127051, г.Москва, Лихов переулок, д.6, стр.1, ауд. 420
схема проездаКафедра философии и религиоведения возникла в конце 2018 года в результате объединения кафедры философии (одной из старейших кафедр ПСТГУ, бессменным заведующим которой на протяжении многих лет был В.П. Лега) и кафедры философии религии и религиозных аспектов культуры богословского факультета (ФРиРАК, созданной по инициативе В.Н. Катасонова в 2003 году, и первоначально существовавшей под названием кафедры Научной апологетики).
В настоящее время кафедра философии и религиоведения занимается разработкой таких смежных с богословием областей знания, как:
В центре внимания преподавателей кафедры – не только предметные области этих дисциплин, но и их отношения между собой и с богословием. На кафедре развиваются научные направления, связанные с изучением истории русской философии, истории мирового и отечественного религиоведения, социология и психология религии.
Сотрудники кафедры преподают философские и религиоведческие дисциплины на всех факультетах ПСТГУ. Кафедра курирует учебное направление «Религиоведение» на Богословском факультете (бакалавриат, магистратура, аспирантура), поддерживает дружеские контакты с
Заседания кафедры проходят по четвергам в 17:00 в аудитории 315.
Спецкурсы кафедры – по четвергам с 18:35 до 20:05.
Мы в социальных сетях: https://vk.com/club34422292
Спецкурсы 2021-2022 учебного года:
Спецкурсы осеннего семестра:
1. Спецкурс К.М. Антонова «От Канта к Франку: этика долга и проблема сопротивления злу в русской мысли конца XIX — первой половины XX»
Аннотация:
Обсуждение вопроса о (не/со)противлении злу, его возможных формах, границах и базовых принципах – одна из важнейших этических дискуссий, имевших место в русской религиозной мысли, в которой в конце XIX – первой половине XX века приняли участие практически все наиболее значимые авторы, систематически работавшие в этот период в области этики.
Несмотря на все трансформации культурной и политической ситуации, произошедшие во второй половине XX – начале XXI века, их вклад, основанный и на глубоком личном опыте христианской жизни, и на систематической рефлексии как относительно общих условий и особенностей Нового времени, так и относительно катастрофических исторических событий – революций, гражданских и мировых войн – сохраняет свою непреходящую актуальность. Именно в этом вопросе вклад русской мысли представляется действительно оригинальным, не имеющим независимых аналогов в мировой философской и богословской мысли.
В ходе спецкурса предполагается:
2. Спецкурс М.Н. Красильниковой «Мусульмане в Западной Европе XX-XXI вв.»
Аннотация:
Курс посвящен проблемам, связанным с присутствием мусульман в Западной Европе, как на индивидуальном, так и на институциональном уровне. В каждом разделе курса раскрываются отдельные ключевые аспекты этого вопроса, такие как особенности иммиграционного процесса, общее и различия в стратегиях принимающих обществ, социальное признание мусульман, феномен и интерпретация понятия «евроислам», постсекуляризация и ислам. Отдельное внимание уделяется как этническим и национальным особенностям мусульман, так и исламу как религии.
Научные темы и коллективы кафедры:
История и теория религиоведения (рук. К.М. Антонов).Руководствуясь принципом, согласно которому любая гуманитарная наука черпает ресурсы своего развития из изучения своей истории, научная группа ставит перед собой ряд взаимосвязанных задач: 1) реконструкция истории отечественного религиоведения, описание ее основных этапов, форм, направлений и отношений между ними; 2) помещение ее в контекст истории мировой науки о религии, введение в отечественный научный оборот основных достижений этой последней; 3) выявление основных особенностей религиоведческого знания через уяснение его отношений с философией религии и богословскими науками – в истории и современности; 4) осмысление проблемы соотношения академичности и ангажированности в структуре научного знания о религии.
