127051, г.Москва, Лихов переулок, д.6, стр.1, ауд. 420
схема проездаКафедра возникла в конце 2018 г. результате объединения кафедры философии и кафедры философии религии и религиозных аспектов культуры богословского факультета. Кафедра философии – одна из старейших в ПСТГУ, ее бессменным заведующим на протяжении многих лет был В.П. Лега.
Кафедра ФРиРАК была создана по инициативе В.Н.Катасонова в 2003 году, первоначально существовала под названием кафедры Научной апологетики. Кафедра занимается разработкой таких смежных с богословием областей знания, как:
В центре внимания преподавателей кафедры - не только предметные области этих дисциплин, но и их отношения между собой и с богословием. На кафедре развиваются научные направления, связанные с изучением истории русской философии, истории мирового и отечественного религиоведения, социология и психология религии. Преподаватели кафедры преподают философские и религиоведческие дисциплины на всех факультетах ПСТГУ. Кафедра курирует учебное направление «Религиоведение» на Богословском факультете (бакалавриат, магистратура, аспирантура), поддерживает дружеские контакты с
Спецсеминары кафедры проходят по четвергам в 17.00 в аудитории 315.
Мы в социальных сетях –
https://www.facebook.com/frirak.pstgu?pnref=lhc;
https://vk.com/club34422292
Спецкурсы 2019-2020 учебного года:
Спецкурсы осеннего семестра:
1. Архивные исследования в религиоведении
Лектор – к. исторических н., доцент Учебно-научного центра изучения религий Российского государственного гуманитарного университета Чистяков П.Г.
Спецкурс посвящен российским архивам и хранящимся в них историческим источникам по истории религии. На занятиях студенты познакомятся с основными категориями архивов, их историей и принципом их организации, с научно-справочным аппаратом архивов (в том числе, доступным в Интернете), с архивными путеводителями и справочниками. Подробно рассматриваются наиболее значимые комплексы документов по истории религии в России XVII–начала XX вв. (архивные фонды Патриаршего Казенного и Патриаршего Дворцового приказов, архивные фонды Синода, духовных консисторий и духовных правлений, архивные фонды церквей и монастырей). Особое внимание уделяется приходским документам синодального периода – метрическим и обыскным книгам, исповедным и клировым ведомостям, описям церковного имущества, рассматривается их источниковедческий потенциал. Изучаются личные фонды и архивные коллекции, содержащие источники по истории религии. Также рассматриваются архивные документы по истории религии в СССР (материалы советских и партийных органов, документы Комиссии по вопросам культа, Совета по делам религий про Совете министров СССР и его уполномоченных), изучаются особенности исторических источников советского периода.
Задачи спецкурса – рассмотреть основные типы архивных источников по истории религии в России, научить студентов методам архивного поиска, методам работы с рукописными и машинописными документами, основным принципам интерпретации исторических источников и правилам издания архивных документов. Предполагается, что студенты, прослушав спецкурс «Архивные исследования в религиоведении», смогут самостоятельно проводить научные исследования, построенные на архивных документах.
2. Еврейская мистика и хасидизм
Лекторы - филологи и религиоведы Эндель М. и Каспарова Н.
Рабби Нахман (1772-1810) – знаменитый хасидский учитель, цаддик, правнук основателя хасидизма Бааль Шем Това, сам основатель брацловского направления в хасидизме. Он автор нескольких сочинений, в том числе «Сипурей маасийот», «Рассказов о необычайном». Это 13 историй, которые рабби Нахман рассказывал незадолго до смерти. Тексты эти можно рассматривать как его завещанием. Это сборник уникален для еврейской религиозной традиции. Если формально притчи и даже сказки, агиографические истории хорошо известны в хасидской среде, то сказочные истории, сочиненные и рассказанные р.Нахманом, практически не имеют аналогов. Это развернутые сюжетные и остросюжетные авторские сказки, в которых автор во многом отказывается от еврейского символизма, обращаясь к символизму «народов мира», а также к повествовательной форме, которая традиционно не считается еврейской, а воспринимается как фольклорная. В рамках курса мы обратимся к «Истории о семи нищих», последней сказке из сборника «Сипурей маасийот». Подробно разбирая происхождение сюжетов и символов в этой сказке, мы увидим как «работает» текст сказок, т.е. попытаемся уяснить механизм ожидаемого воздействия этих историй на читателя или слушателя.
