ИСТОРИКО-ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ ОСУЩЕСТВЛЯЕТ ОБУЧЕНИЕ ПО СЛЕДУЮЩИМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ:
Бакалавриат:
Магистратура:
Аспирантура:
Образовательная программа «История» дает студентам фундаментальное академическое историческое образование, учит их профессионально анализировать и использовать историческую информацию, готовит специалистов, умеющих обосновать христианских взгляд на историю. Данный подход реализуется путем восстановления традиций осмысления истории, представленных в трудах богословов, религиозных философов, ученых зарубежья и дореволюционной России, утраченных в советское время. Спецификой образовательной программы является освоение богословских и церковно-исторических дисциплин, которые дополняют комплекс традиционных для данной специальности предметов.
В процессе обучения студенты последовательно изучают все периоды русской и зарубежной истории, специальные исторические и богословские дисциплины. Студенты с первого курса учатся писать исследовательские работы, проходят археологическую, экскурсионную и педагогическую практику, регулярно посещают московские музеи, путешествуют по городам России. Уже на третьем курсе учащиеся определяются с темой дипломной работы, для чего в программе предусмотрен целый ряд спецкурсов по выбору. На четвертом курсе особое внимание уделяется написанию и защите выпускной квалификационной работы.
Какие основные дисциплины изучаются?
Параллельно с основной программой обучения, студенты исторического направления осваивают программу дополнительного образования «Христианская теология». Программа включает дополнительные часы базовых курсов Библеистики и Истории Христианской Церкви, а также богословско-исторические дисциплины, направленные на ознакомление учащихся с историческим путем и богословским наследием Православной Церкви и западных конфессий. Завершается обучение по программе защитой квалификационной работы по церковно-исторической проблематике.
Выпускники бакалавриата имеют возможность поступить в магистратуру по направлению «История» (46.04.01, профиль подготовки «История христианской мысли в России и на Западе: люди и идеи»). После магистратуры можно поступить в аспирантуру, чтобы подготовить диссертацию на соискание степени кандидата исторических наук.
Целью магистерской программы является подготовка высококвалифицированных магистров-историков, преподавателей средних и высших учебных заведений, работников профильных научно-исследовательских институтов, архивов, музеев и других организаций и учреждений культуры, экспертно-аналитических центров, общественных и государственных организаций информационно-аналитического профиля, сотрудников различных отделов Русской Православной Церкви.
Реализация основной образовательной программы магистратуры обеспечивается научно-педагогическими кадрами, имеющими ученые степени доктора исторических наук, кандидата исторических наук и ученые звания.
В ходе обучения в магистратуре студенты углубленно изучают профильные исторические дисциплины, занимаются научно-исследовательской работой, проходят научно-исследовательскую и педагогическую практику. На завершающем этапе обучения студенты готовят и защищают собственное научное исследование по актуальным проблемам отечественной истории, истории Русской Православной Церкви.
Какие основные дисциплины изучаются?
Научно-исследовательская работа студентов осуществляется по следующим направлениям: правительственная политика и общественные движения в России XIX–XX в., Русская Православная Церковь и государство, благотворительность в России XIX–XX вв., культура, образование и наука в России XVIII–XX вв., история сословий и др. Наиболее успевающие студенты участвуют в:
Выпускник исторического направления становится специалистом в области изучения отечественной и всеобщей истории, истории Русской Православной Церкви, обладает умением грамотно анализировать исторические документы и научную литературу, имеет навыки исследовательской работы в научных организациях и архивах, преподавательской деятельности в учебных учреждениях общего среднего и высшего образования. Выпускники становятся уникальными специалистами, имеющими подготовку в двух областях: гражданской и церковной истории, что востребовано в церковных структурах (православных учебных заведениях: воскресных школах, гимназиях, духовных учебных заведениях), равно как и в светских учебных заведениях (преподаватели не только истории, но и ОПК, ОРКСЭ), научных организациях и архивах.
Выпускники магистратуры имеют возможность поступить в аспирантуру по направлению 46.06.01 «Исторические науки и археология» (направленность подготовки 07.00.02 «Отечественная история»).
Германское направление кафедры романо-германской филологии готовит бакалавров зарубежной филологии, которые по окончании обучения смогут работать преподавателями иностранного языка в общеобразовательной школе, заниматься переводческой деятельностью, работать в исследовательских центрах, принимать участие в издательских проектах в роли редактора и корректора текстов, туристических и паломнических организациях в качестве гида-переводчика.
