Общие сведения

Факультет церковного пения готовит специалистов, владеющих теорией и практикой богослужебного пения, готовых к работе как с церковными, так и со светскими хорами.

Факультет осуществляет обучение по следующим специальностям и направлениям:

  • специализация "Художественное руководство академическим хором", в рамках специальности 53.05.02 "Художественное руководство оперно-симфоническим оркестром и академическим хором". Специалитет (срок обучения 5 лет). Форма обучения — очная.
  • направление подготовки 53.03.05 "Дирижирование", профиль подготовки "Дирижирование академическим хором". Бакалавриат (срок обучения 4 года). Форма обучения — очная.

Университетский принцип организации жизни, присутствие известных специалистов, живое участие студентов в литургической жизни Церкви — всё это дает уникальные возможности для формирования востребованных регентов и хормейстеров. Выпускники факультета работают руководителями церковных и светских хоровых коллективов, преподают, занимаются исследованием церковно-певческой культуры.

При факультете имеется Хоровое училище, где ведётся обучение по специальности «Хоровое дирижирование» (среднее специальное образование). Форма обучения – очная.

Открыта аспирантура, направленность подготовки 17.00.02 «Музыкальное искусство».

Ссылка на Инстаграм instagram.com

История факультета‎

Факультет открылся в 1992 году в числе первых факультетов Института. Его возникновение явилось ответом на острую нехватку в Церкви профессионально подготовленных регентов.

За годы атеистического режима богатейшая культура русского богослужебного пения была в существенной мере утрачена. Особенно пострадало уставное осмогласие; почти исчезнувшим оказался огромный пласт монастырских распевов.

В начале 1990-х гг. ситуация изменилась. Открылась широкая перспектива для возрождения церковных искусств, в частности, церковного пения. Возросли требования к уровню проведения богослужения. Вместе с тем потребность расширения сферы хорового дирижирования в сторону церковно-певческого образования стала ощущаться и в светских музыкальных кругах. В частности, идеи создания регентских факультетов и отделений стали обсуждаться в различных музыкальных учебных заведениях столицы.

Отсутствие примеров и аналогий в постановке такого рода специализации для высшего дирижерско-хорового образования поставило перед создателями факультета целый ряд непростых задач.

К моменту открытия Института удалось собрать коллектив музыкантов, готовых начать работу по созданию факультета. Этому предшествовали многие годы поисков, учебы, освоения богослужебной традиции.

Будущие преподаватели факультета разными путями приобщались церковно-певческой культуре. Одни опирались на свое знание культуры Русского Зарубежья. Для других был особенно значим опыт отечественных регентских школ, Троице-Сергиевой Лавры. Третьи старались развивать наследие различных монашеских хоров, представляющих живую традицию.

Профессиональному росту молодых специалистов помогали встречи с прекрасным музыкантом, ученицей выдающегося хормейстера К. Б. Птицы, И.Г. Рещиковой (+1996 г.). Впоследствии она стала одним из основателей кафедры хорового дирижирования в Институте.

Неоценимую помощь в изучении богослужебного устава оказала известный специалист по литургике Н.М. Соболева, в постриге – монахиня Надежда (+ 2001 г.). Встреча с Натальей Михайловной была особенно драгоценна благодаря ее долгому и близкому духовному общению со многими замечательными старцами.

Было организовано обучение крюковой нотации под руководством Н.Г. Денисова, старшего научного сотрудника музея имени преп. Андрея Рублева, знатока старообрядческой традиции.

Важен был и опыт тех людей, которые уже прошли путь практического освоения древних песнопений. В этих исканиях особую роль сыграл А.Т. Гринденко, руководитель ансамбля «Древнерусский роспев».

В результате изучения различных традиций церковного пения, внимательного отбора, исследовательской работы начал складываться свой исполнительский стиль. Ведущую роль в этом сыграла Т.И. Королева.

Среди первых преподавателей факультета были и маститые педагоги, и молодые специалисты. Кого-то привело горячее желание послужить Церкви, кто-то приходил на работу по послушанию духовнику, для иных причиной явилась любовь к церковному пению. Некоторые преподаватели приобщились к благодатной церковной жизни именно благодаря работе в Институте.

Так начал складываться коллектив, стала оформляться структура факультета, налаживаться кафедральная жизнь.

Факультет объединил педагогические силы ведущих музыкальных заведений Москвы. Разные традиции, направления, школы соединились здесь, нашли возможность обогащать друг друга.

Так, курс истории церковно-певческого искусства создавали профессор Московской консерватории И.Е. Лозовая и кандидат искусствоведения Е.И. Коледа, а также воспитанница Института им. Гнесиных кандидат искусствоведения, доцент М.В. Богомолова.

Большую работу с хором в первые годы существования факультета проводил преподаватель Московской консерватории Е.С. Тугаринов. Среди почивших преподавателей, которые внесли огромный вклад в развитие факультета были профессор А. Н. Мясоедов (гармония), профессор Б. Д. Критский (дирижирование), Е. А. Демиденко (общее фортепиано).

В настоящее время опыт Московской государственной консерватории представляют:

  • доктор искусствоведения, профессор Н.Ю. Плотникова,
  • доценты В.П. Павлинова и Т.А. Старостина (история музыки).

Педагогические традиции «Гнесинки» представляют на факультете:

  • заслуженный деятель искусств, профессор В.Б. Довгань (общее фортепиано),
  • доцент А.И. Тихонова (история музыки),
  • доцент Е.Б. Резниченко (церковный обиход, фольклор, сольфеджио),
  • доцент В.И. Бесов (дирижирование) и многие другие преподаватели.