Поскольку амбиции автора текста касаются преобразования реальности, то мы, соглашаясь с этими амбициями, с неизбежностью оказываемся в ситуации нестатичного лабиринта, в котором любые методы толкования могут быть лишь временным или утилитарным подспорьем. Предлагаемый метод можно назвать, вслед за Михаилом Лотманом, неоформализмом. Преимущество этого метода состоит как в предполагаемом (но отнюдь не гарантированном ) выходе из лабиринта, так и в возможности услышать не только собственный голос, но и голос его автора или творца.
Библиография
Спецкурсы весеннего семестра:
1. Религии Японии: от древности до Нового времени.
Лектор - д. филос. н. Трубникова Н. Н.
Цели спецкурса – дать очерк истории религий Японии от первых письменных памятников до начала модернизации (VIII–XIX вв.); показать особенности японской религиозной ситуации, такие как «совместное почитание богов и будд» (синтез буддизма и синтоизма при участии конфуцианства и даосизма); установка на «пользу и выгоду в здешнем мире» (своеобразные сочетания религиозной деятельности с хозяйственной, политической, литературной, художественной и пр.); обстоятельное изучение заимствованных иноземных «канонов» при весьма вольной их трактовке; единство обряда при множественности подходов к его осмыслению. В рамках спецкурса обсуждаются главные направления японского буддизма и синтоизма, соотносимые с самыми влиятельными храмами и святилищами, разбирается вопрос о «придворной религии», «религии самураев» и «народной религии», рассматривается содержание самых важных текстов японской религиозной словесности, кратко говорится о самых знаменитых памятниках японского храмового искусства. Спецкурс знакомит с основными трактовками религии в традиционной японской мысли и с важнейшими современными религиоведческими концепциями, относящимися к японским религиям. Лекции построены на разборе примеров: за изложением общих сведений по каждой теме следует подробное освещение одного из характерных относящихся к ней случаев. Спецкурс (по возможности) сопровождается показом слайдов. В качестве самостоятельной работы слушателю предлагается прочесть и кратко изложить статью одного из современных религиоведов по теме, близкой к собственным исследованиям слушателя (например, для того, кто изучает историю эсхатологических учений, – по теме «Учение о конце Закона Будды в японском буддизме»); итоги этой самостоятельной работы предполагается обсудить на коллоквиуме.
2. Религия и право в политической философии русского идеализма: случай П.И. Новгородцева.
Лектор – д.филос.н., заведующий кафедрой философии и религиоведения в Православном Свято-Тихоновском университете Антонов К.М.
В рамках спецкурса предлагается рассмотрение следующих основных тем:
Идеи Новгородцева рассматриваются в широком контексте религиозной и политической мысли XX века.
В предлагаемой читателю книге собраны статьи последних 10 – 15 лет. Изначально они были напечатаны в различных изданиях: научных сборниках ИФ РАН, сборниках статей Рождественских чтений, в журналах. Статьи эти различны по темам и по степени разработанности предмета: одни представляют собой уже законченное исследование, другие – касаются тем, над которыми продолжается работа. Все они объединены авторским убеждением в фундаментальности сферы религиозного для проблем культуры. В культуре все религиозно, даже самые прозаические и, казалось бы, самые отдаленные от религии области имеют с ней связь - нередко именно в силу этой отдаленности. И уж тем более имеют свои религиозные корни и, шире, религиозные аспекты та-кой влиятельный и амбициозный фактор нашей цивилизации, как наука, математическое естествознание. В наше кризисное время, когда интерес к религии подстегивается не только познавательными интенциями, но и чередой трагических социально-политических свершений, с новой остротой ставящих вопросы о смысле существования, вскрытие и обсуждение религиозных корней культуры рассматривается автором как одна из основных задач современной философии. Книга будет интересна философам, богословам, культурологам, историкам науки и культуры, студентам и аспирантам, - всем, кто интересуется вопросами философии науки, религии и культуры. Приобрести же книгу можно как непосредственно в издательстве ПСТГУ, так и по почте.
