1 /
Участники педагогической секции Богословской конференции ПСТГУ обсудили вопросы методики преподавания православного вероучения и православной культуры в России
22 января 2019 года в рамках XXIX Ежегодной Богословской конференции Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета под руководством доктора педагогических наук, заведующей кафедрой педагогики и методики начального образования Светланы Юрьевны Дивногорцевой состоялось заседание секции «Преподавание православного вероучения и православной культуры в России».

Мероприятие проводилось в рамках проекта «Общероссийская олимпиада школьников «Основы православной культуры», реализуемого при поддержке Фонда президентских грантов в соответствии с договором № 18-2-005234 о предоставлении гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества

Заседание секции проходило в несколько этапов, первый из которых был посвящен анализу общих вопросов и проблем преподавания православного вероучения и православной культуры. Открыла заседание секции С. Ю. Дивногорцева, которая в своем докладе «Преподавание православного вероучения и православной культуры: задачи, способы обучения и его результат» обозначила проблематику секции, обратила внимание слушателей на вопрос о развитии методики преподавания православного вероучения и православной культуры как науки, остановилась на характеристике некоторых направлений возможных исследований научного сообщества.

Следующий доклад был представлен Т. А. Затяминой, доктором педагогических наук, заведующей кафедрой культуры, искусства и общественных дисциплин ГАУ ДПО «Волгоградская государственная академия последипломного образования». Татьяна Анатольевна предложила слушателям рассмотреть культуросоОбразную модель урока православной культуры в общеобразовательной школе как возможную форму эффективного обучения.

Далее доктор педагогических наук, декан педагогического факультета Т. В. Склярова и возглавляемая ею рабочая группа по разработке обеспечения содержания православного образования в воскресных и общеобразовательных школах в лице кандидата педагогических наук, доцента кафедры педагогики и методики начального образования ПСТГУ А. В. Агеевой и учителя ОРКСЭ МБОУ "Школа №17", г. о. Балашиха, Московской области О. К. Труниной представили результаты своей исследовательской работы – теоретические основы предлагаемой ими концепции и практические результаты ее апробирования.

Вторую часть заседания секции открыли два доклада, посвященные историческим аспектам преподавания православного вероучения и связанных с ним учебных предметов. Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и методики начального образования Е.В. Макарова представила слушателям доклад на тему «И. В. Киреевский о преподавании церковнославянского языка – забытое и актуальное», а кандидат педагогических наук, преподаватель той же кафедры Т. А. Становская – «Методические аспекты преподавания Катехизиса в православных школах России: опыт прошлого и современность».

Следующая часть секции была посвящена рассмотрению проблем православного воспитания и обучения в современной воскресной школе. Кандидат педагогических наук, директор воскресной школы при храме св. благ. князя Александра Невского (г. Иркутск) Т.В. Косолапова рассмотрела в своем докладе те вызовы и возможности, которые стоят перед современной воскресной школой.

Кандидат педагогических наук, ст. преподаватель кафедры педагогики и методики начального образования ПСТГУ Л. И. Мумрикова рассказала слушателям о новом направлении организации учебно-воспитательной работы в современной воскресной школе – флористической работе с детьми.

Протоиерей Олег Мумриков, кандидат богословия, доцент кафедры педагогики и методики начального образования ПСТГУ, доцент кафедр библеистики и богословия Московской Духовной Академии, преподаватель Коломенской Духовной Семинарии, ответственный за экологическую работу Московской епархии, настоятель храмов св. мч. Уара и св. пророка Илии пос. Вешки Мытищинского г. о. обозначил перед слушателями проблему включения экологического воспитания в учебно-воспитательный процесс современной воскресной школы.

Старший преподаватель кафедры церковной истории и философии Пензенской Духовной Семинарии Ю. Г. Юрина представила слушателям секции свой доклад на тему «Педагогическое сопровождение детей из невоцерковленных семей при религиозном воспитании в воскресной школе», который включал собственный опыт теоретического и экспериментального исследования.

Заключительная часть заседания была посвящена рассмотрению вопросов подготовки студентов вузов – от включения их в рассмотрение вероучительного компонента в содержании вузовского образования до православного образования в системе послевузовской дополнительной подготовки.

Доктор филологический наук, профессор Балтийского Федерального Университета им. И. Канта (г. Калининград) Л. Г. Дорофеева представила доклад «Вероучительный компонент русской словесности: от древнерусской книжности к литературной классике». Кандидат педагогических наук, доцент кафедры теологии ПСТГУ Е. Н. Николина обратила внимание слушателей на методологические основы обучения взрослых в рамках программ профпереподготовки и повышения квалификации в ПСТГУ.

Кандидат психологических наук, заведующая кафедрой психологии Института гуманитарных и социальных наук Тульского государственного университета И. Л. Фельдман и аспирант обозначенной кафедры, иерей храма святой великомученицы Параскевы Пятницы с. Дедилово, Киреевскго благочиния, Тульской митрополии Александр Романов представили доклад, посвященный проблеме формирования представления о себе и идеальном образе православного теолога, содержание которого основано на проведенной авторами широкой экспериментальной работе.

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики института «Высшая школа образования» Московского педагогического государственного университета Т. Е. Милехина охарактеризовала научные основы подготовки учителя к реализации программ духовно-нравственного развития обучающихся.

По завершении работы секции руководитель мероприятия С. Ю. Дивногорцева поблагодарила всех участников и выразила надежду не только на дальнейшее сотрудничество, но и на возможную совместную работу по становлению и развитию методики преподавания православного вероучения и православной культуры как науки.