Многие из преподавателей кафедры являются выпускниками МГУ им. М. В. Ломоносова и других ведущих вузов страны, все преподаватели обладают учеными степенями. В обеспечении учебного процесса также участвуют видные ученые и специалисты подразделений Академии Наук и МГУ им. М. В. Ломоносова.
На старших курсах у наиболее способных студентов бывает возможность пройти стажировку в университете г. Ноттингем (Великобритания), с которым кафедру связывает многолетнее плодотворное сотрудничество.
После получения степени бакалавра у выпускников кафедры есть возможность продолжить обучение в магистратуре. После окончания магистратуры выпускники получат право преподавания в вузах.
Во время своего обучения студенты, прежде всего, получают знания практических аспектов основного иностранного (английского) языка на высоком уровне (грамматика, лексика, коммуникативная методика и другие), изучая предметы:
Иностранный язык (английский)
Практический курс английского языка
Коммуникативный курс английского языка
Практикум по фонетике основного языка (английского)
Религиозная лексика английского языка.
Обучаясь навыкам религиозного перевода различной тематики, студенты получают значительное конкурентное преимущество по сравнению с выпускниками светских вузов, так как они могут впоследствии применить свои знания в области, требующей специальной подготовки.
Студенты с удовольствием выполняют коммуникативно-ориентированные упражнения, участвуют в дискуссиях, устраивают презентации. В процессе обучения у студентов кафедры есть возможность подготовиться к сдаче экзаменов для получения международных сертификатов о знании иностранного языка, например FCE и CAE.
Помимо основного, английского, языка учащиеся «с нуля» получают подготовку по второму иностранному (немецкому) языку, которым, по окончании обучения, они будут владеть на уровне B1.
Кроме практических аспектов знания английского языка студенты получают разностороннюю теоретическую подготовку, что позволяет им овладеть всей суммой необходимых знаний для дальнейшей работы с иностранным языком. К теоретическим дисциплинам программы подготовки относятся:
Введение в филологию изучаемых языков
Язык и культура
Теоретическая фонетика основного языка (английского)
Лексикология
Морфология
Синтаксис
История английского языка
Стилистика английского языка
Особое внимание в комплексной подготовке бакалавра уделяется дисциплинам в области литературоведения, которые помогают сформировать будущего профессионала-филолога. Начинается подготовка с предмета «Введение в литературоведение», далее, с 1 по 4 курс, учащиеся получают знания по всему курсу «История зарубежной литературы», с Античности до нашего времени.
История английской литературы преподается с самых ранних периодов зарождения литературы в Британии и завершается современным периодом литературы. Среди предметов по выбору студенты могут изучать и предмет «История американской литературы», и курс «История зарубежной критики».
С целью формирования специальной переводческой компетенции обучающихся в учебный план включены предметы:
Теория и практика перевода
Анализ художественного текста;
Переводческая практика (получение первичных навыков перевода).
Будущий выпускник может стать преподавателем в общеобразовательной школе, поэтому программа формирует необходимые ему для этой цели педагогические компетенции с помощью дисциплин:
Педагогика и психология
Методика преподавания английского языка в общеобразовательной средней школе
Педагогическая практика
Филологи-зарубежники ПСТГУ получают и значительную богословскую подготовку. В число богословских дисциплин включено около 10 предметов, изучив которые выпускник будет в дальнейшем обладать суммой знаний, позволяющей не только трудиться на благо Православной Церкви, но и иметь четкие духовные ориентиры, что очень важно в современном, быстро меняющемся мире.
Параллельно с основной программой обучения, студенты филологического направления (германское отделение) осваивают программу дополнительного образования «Переводчик в сфере гуманитарных наук», предназначенной для формирования профессиональных навыков владения иностранным языком для осуществления межкультурной коммуникации в широкой сфере профессиональной деятельности, связанной с гуманитарными науками (филология, лингвистика, переводоведение, история, религиоведение и т.д.). Выпускник должен быть подготовлен к ведению деятельности по устному и письменному переводу, должен обладать навыками перевода художественных текстов.
Выпускники бакалавриата имеют возможность поступить в магистратуру по направлению 45.04.01 Направление: Филология (Английский язык и литература англоязычных стран)
Культура англоязычных стран — от англосаксонского эпоса до современной массовой культуры — уникальна по степени воздействия, которое она оказала на жизнь миллионов людей. Английский язык был и остается наиболее востребованным вторым языком во всем мире.
Программа магистратуры по направлению «Английский язык и литература англоязычных стран» помогает понять, как складывалась и развивалась культура Великобритании, США и других англоязычных стран, а также провести сопоставление истории, культуры и политики этих стран с историей и культурой России.