Реализация указанных задач имеет не только чисто академический, но и церковный и общегуманитарный интерес. Прежде всего, это касается изучения истории отечественного религиоведения: в отношении дореволюционного периода оно позволяет показать позитивную роль церковных институций (прежде всего, духовных академий) в развитии религиоведческого знания, в отношении советского периода – лучше понять мотивацию и механизмы гонений на Церковь, и репрессий в отношении верующих в целом. Кроме того, анализ сложного сочетания академического и идеологического компонента в структуре «научного атеизма» позволяет лучше осознать внутренние опасности, стоящие перед современной церковной наукой. Столь же важным представляется и решение второй задачи, позволяющей максимально дистанцировать современное отечественное религиоведение по отношению к наследию научного атеизма. Четкое разграничение сфер компетенций между религиоведением и теологией представляется залогом их продуктивного взаимодействия, выявление условий возможности академического изучения религиозной жизни – основанием для развития науки о религии в церковных научных и образовательных центрах.
Трансформация религии в современном мире (рук. Е.В. Воронцова).
В фокусе внимания исследовательской группы современные процессы пересборки религиозных сообществ и групп в условиях меняющегося мира. В ходе работы происходит обращение как к классическим, так и к новым подходам для прояснения современных способов взаимодействия религии и общества.
В рамках исследовательского направления приоритетными являются исследования традиционных сообществ в современных условиях, а также места и роли эзотерических и оккультных учений в современной культуре.
В рамках работы данного научного направления реализуется проект «Традиционные сообщества в постсекулярную эпоху» – победитель конкурса научно-исследовательских проектов ПСТГУ и Фонда развития науки, образования и семьи «Живая традиция».
Религиозная культура и философия в России (рук. Н.А. Ваганова).
Религия, – и особенно христианство, – никогда не может замыкаться ни в границах, условно говоря, «церковной ограды», ни, тем более, исключительно в рамках «личной веры» как условия индивидуального спасения. Религиозное сознание неизбежно «опредмечивает» себя в своих проекциях, выходящих за границы исходного вероучительного и богослужебного ядра, с большей или меньшей интенсивностью запечатлеваясь в формах, образах и символах светской культуры. Эта культура может быть 1) сознающей и творчески сохраняющей связь со своим источником, 2) религиозно-индифферентной либо пытающейся «переформатировать» религиозные формы, образы и символы для решения собственных задач, 3) атеистическо-богоборческой, направленной на профанацию и даже уничтожение религиозного как такового, но, в целях продления собственного проекта, не способной отказаться от объекта своей борьбы.
Соответственно, предмет, на который направлены исследования участников группы, представляет собой континуум явлений культуры, в котором светское, религиозное, христианское и церковное находятся в сложных диалектических и символических отношениях. Все темы и явления рассматриваются участниками научного коллектива с точки зрения проблематизации и реконструкции указанного ядра: во-первых, в изучаемых формах и произведениях русской культуры (литература, живопись, музыка, драма (кино) и т.д.), во-вторых, в текстах, посвященных философской рефлексии над этими формами, явлениями и произведениями в русской религиозно-философской мысли (Толстой, Достоевский, Соловьев, Булгаков, Флоренский, Бердяев, Пришвин и др.). Такая работа, помимо академических результатов, будет способствовать дальнейшему выявлению и актуализации миссионерского потенциала русской культуры в настоящее время.
Отечественная и зарубежная философия религии и философская теология в сравнительной перспективе (рук. М.А. Пылаев).
Основным предметом изучения в рамках данной темы является многообразие философских проблематизаций религии, в рамках отдельных направлений и школ приобретающих существенно различный вид. Одним из существенных исследовательских фокусов является сравнительная перспектива, позволяющая установить как своеобразие отдельных религиозно-философских концепций, так и общие контекстуальные черты. С одной стороны, с концептуально-содержательной точки зрения, в рамках темы сопоставляются философия религии и философская теология: если в первом случае речь идет о проектах непредвзято-философской рефлексии по отношению к религиозным явлениям, то во втором случае предполагается инструментальное овладевание философским аппаратом для лучшего уяснения и демонстрации ключевых аспектов религиозной веры. С другой стороны, объектами сопоставления оказываются западно-европейская и отечественная традиции; необходимость и новаторство такого фокуса связаны со сложившейся в силу ряда обстоятельств ситуацией в российской науке, когда западная и отечественная философия рассматривались отдельно друг от друга, что приводило к недооценке очевидных параллелей в развитии хронологически и генетически близких друг другу учений.
