1 /
Войны Роз в литературе английского романтизма. Очередное заседание Медиевистического семинара

На втором заседании Медиевистического семинара при кафедре романо-германской филологии (организатор — К. А. Александрова), состоявшемся 22 апреля 2021 года, выступила кандидат исторических наук, доцент кафедры всеобщей истории ШАГИ ИОН РАНХиГС Елена Давыдовна Браун с докладом " 'Эти беспокойные и подлые', 'непостоянные времена': Войны Роз в литературе английского романтизма."

Выступление было посвящено одной из наиболее интересных граней исторической памяти о Войнах Роз – литературным образам конфликта, созданным в эпоху романтизма, то есть в десятилетия, когда исторические романы были необычайно популярны и во многом определяли восприятие прошлого.

Такая постановка проблемы позволяет дополнить существующие представления о механизмах формирования исторической памяти. Очевидно, что коллективная память о любом событии несравненно шире картины, которую можно найти в работах профессиональных историков. В рамках доклада  созданный профессионалами сухой и схематичный рассказ о Войнах Роз был сопоставлен с гораздо более живыми, насыщенными деталями художественными текстами.

В XIX в. о Войнах Роз писали на удивление мало. Основными источниками являются четыре романа: «Анна Гейерштейнская дева мрака» Вальтера Скотта (1829); «Приключения Перкина Уорбека» Мэри Шелли (1830); «Последний барон» Бульвер Литтона (1843); и «Черная стрела» Роберта Льюиса Стивенсона (1888).

Обобщенный образ Войн Роз выглядит предсказуемо мрачно, почти по-шекспировски: и историки, и романисты рисовали картину кровавых, смутных времен и братоубийственных распрей. Однако при ближайшем рассмотрении оказывается, что писатели воспринимали прошлое куда спокойнее, чем их ученые коллеги. Историки видели в Войнах Роз эпоху «конституционного регресса» и подчеркивали, что «немногие периоды нашей истории вызывают такое отвращение». Романисты, напротив, превратили терзавшие Англию усобицы в объект мрачной национальной гордости. Более того, литературные произведения заложили основу для оправдания всех антигероев этой исторической драмы; именно с их подачи уже в ХХ в. были пересмотрены темные легенды о горбуне и убийце Ричарде III и «французской волчице» Маргарите Анжуйской. Таким образом, применительно к Войнам Роз художественная литература задавала направление, в котором развивалась историография.

Романтический взгляд на Войны Роз нередко оказывался на удивление продуктивным. Например, предложенная Мэри Шелли версия биографии Перкина Уорбека во многом созвучна последним научным открытиям в этой области. Возможно, всё дело в характере эпохи – происходившее в Англии во второй половине XV в. до такой степени напоминало приключенческий роман, что, выбирая самую красивую версию, мы зачастую ближе всего подходим к исторической правде.

Заседание семинара прошло в смешанном (очно-заочном) формате и собрало студентов и преподавателей (К. А. Александрова, М. Ю. Десятова, В. С. Макаров, Н. В. Шипилова) ПСТГУ, НИУ ВШЭ, МГУ.