И.В. Киреевский (1806—1856) — видный русский мыслитель первой половины и середины XIX в., один из основателей славянофильства. В данной книге предпринимается опыт целостной интерпретации наследия философа с точки зрения становления его антропологических идей. Работа включает так же рассмотрение основных моментов эстетики, философии истории и культуры Киреевского, его учения о цельности духа, о личности и вере сопоставлении с соответствующими идеями немецкого идеализма и романтизма и патристики, в контексте становления русской интеллектуальной и духовной культуры XVIII— XIX вв. Книга представляет интерес для философов, богословов, историков русской фило-софии и культуры. Может служить пособием по курсам, обсуждающим русскую литера-туру и философию первой половины XIX в.
Данная работа представляет собой первое в отечественной историко-философской литературе систематическое исследование становления философии религии в русской метафизике ХIХ — начала XX в. В ней прослеживаются главные этапы формирования и развития основных идей, концепций и методологических подходов, предложенных русскими философами метафизической ориентации в области философии религии, осуществляется их комплексный анализ. Автор показывает, каким образом и почему в рамках этой философии на протяжении XIX — начала XX в. было осуществлено последовательное переосмысление как основных религиозных понятий и представлений, так и соответствующей этим понятиям и представлениям церковной практики. Разработанные русскими мыслителями методы и подходы сопоставляются с развивавшимися параллельно западными концепциями. Книга адресована философам, богословам, религиоведам, историкам русской фи-лософии и культуры, всем, интересующимся вопросами философского осмысления рели-гии.
Идеи феноменологии оказались очень популярными в первой половине XX века. Феноменология оказалась очень продуктивной при обсуждении вопросов оснований кон-кретных научных и философских дисциплин: этики, логики, классической механики, ма-тематики, искуствоведения и др. По-настоящему понять философскую и научную культу-ру XX века без знания феноменологии невозможно. Но читать авторов феноменологов впервые достаточно трудно. Цель этого пособия и состоит в том, чтобы помочь начинаю-щему понять саму суть феноменологического метода, а также обсудить его применение у создателей феноменологической философии. Работа написана на основе спецкурсов по философской феноменологии, читавшихся автором в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете и Общецерковной аспирантуре и докторантуре им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.
Задача монографии - восполнение знаний о религиозной жизни римского общества конца II - первой половины III в.на основе анализа сочинений Флавия Филострата "Жизнь Аполлония Тианского" и "Героика". Книга адресована историкам религий и древней Церкви, филологам-классикам, а также всем интересующимся древней историей и литературой.
Настоящий сборник статей составлен по итогам работы секции по истории русской мысли XXII Ежегодной Богословской конференции ПСТГУ. Авторы статей с различных точек зрения рассматривают два наиболее значимых направления в русской богословской мысли XX в. – софиологию (Вл. Соловьев, свящ. П. Флоренский, прот. С. Булгаков) и неопатристический синтез (прот. Г. Флоровский, В. Н. Лосский и др.). Анализу подвергаются их истоки в русской религиозно-философской мысли XIX – нач. XX в., их становление, взаимные отношения, значение в истории мысли вообще, современное звучание. Авторы во многих вопросах понимания истории философской и богословской мысли расходятся между собой. Однако они согласны в том, что распространенное представление, в соответствии с которым именно неопатристика является единственно верным выражением православного предания, в то время как софиология может представлять исключительно исторический интерес как пример неудачного синтеза, нуждается в проверке, а возможно, и в пересмотре. Представляется, что такая постановка проблемы способна наметить новые пути в изучении истории отечественные мысли и представляет и историко-философский, и богословский, и общественный интерес. Книга адресована как специалистам, занимающимся историей русской религиозной мысли, так и студентам и аспирнтам, изучающим историю философии и богословия XX в., всем, кто интересуются богословской и религиозно-философской проблематикой.
