1 /
В рамках Богословской конференции ПСТГУ состоялись круглые столы, посвященные дошкольному образованию и деятельности учреждений дополнительного образования и воскресных школ
25 января 2019 года в рамках XXIX Ежегодной богословской конференции ПСТГУ кафедрой общей и социальной педагогики педагогического факультета ПСТГУ были организованы круглые столы "Взаимодействие учреждений дополнительного образования и воскресных школ в сфере реализации Дорожной карты по формированию и развитию благоприятных условий для духовного просвещения детей" и «Современная педагогика игры в контексте сохранения духовно-нравственных ценностей дошкольного образования».

В заседаниях приняли участие около 100 человек – преподавателей и студентов ПСТГУ и других вузов России, представители 9 епархий Русской Православной Церкви.

Мероприятия прошли под руководством кандидата педагогических наук, заведующего кафедрой общей педагогики Сергея Ивановича Абрамова. Модераторами круглых столов выступили Ирина Петровна Осипчук, заведующая отделением профессиональной переподготовки и повышения квалификации ПФ ПСТГУ, старший преподаватель кафедры ОиСП ПФ ПСТГУ и Виктория Викторовна Бацкалева, кандидат педагогических наук, доцент кафедры ОиСП ПФ ПСТГУ.

Работу круглых столов открыл доклад Сергея Ивановича Абрамова «Педагогический аспект Дорожной карты по формированию и развитию благоприятных условий для духовного просвещения детей», в котором были проанализированы актуальные организационно-педагогические вопросы, связанные с процессом духовного просвещения детей в приходских общинах Русской Православной Церкви.

В своем выступлении С. И. Абрамов акцентировал внимание на ключевых проблемах образовательного процесса воскресных школ, основных принципах существования среды, направленной на духовное просвещение детей на приходе, необходимых условиях организации системы попечения о подрастающем поколении и молодежи.

Главные вопросы, поднятые в докладах, были связаны с темами передачи традиционных духовно-нравственных ценностей средствами системы дополнительного образования. Освещались вопросы взаимодействия организаций основного и дополнительного образования в сфере духовно-нравственного воспитания детей. Рассматривались психолого-педагогические особенности духовного просвещения детей дошкольного возраста.

Особо следует отметить доклад Владимира Викторовича Кузнецова, доктора педагогических наук, профессора кафедры ОиСП ПФ ПСТГУ и Оренбургского государственного университета, и магистранта кафедры ОиСП ПФ ПСТГУ, директора детского центра досуга и творчества «Юный мастер» Светланы Геннадиевны Копосовой (Москва) «Детский досуговый центр как условие духовно-нравственного просвещения».

Выступление было посвящено описанию научного педагогического исследования, которое было проведено на базе центра досуга и творчества и воскресной школы, в ходе которого были выявлены факторы, определяющие успешность их деятельности, ресурсный фундамент их взаимодействия в вопросе духовного просвещения детей.

Кандидат психологических наук, доцент кафедры индивидуальной и групповой психотерапии МГППУ Елена Николаевна Корнева выступила с сообщением по теме «Урок в воскресной школе: Научение vs Переживание». В докладе были четко показаны теоретические и практические аспекты процесса обучения в воскресной школе, их специфика по сравнению с учебным процессом в общеобразовательной школе.

Инновационную форму носили доклады Григорьева Сергея Георгиевича, чл.-корр. РАО, профессора, заведующего кафедрой информатики и прикладной математики МГПУ «Робототехника, мехатроника — новый профиль подготовки учителей» и Михаила Валерьевича Курносенко, старшего преподавателя Института цифрового образования МГПУ: «Образовательная робототехника и нейроинтерфейсы в дополнительном образовании».

В докладах были показаны новые формы образования через создание информационно-медийного пространства УДО, рассмотрены проблемы и задачи цифрового образования и цифрового суверенитета, возможности цифрового педагогического мониторинга в образовательной организации, деятельность по психо-исторической обороне с помощью информационных технологий.

Светлана Геннадьевна Тимченко, сотрудник Санкт-Петербургской Академии постдипломного педагогического образования, выступила с докладом «Интеграция основного и дополнительного образования в области духовно-нравственного воспитания». Выступление было посвящено рассмотрению методов и форм интеграции основного и дополнительного образования в области духовно-нравственного воспитания детей, учащихся православных гимназий и воскресных школ Ленинградской области.