Все магистранты выполняют и защищают собственное научное исследование под руководством наших преподавателей, среди которых специалисты по средневековой литературе, Шекспиру, Донну и другим авторам рубежа XVI-XVII веков, исследователи религиозных аспектов американской литературы XIX века, творчества Готорна, Джейн Остин, Честертона, Киплинга, современных нам поэтов и писателей.
Наши преподаватели читают уникальные авторские курсы: «Литература «американского ренессанса»», «Шекспир в современной культуре», «Поэзия викторианской Англии», «Жизнь и творчество Г. К. Честертона» и другие.
Студенты участвуют в академическом обмене с Ноттингемским университетом (Великобритания), работать в контакте с учеными и студентами других вузов и научно-исследовательских институтов Москвы, выступать на международных научных конференциях, а в перспективе — продолжить обучение в аспирантуре лучших гуманитарных вузов Москвы и России.
Выпускники магистратуры востребованы в разных областях:
Романское направление кафедры романо-германской филологии готовит филологов, преподавателей и переводчиков со знанием двух романских языков.
В 2021/2022 учебном году производится набор на итальянский как первый и французский как второй иностранный язык. Оба романских языка изучаются с нуля. На изучение первого языка, согласно образовательной программе, отводится большое количество академических часов практического курса, а также предусмотрены специальные дисциплины, призванные обеспечить всестороннюю языковую подготовку студентов и их высокий профессиональный уровень владения первым языком, который к концу обучения достигает уровня С2. Это такие дисциплины, как: Коммуникативный курс, Основы деловой коммуникации, Страноведение, Религиозная лексика, История и культура Италии, История итальянского языка, История итальянской литературы, Интерпретация художественных текстов, Стилистика, Лексикология, Теоретический курс итальянского языка. Изучение второго романского языка включает в себя объемный практический курс, позволяющий овладеть навыками перевода и успешно работать в сфере межкультурной коммуникации. В учебный план также включены дисциплины, позволяющие подготовить высокопрофессиональных переводчиков: теория и практика перевода, профессионально ориентированный перевод.
Образовательная программа позволяет получить знания и в области романистики, то есть разбираться в истории и теории романских языков в целом, поскольку включает в себя такие курсы, как: Актуальные проблемы романской филологии, Введение в романскую филологию, Сравнительная грамматика романских языков. Профессиональная подготовка филологов-романистов неразрывно связана с изучением латинского языка как основы романских языков.
Большое внимание в подготовке бакалавров-зарубежников уделяется изучению европейской литературы, начиная с античности и до наших дней, вопросов литературной критики и анализу разножанровых текстов.
Помимо специализированных дисциплин в рамках романской филологии в образовательной программе представлен и комплекс теоретических и практических курсов общего филологического характера: Основы филологии, Введение в языкознание, Введение в литературоведение, Русский язык и культура речи, История лингвистических учений.
В процессе обучения студенты приобщаются к научной работе: участвуют в регулярном семинаре по медиевистике, получают навыки самостоятельной исследовательской работы, учатся письменному оформлению собственных научных изысканий в форме курсовых проектов (начиная со второго курса), а также итоговой выпускной дипломной работы.
Теоретическая и практическая подготовка студентов подкрепляется практиками и стажировками. Благодаря договорам о сотрудничестве с зарубежными университетами студенты романского направления ежегодно направляются в университеты и библиотеки Италии и Франции. В последнее время стало возможным дистанционное обучение в зарубежных учебных и научных учреждениях. Продолжительность ежегодных практик 2 недели, стажировок – 1 семестр.
Обучение по программе «Зарубежная филология (романские языки)» включает в себя блок обязательных богословских дисциплин, значительно расширяющих диапазон знаний студентов и обеспечивающих им прочную богословскую и гуманитарную базу высшего образования.
Профиль «Преподавание филологических дисциплин» — это классическая русская филология: литературоведение и языкознание. Выпускники могут преподавать в школе, заниматься практической деятельностью (редактирование, корректирование, журналистика, перевод, административная работа) или продолжать обучение в магистратуре, чтобы в дальнейшем работать в науке и высшей школе. Учебный план направления предусматривает помимо дисциплин из модуля "Отечественная филология" и из богословского модуля, изучение иностранных языков (английский – обязательно, сербский и романский – факультативно) и журналистики (факультативно).
Программа позволяет выбрать одну или несколько из следующих специализаций: русское языкознание (в области истории русского языка или изучения современного русского языка), литературоведение, сербистика, а также практическое направление (редакторская работа).
Какие основные дисциплины изучаются?
Каковы дополнительные (факультативные) дисциплины?