На Западе творчество протестантского философа и богослова Пауля Тиллиха (1886-1965) давно находится в центре исследовательского интереса. Не в последнюю очередь это обусловлено стремлением Тиллиха создать систему, выражающую глубинное единство и сродство всех сторон человеческой деятельности. Главная интуиция Тиллиха, лежащая в основании всех его произведений, та, что религия и культура, богословие и философия, наука и искусство, экономика и общество, будучи одновременно различными областями человеческой жизни, проистекают из одного истока - истока религиозного. Религиозное, будучи предельным вопросом о смысле человеческого существования, определяет - пусть непрямо и не всегда очевидно - все стороны и уровни человеческого бытия. Без понимания подобной предположенности религиозного измерения всем сторонам жизни любое размышление о современном человеке и человечестве будет принципиально искаженным, а любые попытки разрешения социальных, культурных, экономических проблем - будут далеки от их реального преодоления.
Настоящее издание представляет результаты коллективного исследования истории отечественного религиоведения ХХ - начала XXI в. (грант РГНФ № 13-03 00497). Авторы опираются не только на традиционные методы истории идей, но привлекают и целый ряд нетрадиционных для этой области знания подходов: анализ дискурса М.Фуко, концепцию научно-исследовательских программ И. Лакатоса, социологические подходы Р.Мертона и Р.Коллинза, институциональный анализ и др. Основной целью работы является проблематизация устоявшихся подходов и представлений, сложившихся вокруг феномена "научного атеизма", его истоков и форм влияния на современную религиоведческую науку. В монографии представлены как опыты общей характеристики развития отечественной науки о религии XX в., так и case studies, посвященные конкретным эпизодам или аспектам ее истории. Ставится вопрос о взаимосвязи "научного атеизма" и практики атеистической пропаганды и гонений на религию в СССР. В монографию входит и историко-библиографический.
Настоящая книга подготовлена на основе курса лекций по истории западной философии, которые автор — заведующий кафедрой философии — читает в ПСТГУ. Подробно излагая основные философские учения Античности, Средневековья и Возрождения, В. П. Лега показывает связь рассматриваемых философских вопросов с христианским богословием, в частности — с учением отцов Церкви. Поэтому там, где это необходимо, автор особое внимание уделяет проблемам христианской философской апологетики — вопросам отношения веры и разума, доказательств бытия Бога, существования в мире зла и страданий и т. п. Рекомендована учащимся высших учебных заведений, а также всем, интересующимся философией.
Настоящая книга подготовлена на основе курса лекций по истории западной философии, которые автор — заведующий кафедрой философии — читает в ПСТГУ. Подробно излагая основные учения Нового времени и современной западной философии, В. П. Лега показывает связь рассматриваемых философских вопросов с христианским богословием. Поэтому там, где это необходимо, автор особое внимание уделяет проблемам христианской философской апологетики — критике атеизма, вопросам отношения веры и разума, доказательств бытия Бога, существования в мире зла и страданий, соотношения христианства и науки и т. п. Рекомендована учащимся высших учебных заведений, а также всем, интересующимся философией.
В сборнике представлены магистральные направления современной психологии религии: история и методология психологии религии, теоретические и прикладные аспекты эмпирических исследований, психология религиозного обращения, когнитивная психология религии. Авторы рассматривают принцип методологического объективизма, историю формирования понятия "религиозное чувство", эмпирические аспекты исследования мистического опыта и медитативных практик. Издание предназначено специалистам в области религиоведения, психологии религии, когнитивного религиоведения. Оно также может представлять интерес для всех, кто увлечен изучением психологии и религии.
