, профессор ПСТГУ и МГУ, действительный член Российской академии художеств
Русское церковное зодчество. 1910-1917 годы. Стили и мастера.
В докладе сделан обзор состояния русского церковного зодчества накануне исторических потрясений. В этот период не только архитектура, но и другие виды церковного искусства, например, тесно связанное с зодчеством декоративное искусство, находились на подъеме своего развития. Приводятся примеры главных храмов, сооруженных или освященных в эти годы, сведения об их авторах – выдающихся мастерах и художниках. Упоминаются как сохранившиеся, так и утраченные здания, которые, тем не менее, продолжают составлять важнейшую часть истории отечественного церковного зодчества.
- Татьяна Вячеславовна Лазарева, кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник Орловского музея изобразительных искусств.
Церкви дворянских усадеб Орловской губернии в ряду сельских памятников Нового времени
Доклад посвящен утраченным памятникам Орловской губернии; источниками служат архивные описания. Это Михаило-Архангельская церковь 1755 года из усадьбы Каменских в Сабуровской крепости, Преображенская церковь 1778 года из усадьбы Тургеневых в Спасском-Лутовиново и Преображенский храм 1789 – 1791 гг. в усадьбе Куракиных. Общие сведения об архитектурной стилистике церквей дополняют историко-биографические сведения и документальные данные о внутреннем убранстве, святых образах, богослужебных атрибутах и текстиле. Прослеживается связь владельцев указанных имений с собранием Орловского музея изобразительных искусств.
2 научный семинар – 19 мая 2022 г., тема:
Русская иконопись конца XVII – XVIII века. Проблемы изучения
Очередное занятие семинара было посвящено проблемам изучения поздней русской иконописи. В докладах рассмотрены новые элементы, использовавшиеся иконописцами того времени. Важное значение имеют гравированные образцы, применявшиеся мастерами. Некоторые из таких гравюр до сих пор остаются малоизвестными и ждут своего осмысления, как и произведения, в которых они были по-своему преобразованы иконописцами. Заслуживают пристального внимания детали, которым иконописцы придавали глубокий смысл. В поздней иконописи это цветы, ранее не встречавшиеся в древнерусской живописи. Особое значение традиционно придавалось цветку розы, трактовке этого растения и посвящен один из докладов.
Доклады:
- Надежда Викторовна Нефедова, заведующая лабораторией по консервации и реставрации церковного искусства ПСТГУ.
Гравюры мастерской Михаила Артемьева как образец для иконописцев второй половины XVIII столетия
Доклад посвящен гравюрам мастерской Михаила Артемьева, созданным во второй половине XVIII века и применявшимся иконописцами того времени в качестве образцов. В ряде музеев и в храмах находятся иконы, выполненные по этим гравированным композициям, до сих пор остающимся не идентифицированными. Таковы, в частности, образы из иконостаса Гледенского монастыря в Великом Устюге и иконы из собрания Череповецкого музейного объединения.
- Наталья Алексеевна Егорова, студент 1 курса магистратуры, ПСТГУ
Духовный смысл декоративной детали в живописи и поздней иконе на примере цветка розы
В докладе рассмотрены особенности изображения цветка розы в религиозной живописи. Особое внимание уделено смысловому содержанию этой яркой детали. Символика цветка прослеживается в произведениях западноевропейских мастеров и в поздней иконе. Роза традиционно относится к символам Богоматери, поэтому автор уделил внимание именно такой трактовке цветка.
Публикации:
- Звездина Ю. Н., к. иск., доцент
1. Рельеф с изображением слона на стене Георгиевского собора Юрьева-Польского и его западноевропейские параллели // XXVI Научные чтения памяти И. П. Болотцевой. Ярославль, 2022. С. 7-17.
2. Герб Иисуса Христа в изобразительном искусстве XV-XIX веков // Вспомогательные исторические дисциплины в современном научном знании. Материалы XXXIV Научной конференции с международным участием / РГГУ. М., 2022. С. 111-112.
- Устинова Ю. В., старший преподаватель
3. "Вторая" икона Иоанна Предтечи из церкви Николы Надеина в Ярославле: проблемы изучения // XXVI Научные чтения памяти И.П. Болотцевой. Ярославль, 2022. С. 54-72.