Помимо филологических дисциплин изучаются богословские, а при изучении филологических заметное внимание обращено к их христианским аспектам. Есть возможность серьезно заниматься сербистикой.
Научная работа студентов может быть связана с любыми направлениями русской филологии по выбору студентов. А специализация кафедры связана с изучением корпусной лингвистики (в контакте с НКРЯ и ИРЯ РАН им. Виноградова), славянской исторической лингвотекстологии, различных направлений литературоведения.
Студенты, выбравшие изучение сербского языка (факультативное) и достигшие в нем успехов, имеют возможность экскурсионно-учебной поездки в Сербию с преподавателем, которая может быть частично оплачена спонсором. Также планируется организация сходных поездок для сильных студентов в страну изучаемого романского языка (Францию, Италию или Испанию)
Бакалавры могут работать в средней школе (кроме старших классов), в издательствах, редакциях, а также на административной и секретарской работах.
Чтобы иметь больше возможностей, выпускники должны продолжить учебу в магистратуре – при ПСТГУ или ином вузе. После магистратуры можно поступить в аспирантуру, чтобы подготовить диссертацию соискателя степени кандидата наук.
С дипломом магистра выпускники получают право преподавать в высшей школе, в старших классах средней школы или поступать в аспирантуру.
Профиль «Русская и славянская филология» — это классическая программа магистратуры по русской филологии, предназначенная для углубления знаний филолога (русиста или слависта), полученных в бакалавриате.
Специализация возможна в области литературоведения, современного русского языка, славянской лингвотекстологии, сравнительной славистики, церковно-славянского языка, сербского языка, а также в области редакторской работы.
Студентам предоставляется возможность изучать или сербский, или английский, или какой-либо романский язык.
Есть факультативный курс методики преподавания русского языка как иностранного.
В программу включены научно-исследовательская, педагогическая, переводческая и редакторская практики.
Обучение построено так, что учащиеся получают и знания, нужные для занятия наукой, и навыки, необходимые для практической филологии (журналистская, переводческая, редакторско-корректорская, административная работы), и умения, связанные с преподаванием русской филологии в высшей школе или старших классах средней школы, преподаванием церковнославянского языка и русского языка как иностранного.
Программа дает общие углубленные знания филолога-русиста, а также позволяет выбрать одну или несколько из следующих специализаций: русское языкознание (в области истории русского языка или изучения современного русского языка), литературоведение, славянская филология, сербистика.
Какие основные дисциплины изучаются?
Какие выборные дисциплины изучаются?
Какие практики организуются?
Каковы дополнительные (факультативные) дисциплины?
Программа в первую очередь ориентирована на научную работу и выбор такой темы диплома, которая перерастала бы в кандидатскую диссертацию, но, при желании студента, позволяет предпочесть и более практическое направление (педагогику или редакторскую работу). Есть возможность углубленно изучать церковнославянский язык, или христианские аспекты русской классической или современной литературы, или серьезно заниматься сербистикой.
Научная работа магистров может быть связана с любыми направлениями русской филологии по выбору студентов. Собственно специализация кафедры связана с изучением корпусной лингвистики (в контакте с НКРЯ и ИРЯ РАН им. Виноградова), славянской исторической лингвотекстологии (изучение и описание неисследованных рукописей различных направлений литературоведения).
Многие учащиеся магистратуры работают одновременно с обучением, и ведущие программы стараются организовать для таких учащихся в случае необходимости индивидуальный график занятий.
С дипломом магистра выпускники получают право преподавать в высшей школе, в старших классах средней школы (диплом бакалавра дает право преподавать школьникам не старше 9 класса) или поступить в аспирантуру.
Кафедра педагогики имеет статус выпускающей кафедры и готовит обучающихся по программам трех уровней образования – бакалавриата, магистратуры и аспирантуры.
Миссией всех программ кафедры педагогики является подготовка высококвалифицированных специалистов, конкурентноспособных на рынке образовательных услуг для учреждений образования, культуры и социальной сферы, осуществляемая в лучших традициях русской педагогической школы, а также с учетом новейших, зарекомендовавших себя с положительной стороны, отечественных и зарубежных инноваций.
Целью каждой из программ подготовки является развитие духовных и нравственных качеств обучающихся, формирование основ богословских знаний, культурных и профессиональных компетенций, способностей корректно использовать и интерпретировать различные аспекты православного вероучения в педагогической и культурно-просветительской деятельности.
Важнейшей составляющей подготовки педагогов на кафедре педагогики является педагогическая практика, которая органически связана с предметами психолого-педагогического цикла, организуется непрерывно в соответствии с личностной ориентацией обучающихся. Практика проходит как в государственных, так и православных общеобразовательных школах, учреждениях дополнительного образования, в воскресных школах, летних детских лагерях; в учреждениях культуры, образования и социальной сферы за рубежом.