Настоящее издание представляет собой сборник научных статей по итогам работы секции по истории русской мысли XXIV Ежегодной Богословской конференции ПСТГУ, посвященной творчеству выдающегося русского религиозного философа С. Л. Франка в связи с выходом в свет немецкого собрания сочинений мыслителя. Авторы обращаются к творчеству С. Л. Франка преимущественно в двух направлениях - философии религии и философии политики. В поле зрения авторов находятся: становление проблематики философиирелигии и политики Франка, их взаимосвязь; основные этапы духовной биографии мыслителя; его представления об истории русской мысли; место его творчества в контексте русской и европейской философской и культурной традиции; онтологические основы его понимания религиозных и политических проблем. Внимание авторов направлено на такие сюжеты, как критика Франком различных видов тоталитаристского утопизма, концепция христианского реализма как религиозное основание его политической мысли, его отношение к понятию"богочеловечество".В сборнике публикуются также сопровождаемые вступительной статьей и комментарием архивные материалы: записи Т. Франк, посвященные пребыванию четы Франков во Франции в 1941-1943 гг., последней болезни и смерти философа. Книга адресована специалистам, занимающимся историей русской религиозной мысли, философией религии, социальной и политической философией, студентам и аспирантам, изучающим историю философии, и всем, кто интересуется проблемами духовной культуры России XX века.
Книга является первым в отечественной научной литературе аналитическим очерком истории исследований того, что в массовом сознании именуется «эзотерикой», «оккультизмом» или «герметизмом», а в терминологии автора книги «мар- гинальной религиозностью». Автор выдвигает гипотезу существования четырех подходов к исследованию этого явления, описывает генезис и характерные черты каждого из них, подробно анализирует работы основных выразителей. В книге рассматривается история круга Эранос, дается краткий очерк представлений об эзотерике К.Г. Юнга, М. Элиаде, Г. Шолема, подробно анализируются ключевые труды Ф. Йейтс, У. Эко, Дж. Уэбба, А. Февра, В. Ханеграафа, К. фон Штукрада, А. Верслуйса, Дж. Крайпла, И. П. Кулиану. Немалое место отводится описанию культурно- исторических реалий, в условиях которых разворачивается исследование марги- нальной религиозности в ХХ – начале ХХI в. Книга в первую очередь адресована религиоведам, культурологам и историкам, но может быть рекомендована и всем интересующимся интеллектуальной истори- ей и историей религиоведения, равно как и широкому кругу читателей, желающих разобраться в том, что такое эзотерика и оккультизм.
Аннотация: Как в современном мире термин «духовность» соотносится с понятием «религия»? Чем отличается понимание «духовности» у теологов, социологов, религиоведов в англо-, немецко-, русскоязычной научной литературе? В данной монографии анализируется, почему старый дискурс «духовности как элемента религии» сменяется дискурсом «духовности как не-религии». Этот процесс связан и с более общими тенденциями, в особенности с секуляризацией и приватизацией религии. Следуя за Мишелем Фуко, авторы стремятся показать, как социальная реальность и дискурс духовности определяют друг друга и представлены в теориях и практиках господства и подчинения. Книга предназначена религиоведам, социологам и психологам, теологам, всем интересующимся актуальными тенденциями в науке о религии и современной религиозной ситуацией.
Отечественная и зарубежная психология религии: параллели и пересечения в прошлом и настоящем: Коллективная монография. М., 2017. 252 с.
Аннотация: Настоящая монография представляет результаты коллективного исследования рецепции западной психологии религии в российском контексте. Работа выполнена при поддержке гранта РНФ 14-18-03771 «Современная западная психология религии: адаптация в российском контексте». Организация — адресат финансирования — ПСТГУ. Основной целью работы является теоретико-методологическая рефлексия, направленная на реконструкцию истории теоретических и эмпирических исследований в зарубежной психологии религии и их восприятие в отечественной науке. Авторы рассматривают как когнитивные исследования и новейшие данные нейронаук, так и традиционные образцы психологии религии, такие как работы У. Джеймса и классиков психоанализа. Монография предназначена для специалистов в области психологии, религиоведения и истории науки, она может быть использована в преподавании этих дисциплин; также может представлять интерес для всех, кто интересуется историей и современным состоянием психологии религии в России и за рубежом.