Важнейшая тема – научение жертвенной Христовой любви, была затронута в сообщении «Обучение Любви: нравственное воспитание обучающихся воскресных школ», подготовленном Сергеем Владимировичем Кондратьевым, доктором философии, профессором кафедры "Общественные процессы, средства массовой информации и рекламные технологии" МГУТУ им. К.Г.Разумовского (ПКУ). В процессе выступления вниманию участников конференции была предоставлена возможность познакомиться с учебным пособием для учащихся казачьих кадетских корпусов «Психология любви».

Практико-ориентированную направленность носили доклады Людмилы Васильевны Мартьяновой, методиста по программно-методическому обеспечению, педагога дополнительного образования МКУ ДО "ДДТ" г. Козельска Калужской области, муниципального координатора по преподаванию ОПК в Козельском районе Калужской области: «Наставление детей в вере: опыт соработничества Козельского Дома детского творчества и Православной гимназии г. Козельска», «Детские фольклорные игры земли Калужской». А также инока Киприана (Буркова), заместителя Председателя Синодального отдела РПЦ по делам молодежи, руководителя центра душепопечения и психологической помощи, полковника в отставке, Героя Советского Союза «"Диалог о главном" — эстетическая форма патриотического воспитания подростков».

В данных докладах были показаны различные творческие методы, средства и формы работы дополнительного образования в том числе и в школе по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию детей и подростков, а также охарактеризованы особенности использования фольклорных игр в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста.

Ряд научных выступлений был посвящен воспитанию дошкольников и рассмотрению особенностей ведущей деятельности детей дошкольного возраста. Свои доклады представили Елена Евгеньевна Кравцова, доктор психологических наук профессор, главный научный сотрудник Института детства семьи и воспитания РАО («Чему помогает и чему мешает игра»), Виктория Викторовна Бацкалева, кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей и социальной педагогики ПСТГУ («Игра как ведущая деятельность ребенка дошкольного возраста: Технологии взаимодействия и управления как основа построения развивающей образовательной среды дошкольной организации»), Ле-ван Татьяна Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент, старший научный сотрудник Института системных проектов Московского городского педагогического университета («Образовательный потенциал городских игровых детских площадок: результаты исследования и перспективы развития»).

Кандидат педагогических наук, заместитель директора по учебно-воспитательной работе Школы при Алексеевском монастыре, доцент кафедры ОиСП ПСТГУ Ольга Михайловна Потаповская в докладе «Дидактически оборудованная кукла как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста» рассмотрела педагогический потенциал куклы как дидактического средства в процессе воспитания ребенка. Она акцентировала внимание слушателей на том, что игрушка — это образ традиционной культуры и может служить методическим пособием для духовного просвещения дошкольника.

Со своим практическим опытом духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста познакомили слушателей следующие учатники:

  • Елена Сергеевна Тихонова, кандидат психологических наук, доцент кафедры ОиСП ПФ ПСТГУ, учитель-логопед ГБУ ГППЦ ДОгМ;
  • Галина Евгеньевна Михайловская, учитель-логопед ГБУ ГППЦ ДОгМ («Использование игр и игровых упражнений в нравственном воспитании дошкольников с речевыми нарушениями»);
  • Марина Евгеньевна Селиванова, учитель - логопед высшей квалификационной категории, Почетный работник образования РФ, аспирант ИХОиК РАО («Формирование духовно- нравственных ценностей детей дошкольного возраста посредством организации проектной деятельности "Мой родной город"»);
  • Виктория Витальевна Кржижановская, Председатель Реги-онального отделения Международной общественной организации "Союз православных женщин" во Владимирской области, дирек-тор Форума православной молодежи "ПАРУС", преподаватель ОПК, магистрант первого курса кафедры ОиСП ПФ ПСТГУ («Методика знакомства дошкольников с историческими и христианскими корнями русской сказки»).

Разоренова Елена Львовна,
доцент кафедры общей и социальной педагогики педагогического факультета ПСТГУ