1 /
В ПСТГУ прошел семинар по вопросам певческого наследия Древней Руси

23.05.2022 на ФЦП в рамках научной темы «Богослужебно-певческая культура Русской Православной Церкви: история, теория, практика» состоялся очередной семинар, в котором приняли участие преподаватели кафедр, аспиранты и студенты. Тема семинара – «Православные святые в богослужебном певческом наследии Древней Руси».

В качестве докладчиков выступили студенты-выпускники ФЦП Софья Мартынова и Алексей Мишин. Тема доклада А. Мишина – «Служба на преставление святителя Алексия Московского в древнерусской певческой традиции на примере "Трезвонов на крюковых нотах" из собрания прот.      Д. В. Разумовского ( РГБ, Ф.379 н.57)».

Как известно, святитель Алексий способствовал распространению и упрочению на Руси общежительного монашества. С его именем связано создание и возобновление ряда обителей в Москве и в Митрополичьей области:  Спасо-Андроникова (1357), Чудова (около 1365) и Симонова (между 1375 и 1377); по его благословению в 1360—1362 гг. был основан Введенский Владычный монастырь в Серпухове, возобновлены древние, но пришедшие в упадок Цареконстантиновский монастырь под Владимиром и нижегородский Благовещенский монастырь. Вниманию слушателей были представлены итоги исследования рукописного свода стихир со знаменной нотацией для службы в память преставления ко Господу святителя Алексия Московского (празднуется 12/25 февраля) и в качестве одного из примеров, рассмотренных автором доклада, – стихира на Господи, воззвах – «Радуйся, пречестный архиерею великий, Алексие преблаженне» из   сборника «Праздники» собрания Д. В. Разумовского (Ф. 379-75), датирующегося 1682 – 1696 гг.

Второй доклад на тему «Рождество святителя Николая Мирликийского в русской литургической традиции и богослужебно-певческой практике» сделала С. Мартынова.

Праздник Рождества святителя Николая Чудотворца, по слову автора доклада, мало известен даже исследователям восточно-христианской литургической традиции: пока отсутствует знание, когда и где этот праздник впервые был установлен. Нет сведений и о том, отмечался ли он Греческой Церковью, или эта память имеет славянское происхождение. Сегодня праздник Рождества свт. Николая не встречается ни в одной современной Поместной Православной Церкви, кроме Русской.

Тем не менее история литургического почитания этого праздника имеет древние истоки, восходящие, по некоторым данным, к южнославянской церковной традиции: одно из самых ранних указаний на эту память (XII–XIII вв.) встречается в известной глаголической рукописи – Ассеманиевом Евангелии. Позднее (с XIV в.) упоминание об этом празднике переходит в русские месяцесловы и сохраняется в богослужебной практике до XIX в. Далее, возможно, он был упразднен из-за отсутствия аналогичной памяти в месяцесловах других Православных Церквей.

В наши дни, более точно – с 2004 г., Патриархом Московским и всея Руси Алексием II празднование Рождества свт. Николая возобновлено: служба в этот день может совершаться по воле настоятеля в любом храме. Данная традиция ранее всего была воссоздана в Николо-Бабаевском монастыре Ярославской епархии. Сегодня же праздник отмечается более чем в десяти храмах Русской Православной Церкви, обусловливая интерес к данной теме и актуальность ее исторического изучения.

Иллюстрациями к докладу, предложенными С. Мартыновой, стали изображение иконы празднику Рождества свт. Николая, предположительно, XVII века, и фотография рукописи, уточняющей певческое наклонение.

Вас могут заинтересовать:

Получить консультацию
по поступлению
 Абитуриентам бакалавриата/специалитета  Абитуриентам магистратуры