Главной задачей исследовательской работы в рамках настоящей темы является проработка стратегически важных для современной теологии и философии религии вопросов: разграничения предметных сфер философии и теологии, прояснения возможностей их взаимодействия, а также поиска наиболее плодотворных форм взаимодействия церковной традиции с современной интеллектуальной культурой.
Научный коллектив «Творческая биография С.Л. Франка: новое видение» (К.М. Антонов, Т.Н. Резвых и др.)
Работа коллектива посвящена осмыслению жизни и философского творчества С.Л. Франка, который был одной из центральных фигур русского религиозно-философского ренессанса начала XX века и (после 1922 г.) одним из ведущих деятелей и мыслителей русской эмиграции. Франк является одним из немногих среди русских философов создателем целостной философской системы, автором фундаментальных трудов по теоретической философии, философской психологии и антропологии, социальной и политической философии и философии религии, ему принадлежит ряд выдающихся опытов христианской философской апологетики. Идеи Франка, осмысленные в релевантном контексте и соотнесенные с современной философской проблематикой могут внести свой вклад в развитие тех отраслей философского знания, в которых работал этот выдающийся мыслитель. Они, несомненно, могут сыграть весьма значимую роль в контексте современной апологетики, христианского осмысления проблем этики, отношений Церкви, общества и культуры.
Основная академическая работа научного коллектива заключается в подготовке и публикации первого Полного собрания сочинений Франка.
Возможные темы специализации на кафедре:
В предлагаемой читателю книге собраны статьи последних 10 – 15 лет. Изначально они были напечатаны в различных изданиях: научных сборниках ИФ РАН, сборниках статей Рождественских чтений, в журналах. Статьи эти различны по темам и по степени разработанности предмета: одни представляют собой уже законченное исследование, другие – касаются тем, над которыми продолжается работа. Все они объединены авторским убеждением в фундаментальности сферы религиозного для проблем культуры. В культуре все религиозно, даже самые прозаические и, казалось бы, самые отдаленные от религии области имеют с ней связь - нередко именно в силу этой отдаленности. И уж тем более имеют свои религиозные корни и, шире, религиозные аспекты та-кой влиятельный и амбициозный фактор нашей цивилизации, как наука, математическое естествознание. В наше кризисное время, когда интерес к религии подстегивается не только познавательными интенциями, но и чередой трагических социально-политических свершений, с новой остротой ставящих вопросы о смысле существования, вскрытие и обсуждение религиозных корней культуры рассматривается автором как одна из основных задач современной философии. Книга будет интересна философам, богословам, культурологам, историкам науки и культуры, студентам и аспирантам, - всем, кто интересуется вопросами философии науки, религии и культуры. Приобрести же книгу можно как непосредственно в издательстве ПСТГУ, так и по почте.
И.В. Киреевский (1806—1856) — видный русский мыслитель первой половины и середины XIX в., один из основателей славянофильства. В данной книге предпринимается опыт целостной интерпретации наследия философа с точки зрения становления его антропологических идей. Работа включает так же рассмотрение основных моментов эстетики, философии истории и культуры Киреевского, его учения о цельности духа, о личности и вере сопоставлении с соответствующими идеями немецкого идеализма и романтизма и патристики, в контексте становления русской интеллектуальной и духовной культуры XVIII— XIX вв. Книга представляет интерес для философов, богословов, историков русской фило-софии и культуры. Может служить пособием по курсам, обсуждающим русскую литера-туру и философию первой половины XIX в.