Аннотация: Настоящий сборник составлен по итогам работы секции по исто-рии русской мысли XXV Ежегодной Богословской конференции ПСТГУ. Авторы статей исследуют круг проблем, связанных с идеями и темами, поднимавшимися о. Павлом Флоренским в «Столпе и утверж-дении Истины». Статьи посвящены рассмотрению базовых концеп-ций «Столпа...» и их аспектам, а также выявлению взаимосвязи идей Флоренского с такими направлениями мировой философской мысли, как платонизм, кантианство, лейбницианство. Вопросы, поднятые в «Столпе...», не теряют своей актуальности и в настоящее время, а дис-куссии, развернувшиеся вокруг данной работы почти столетие назад, обозначили ряд проблем, связанных с ее интерпретацией, которые до сих пор не получили разрешения, что в целом открывает широкую пер-спективу перед исследователями. Книга адресована как специалистам, занимающимся философским наследием о. Павла Флоренского, так и всем интересующимся историей русской религиозной мысли.
Данная хрестоматия возникла в результате работы коллектива исследователей и переводчиков в рамках проекта ≪Современная западная психология религии: адаптация в российском контексте≫ (грант РНФ № 14-18-03771, организация-адресат финансирования ПСТГУ). Собрание текстов представителей основных направлений психологии религии последней трети XX — начала XXI века не имеет аналогов в отечественной литературе. Оно призвано познакомить читателя с такими ключевыми для современного изучения религии подходами, как ролевая и атрибуционная теории религии в рамках социальной психологии религии, различные варианты герменевтического и феноменологического подходов, современные психоаналитические концепции религии, различные понимания религии, намеченные в рамках психологии личности, эволюционная и когнитивная психология религии, нейропсихологические подходы, а также с иллюстрациями способов их применения в конкретных исследованиях. Хрестоматия снабжена вводящим в контекст предисловием, биобиблиографическими справками и указателями. Издание предназначено как для исследователей религии — религиоведов, теологов, психологов, — так и для студентов соответствующих специальностей, для всех, кто интересуется религиоведческой проблематикой с психологической точки зрения.
В первый том Полного собрания сочинений С. Л. Франка вошли работы периода «критического марксизма» и перехода к идеализму 1896–1902 годов. Это никогда не переиздававшиеся политэкономические и социологические статьи из журналов «Русское богатство», «Начало», «Мир Божий», «Вопросы философии и психологии», «Образование», первая книга «Теория ценности Маркса и ее значение. Критический этюд» и первая философская статья «Фр. Ницше и этика “любви к дальнему”», вошедшая в «идейный сборник» «Проблемы идеализма», в которой автором был заявлен поворот от социологизма в понимании человека к идее автономного, свободного субъекта как создателя ценностей.
Данная монография представляет результаты проекта по изучению истории отечественной психологии религии. Целью данной работы является систематическая рациональная реконструкция истории психологии религии в России, преимущественно с точки зрения религиоведения. Авторы осуществляют предварительную периодизацию истории данной дисциплины, описывают характер связи между периодами, их отношения; проводят предварительную каталогизацию основных текстов, персоналий, идей; выявляют основные направления, указывают их институциональные привязки, описывают основные моменты расхождений между ними, предлагают предварительные оценки их научной продуктивности. Становление отечественной научной традиции рассматривается на фоне развития мировой науки. В результате выявляются наиболее характерные черты и особенности отечественной психологии религии, ее место в структуре религиоведческого знания, ее основные проблемы и достижения, тенденции и перспективы развития. Книга предназначена всем, кто интересуется историей и современным состоянием отечественной науки о религии, психологии, интеллектуальной историей России вообще.
Монография представляет собой первое в отечественной историко- философской литературе систематическое исследование становления философии религии и философской теологии в русской религиозной мысли XIX— XX веков. Прослеживаются главные этапы формирования и развития основных идей, концепций и методологических подходов, предложенных представителями религиозно-философской мысли в области философии религии и философской теологии, осуществляется их комплексный анализ. В первой части работы автор обращается к рассмотрению переосмысления основных религиозных понятий и представлений, богословских идей и церковных практик, осуществленного в традиции религиозно-философского мышления на протяжении XIX — начала XX в. на основе полемических оппозиций по отношению к духовно- академическому богословию, с одной стороны, и атеистической критике религии – с другой. В частности, обсуждаются проблемы отношений религии и рациональности, религии и истории, религии и атеизма, а также проблематика, связанная с идеей «догматического развития». Книга адресована философам, богословам, религиоведам, историкам русской философии и культуры, всем, интересующимся вопросами философского осмысления религии.