Студенты, обучающиеся на кафедре педагогики, имеют возможность постоянного расширения своего кругозора, культуры мышления, профессионального совершенствования. Для них организуются гостевые лекции как педагогической тематики, так и посвященные междисциплинарным исследованиям. Гостями кафедры становятся лучшие отечественные и зарубежные ученые. При желании для обучающихся студентов кафедра организует прохождение практики и стажировок за рубежом.
За время обучения на кафедре студенты всех образовательных программ широко вовлекаются в научно-исследовательскую деятельность. Под руководством своих научных руководителей обучающиеся имеют возможность подготовиться к участию в студенческих и иных научных конференциях, опубликовать тезисы и статьи в ведущих педагогических журналах страны, участвовать в студенческих научных конкурсах, научных семинарах кафедры.
Выпускники бакалавриата ПСТГУ, а также специалитета и магистратуры ПСТГУ и других вузов имеют возможность поступить в магистратуру по направлению 44.04.01 Педагогическое образование (Новые тенденции образования в контексте православной культуры).
Особенностью программы магистратуры является формирование у обучающихся компетенций, необходимых для осуществления процесса сопровождения духовно-нравственного развития и воспитания личности, преподавания религиозной (православной) культуры и православного вероучения в системе профессионального образования (СПО и вузы), дополнительного профессионального образования, основного общего и среднего общего образования, а также изучение практики религиозного образования за рубежом.
Магистранты за время обучения проходят обязательную научно-исследовательскую практику, а также педагогическую практику в государственных и православных общеобразовательных, воскресных школах, учреждениях дополнительного профессионального образования, на кафедре педагогики, учреждениях культуры и социальной сферы в России и за рубежом.
Для учащихся организуются гостевые лекции, посвященные педагогике и междисциплинарным исследованиям. Лекторы – лучшие ученые страны и гости из-за рубежа.
Руководство факультета уделяет большое внимание организации внеучебной жизни студентов.
Богослужения. Факультетские богослужения совершаются преподавателями факультета в священном сане несколько раз в неделю. В богослужениях участвуют студенты и преподаватели факультета в качестве певчих, алтарников и прихожан.
Миссионерские поездки. Летом и зимой преподаватели и студенты совершают миссионерские поездки в различные регионы России (Пермский край, Удмуртия, Карелия, Архангельская область), где совершаются богослужения, крещение местного населения, проводятся просветительские беседы.
Факультетские поездки. По сложившейся традиции студенты совместно с преподавателями исторического направления каждый месяц совершают поездки по древним городам страны. В них студенты знакомятся с историей города, его музеями и архитектурой, изучают произошедшие здесь события и их влияние на дальнейшую историю страны. Раз в году проходит многодневная поездка в города, имеющие ключевое значение для русской истории. По ее результатам ежегодно проходит фотоконкурс, победители которого получают призы.
Факультетские внеучебные будни. Студенты организуют празднование масленицы, концерт на Поклонной горе, приуроченный ко Дню Победы. Они являются активными участниками добровольческого корпуса ПСТГУ и посещают дома-интернаты (например, психоневрологический интернат в поселке Торхово Тульской области). Хоровые коллективы историко-филологического факультета, состоящие из студентов, ежегодно участвует в различных хоровых фестивалях и занимает призовые места. Команды историко-филологического факультета принимают активное участие в турнирах «Что? Где? Когда?» кубка Дмитрия Донского и интеллектуальных турнирах, проходящих в университете. Ежегодно студенты исторического направления организуют историческое ориентирование для вновь поступивших первокурсников.
Студенты романо-германского направления ежегодно проводят кафедральные праздники на иностранных языках, что позволяет глубже понять и полюбить культуру народов стран изучаемого языка.
Коллектив романо-германской кафедры регулярно проводит встречи с иностранными гостями, что не только позволяет учащимся ближе познакомиться с культурой стран изучаемых языков, но и дает возможность непосредственного общения с носителями языка. Так, гостями кафедры были студенты, преподаватели и ректор Питтсбургской теологической семинарии (США), высшего учебного заведения Пресвитерианской Церкви, выпускники православной Свято-Тихоновской семинарии (США), профессора из университета г. Ноттингем (Великобритания), профессора из университета Напиер г. Эдинбурга (Великобритания), православные священники из Великобритании и США.
Студенты историко-филологического факультета очень дружны, доброжелательны друг к другу и приобретают надежных друзей на всю жизнь.