Доклады:
- Баранова С.И., д. иск., профессор
1. Изразцовый декор Крутицкого терема в Москве: Место и время. - ХХХII Ежегодная богословская конференция ПСТГУ. Секция Христианское искусство. 21 января
2. О керамическом производстве в Ярославле в XVII в. - ХХVII Болотцевские чтения, ЯХМ. 18 марта
3. Из опыта изучения интерьеров московских дворцов XVII в. - XIV ежегодная конференция факультета культурологии РГГУ "Современные методы изучения культуры" (15-16 апреля 2022 г.). 16 апреля. - XIV ежегодная конференция факультета культурологии РГГУ "Современные методы изучения культуры" (15-16 апреля 2022 г.). 16 апреля
- Звездина Ю. Н., к. иск., доцент
4. Трактовка полуциркульной арки в циклах гравюр Альбрехта Дюрера «Современные методы изучения культуры – ХIV» . - ХХХII Ежегодная богословская конференция ПСТГУ. Секция Христианское искусство. 21 января
5. Трактовка полуциркульного проема в ярославской иконописи конца XVII в. - ХХVII Научные чтения памяти И. П. Болотцевой (18-19 марта 2022 г.) 2022 г. 18 марта
6. Трактовка архитектурных деталей в русской иконописи второй половины XVII века и в итальянской ренессансной живописи. - XIV ежегодная конференция факультета культурологии РГГУ "Современные методы изучения культуры" (15-16 апреля 2022 г.). 16 апреля
7. Сборник «Символы и эмблемата»: отражение политических и исторических реалий (образ слона). - XXX Международные образовательные чтения. XXXIV заседание секции «Церковные древности». К 350-летию со дня рождения Петра: секулярный мир и религиозность. 25 мая
8. Семейное благочестие в композициях «Молитва перед трапезой» в нидерландской живописи конца 16 - первой половины 17 века. - Богословские основы церковного искусства. ПСТГУ, 25 мая
- Назарова Г.А., к. иск., доцент
9. О сюжетном составе и особенностях иконографии иконы «Зачатие праведной Анны, с житием из собрания Государственного Владимиро-Суздальского музея-заповедника. - Северо-Восточная Русь. Государственный Владимиро-Суздальский музей-заповедник 14-15 апреля 2022 г. 14 апреля
10. Икона XVI в. «Святой Благоверный князь Александр Невский» из частного собрания. Особенности интерпретации образа. - Круглый стол «Собор русских святых», посвященный юбилею Академика А.В. Рындиной в Российской Академии художеств. 25 мая 2022 г.
11. Об одном сюжете в творчестве художника-реставратора В. О. Кирикова. - Иконопись и народные промыслы: их связь и взаимное влияние. ГМЗ «Ростовский Кремль» 24–26 июня 2022 г.
- Савельев Ю.Р., д. иск., профессор
Русское церковное зодчество. 1910-1917 годы. Стили и мастера. - Семинар «Образ и смысл: особенности развития русского церковного искусства XVI–XX веков», ПСТГУ, 29 марта
-
Устинова Ю. В., старший преподаватель
12. Царь и «царский ангел»: к проблеме образной интерпретации историософских концепций XVI в. в миниатюрах сборника Чудова монастыря 1560-х гг. - ХХХII Ежегодная богословская конференция ПСТГУ. Секция Христианское искусство. 21 января
13. Редкие сюжеты в составе цикла жития святого Иоанна Предтечи в росписях ярославского храма Иоанна Предтечи в Толчкове. - ХХVII Научные чтения памяти И.П. Болотцевой (18-19 марта 2022 г.) 2022 г. 19 марта
14. Редкие сцены детского цикла св. Иоанна Предтечи в «Слове на Зачатие» лицевого сборника Чудова монастыря 1560-1570-х гг.: к проблеме поиска образцов".- конференция «Искусство рукописной и печатной книги: миграция образов в эпоху позднего Средневековья и раннего Нового времени». СПб., БАН. 21 апреля