Отчет по научной теме кафедры «Образ и смысл: особенности развития русского церковного искусства XVI–XX веков» за 2 семестр 2021–2022 г.

Кафедра истории и теории христианского искусства ПСТГУ публикует отчет за 2 семестр 2021–2022 г.

Кафедра истории и теории христианского искусства ПСТГУ

Отчет по научной теме кафедры «Образ и смысл: особенности развития русского церковного искусства XVIXX веков» за 2 семестр 2021–2022 г.

Руководитель научной темы кафедры: кандидат искусствоведения, доцент Ю.Н. Звездина

Состав группы

Преподаватели кафедры истории и теории христианского искусства:

  • Баранова Светлана Измайловна

  • Звездина Юлия Николаевна

  • свящ. Максим (Крижевский Максим Владимирович)

  • Назарова Галина Андреевна

  • Савельев Юрий Ростиславович

  • Секачева Нина Евгеньевна

  • Устинова Юлия Владимировна

Студенты кафедры истории и теории христианского искусства:

  • Головко Оксана Викторовна, магистратура, 1 курс

  • Егорова Наталья Алексеевна, магистратура, 1 курс

  • Корочкова Светлана Юрьевна, магистратура, 1 курс

  • Михайлов Игорь Игоревич, магистратура, 2 курс

  • Трофимова Дина Леонидовна, магистратура, 2 курс

  • Холдина Татьяна Юрьевна, бакалавриат, 4 курс

Проведено 2 научных семинара (новости о них своевременно вывешивались на сайте ПСТГУ)

1 научный семинар – 29 марта 2022 г., тема:

Русское церковное зодчество Нового и Новейшего времени. Столица и провинция

Очередное занятие семинара посвящено проблемам изучения церковного зодчества Синодального периода, конца XVIII – начала XX века. В докладах рассмотрены особенности стиля, приведены новые сведения о мастерах. Особенно хочется подчеркнуть, что в ряде случаев на основании архивных сведений дана информация о ныне утраченных памятниках, а также об их убранстве. Примечательно, что о храмах, относящихся к Орловской земле, рассказал специалист из этого же города.

Доклады:

  1. Юрий Ростиславович Савельев, доктор искусствоведения, профессор ПСТГУ и МГУ, действительный член Российской академии художеств

    Русское церковное зодчество. 1910-1917 годы. Стили и мастера.

    В докладе сделан обзор состояния русского церковного зодчества накануне исторических потрясений. В этот период не только архитектура, но и другие виды церковного искусства, например, тесно связанное с зодчеством декоративное искусство, находились на подъеме своего развития. Приводятся примеры главных храмов, сооруженных или освященных в эти годы, сведения об их авторах – выдающихся мастерах и художниках. Упоминаются как сохранившиеся, так и утраченные здания, которые, тем не менее, продолжают составлять важнейшую часть истории отечественного церковного зодчества.

  2. Татьяна Вячеславовна Лазарева, кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник Орловского музея изобразительных искусств.

    Церкви дворянских усадеб Орловской губернии в ряду сельских памятников Нового времени

    Доклад посвящен утраченным памятникам Орловской губернии; источниками служат архивные описания. Это Михаило-Архангельская церковь 1755 года из усадьбы Каменских в Сабуровской крепости, Преображенская церковь 1778 года из усадьбы Тургеневых в Спасском-Лутовиново и Преображенский храм 1789 – 1791 гг. в усадьбе Куракиных. Общие сведения об архитектурной стилистике церквей дополняют историко-биографические сведения и документальные данные о внутреннем убранстве, святых образах, богослужебных атрибутах и текстиле. Прослеживается связь владельцев указанных имений с собранием Орловского музея изобразительных искусств.

2 научный семинар – 19 мая 2022 г., тема:

Русская иконопись конца XVIIXVIII века. Проблемы изучения

Очередное занятие семинара было посвящено проблемам изучения поздней русской иконописи. В докладах рассмотрены новые элементы, использовавшиеся иконописцами того времени. Важное значение имеют гравированные образцы, применявшиеся мастерами. Некоторые из таких гравюр до сих пор остаются малоизвестными и ждут своего осмысления, как и произведения, в которых они были по-своему преобразованы иконописцами. Заслуживают пристального внимания детали, которым иконописцы придавали глубокий смысл. В поздней иконописи это цветы, ранее не встречавшиеся в древнерусской живописи. Особое значение традиционно придавалось цветку розы, трактовке этого растения и посвящен один из докладов.

Доклады:

  1. Надежда Викторовна Нефедова, заведующая лабораторией по консервации и реставрации церковного искусства ПСТГУ.

    Гравюры мастерской Михаила Артемьева как образец для иконописцев второй половины XVIII столетия

    Доклад посвящен гравюрам мастерской Михаила Артемьева, созданным во второй половине XVIII века и применявшимся иконописцами того времени в качестве образцов. В ряде музеев и в храмах находятся иконы, выполненные по этим гравированным композициям, до сих пор остающимся не идентифицированными. Таковы, в частности, образы из иконостаса Гледенского монастыря в Великом Устюге и иконы из собрания Череповецкого музейного объединения.

