1 /
Состоялось совместное заседание Медиевистического семинара кафедры романской филологии и отделения древне-христианской письменности

29 марта 2018 года на Медиевистическом семинаре с докладом «От одного возрождения к другому. Translatio studii и францисканский гуманизм: роль Иоанна Уэльского» выступила доктор филологии, преподаватель Национальной школы хартий и Парижского католического института, специалист по средневековой латинской литературе Эльза Марген-Амон.

Мероприятие прошло в рамках проекта "Генезис литературного текста в период позднего Средневековья и раннего Нового времени: взаимодействие стилей и жанров", получившего поддержку фонда развития ПСТГУ. В семинаре приняли участие преподаватели и студенты обеих кафедр, коллеги из ИМЛИ, МГУ и ВШЭ.

"От одного возрождения к другому. Translatio studii и францисканский гуманизм: роль Иоанна Уэльского" Эльзы Марген-Амон  (Elsa Marguin-Hamon), Национальная школа хартий (Париж), Парижский католический институт.

Перевод доклада выполнен А. Гояль.

Введение

Первая проблема, встающая перед текстологом или филологом, - определение литературной историографии, которая, подобно вселенной, постоянно расширяется. Вместе с тем исследователь должен понимать, какая предшествующая полемика лежит в основе его исследования, то есть чем оно определено с самого своего начала для того, чтобы разобраться, что в этой полемике является имманентно-содержательным, а что – обязано своим появлением идеологическому «бэкграунду». Необходимо знать точку зрения своих предшественников, понимать их концепции, но вместе с тем и освободиться от их влияния, чтобы суметь по-новому взглянуть на материал, дошедший до нас благодаря традиции конкретного текста и ее критической экзегезе, не отрицая того, что озарения наших предшественников могли быть провидческими и новаторскими. Nani super gigantium humeros - согласно известной формулировке Бернара, канцлера Шартрской кафедральной школы XII века, мы есть и остаемся карликами, взобравшимися на плечи гигантов. Пусть так, но мы имеем шанс увидеть дальше, чем они.

В своей работе, названной в русском переводе «Ренессанс и «ренессансы» в искусстве Запада», Эрвин Панофски исследует в сравнительном ключе условия и формы двух крупных движений, для которых было характерно стремление к новому. Первое зарождается одновременно в северной Европе и в Италии XII века и отмечено расцветом литературных и философских жанров, продуманной и творческой имитацией визуальных форм, унаследованных из Античности. Другое возникает в итальянских городах начала XIV века и также провозглашает возвращение к эстетической чистоте классических канонов. Помимо гипотезы о том, что существуют циклически возвращающиеся периоды возрождения, масштаб и интенсивность которых различаются, как считает автор, в зависимости от эпохи, работа Панофски ставит вопрос и о том, не имеем ли мы дело с одним длительным процессом, который развивался на протяжении пяти веков (с XI по XV), а эпицентр этого движения периодически перемещался географически. Справедливость этого предположения еще следует доказать, исходя из изучения литературных традиций и того влияния, которое определенные группы текстов могли иметь в той или иной культурной среде.

Эта идея не нова: вопрос о связи между литературным и философским гуманизмом, который характеризует «возрождение» XII века и начало итальянского Возрождения XIV века, оказался в центре внимания специалистов по европейской литературной историографии в 1930-1950 годах. Необходимо глубже исследовать наследие тех авторов, которые являются своего рода «маяками» средневекового латинского протогуманизма, а значение произведенного ими «взрывного» эффекта выходит далеко за пределы политического и лингвистического контекста их творчества. Связующее звено между Францией и Англией XII века, с одной стороны, и Италией XIV века – с другой, нужно искать в интеллектуальных францисканских кругах: благодаря их влиянию и распространению по всему христианскому Западу, вернулся к жизни литературный и философский жанр, имеющий своим источником жизнеописания и изречения античных философов и основоположником которого задолго до великих флорентийцев 1320-1340 годов стал францисканец Иоанн Уэльский. 

Полный текст доклада здесь.

Экземплум_Тит Ливий

Biblio