  2. Наталья Алексеевна Егорова, студент 1 курса магистратуры, ПСТГУ

    Духовный смысл декоративной детали в живописи и поздней иконе на примере цветка розы

    В докладе рассмотрены особенности изображения цветка розы в религиозной живописи. Особое внимание уделено смысловому содержанию этой яркой детали.    Символика цветка прослеживается в произведениях западноевропейских мастеров и в поздней иконе. Роза традиционно относится к символам Богоматери, поэтому автор уделил внимание именно такой трактовке цветка.

Публикации:

  • Звездина Ю. Н., к. иск., доцент

    1. Рельеф с изображением слона на стене Георгиевского собора Юрьева-Польского и его западноевропейские параллели // XXVI Научные чтения памяти И. П. Болотцевой. Ярославль, 2022. С. 7-17.

    2. Герб Иисуса Христа в изобразительном искусстве XV-XIX веков // Вспомогательные исторические дисциплины в современном научном знании. Материалы XXXIV Научной конференции с международным участием / РГГУ. М., 2022. С. 111-112.

  • Устинова Ю. В., старший преподаватель

    3. "Вторая" икона Иоанна Предтечи из церкви Николы Надеина в Ярославле: проблемы изучения // XXVI Научные чтения памяти И.П. Болотцевой. Ярославль, 2022. С. 54-72.

Доклады:

  • Баранова С.И., д. иск., профессор

    1. Изразцовый декор Крутицкого терема в Москве: Место и время. - ХХХII Ежегодная богословская конференция ПСТГУ. Секция Христианское искусство. 21 января

    2. О керамическом производстве в Ярославле в XVII в. - ХХVII Болотцевские чтения, ЯХМ. 18 марта

    3. Из опыта изучения интерьеров московских дворцов XVII в. - XIV ежегодная конференция факультета культурологии РГГУ "Современные методы изучения культуры" (15-16 апреля 2022 г.). 16 апреля. - XIV ежегодная конференция факультета культурологии РГГУ "Современные методы изучения культуры" (15-16 апреля 2022 г.). 16 апреля

  • Звездина Ю. Н., к. иск., доцент

    4. Трактовка полуциркульной арки в циклах гравюр Альбрехта Дюрера «Современные методы изучения культуры – ХIV» . - ХХХII Ежегодная богословская конференция ПСТГУ. Секция Христианское искусство. 21 января

    5. Трактовка полуциркульного проема в ярославской иконописи конца XVII в. - ХХVII Научные чтения памяти И. П. Болотцевой (18-19 марта 2022 г.) 2022 г. 18 марта

    6. Трактовка архитектурных деталей в русской иконописи второй половины XVII века и в итальянской ренессансной живописи. - XIV ежегодная конференция факультета культурологии РГГУ "Современные методы изучения культуры" (15-16 апреля 2022 г.). 16 апреля

    7. Сборник «Символы и эмблемата»: отражение политических и исторических реалий (образ слона). - XXX Международные образовательные чтения. XXXIV заседание секции «Церковные древности». К 350-летию со дня рождения Петра: секулярный мир и религиозность. 25 мая

    8. Семейное благочестие в композициях «Молитва перед трапезой» в нидерландской живописи конца 16 - первой половины 17 века. - Богословские основы церковного искусства. ПСТГУ, 25 мая

  • Назарова Г.А., к. иск., доцент

    9. О сюжетном составе и особенностях иконографии иконы «Зачатие праведной Анны, с житием из собрания Государственного Владимиро-Суздальского музея-заповедника. - Северо-Восточная Русь. Государственный Владимиро-Суздальский музей-заповедник 14-15 апреля 2022 г. 14 апреля

    10. Икона XVI в. «Святой Благоверный князь Александр Невский» из частного собрания. Особенности интерпретации образа. - Круглый стол «Собор русских святых», посвященный юбилею Академика А.В. Рындиной в Российской Академии художеств. 25 мая 2022 г.

    11. Об одном сюжете в творчестве художника-реставратора В. О. Кирикова. - Иконопись и народные промыслы: их связь и взаимное влияние. ГМЗ «Ростовский Кремль» 24–26 июня 2022 г.

  • Савельев Ю.Р., д. иск., профессор

    Русское церковное зодчество. 1910-1917 годы. Стили и мастера. - Семинар «Образ и смысл: особенности развития русского церковного искусства XVI–XX веков», ПСТГУ, 29 марта

  • Устинова Ю. В., старший преподаватель

    12. Царь и «царский ангел»: к проблеме образной интерпретации историософских концепций XVI в. в миниатюрах сборника Чудова монастыря 1560-х гг. - ХХХII Ежегодная богословская конференция ПСТГУ. Секция Христианское искусство. 21 января

    13. Редкие сюжеты в составе цикла жития святого Иоанна Предтечи в росписях ярославского храма Иоанна Предтечи в Толчкове. - ХХVII Научные чтения памяти И.П. Болотцевой (18-19 марта 2022 г.) 2022 г. 19 марта

    14. Редкие сцены детского цикла св. Иоанна Предтечи в «Слове на Зачатие» лицевого сборника Чудова монастыря 1560-1570-х гг.: к проблеме поиска образцов".- конференция «Искусство рукописной и печатной книги: миграция образов в эпоху позднего Средневековья и раннего Нового времени». СПб., БАН. 21 апреля