Данная работа представляет собой первое в отечественной историко-философской литературе систематическое исследование становления философии религии в русской метафизике ХIХ — начала XX в. В ней прослеживаются главные этапы формирования и развития основных идей, концепций и методологических подходов, предложенных русскими философами метафизической ориентации в области философии религии, осуществляется их комплексный анализ. Автор показывает, каким образом и почему в рамках этой философии на протяжении XIX — начала XX в. было осуществлено последовательное переосмысление как основных религиозных понятий и представлений, так и соответствующей этим понятиям и представлениям церковной практики. Разработанные русскими мыслителями методы и подходы сопоставляются с развивавшимися параллельно западными концепциями. Книга адресована философам, богословам, религиоведам, историкам русской фи-лософии и культуры, всем, интересующимся вопросами философского осмысления рели-гии.
Идеи феноменологии оказались очень популярными в первой половине XX века. Феноменология оказалась очень продуктивной при обсуждении вопросов оснований кон-кретных научных и философских дисциплин: этики, логики, классической механики, ма-тематики, искуствоведения и др. По-настоящему понять философскую и научную культу-ру XX века без знания феноменологии невозможно. Но читать авторов феноменологов впервые достаточно трудно. Цель этого пособия и состоит в том, чтобы помочь начинаю-щему понять саму суть феноменологического метода, а также обсудить его применение у создателей феноменологической философии. Работа написана на основе спецкурсов по философской феноменологии, читавшихся автором в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете и Общецерковной аспирантуре и докторантуре им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.
Задача монографии - восполнение знаний о религиозной жизни римского общества конца II - первой половины III в.на основе анализа сочинений Флавия Филострата "Жизнь Аполлония Тианского" и "Героика". Книга адресована историкам религий и древней Церкви, филологам-классикам, а также всем интересующимся древней историей и литературой.
Настоящий сборник статей составлен по итогам работы секции по истории русской мысли XXII Ежегодной Богословской конференции ПСТГУ. Авторы статей с различных точек зрения рассматривают два наиболее значимых направления в русской богословской мысли XX в. – софиологию (Вл. Соловьев, свящ. П. Флоренский, прот. С. Булгаков) и неопатристический синтез (прот. Г. Флоровский, В. Н. Лосский и др.). Анализу подвергаются их истоки в русской религиозно-философской мысли XIX – нач. XX в., их становление, взаимные отношения, значение в истории мысли вообще, современное звучание. Авторы во многих вопросах понимания истории философской и богословской мысли расходятся между собой. Однако они согласны в том, что распространенное представление, в соответствии с которым именно неопатристика является единственно верным выражением православного предания, в то время как софиология может представлять исключительно исторический интерес как пример неудачного синтеза, нуждается в проверке, а возможно, и в пересмотре. Представляется, что такая постановка проблемы способна наметить новые пути в изучении истории отечественные мысли и представляет и историко-философский, и богословский, и общественный интерес. Книга адресована как специалистам, занимающимся историей русской религиозной мысли, так и студентам и аспирнтам, изучающим историю философии и богословия XX в., всем, кто интересуются богословской и религиозно-философской проблематикой.
На Западе творчество протестантского философа и богослова Пауля Тиллиха (1886-1965) давно находится в центре исследовательского интереса. Не в последнюю очередь это обусловлено стремлением Тиллиха создать систему, выражающую глубинное единство и сродство всех сторон человеческой деятельности. Главная интуиция Тиллиха, лежащая в основании всех его произведений, та, что религия и культура, богословие и философия, наука и искусство, экономика и общество, будучи одновременно различными областями человеческой жизни, проистекают из одного истока - истока религиозного. Религиозное, будучи предельным вопросом о смысле человеческого существования, определяет - пусть непрямо и не всегда очевидно - все стороны и уровни человеческого бытия. Без понимания подобной предположенности религиозного измерения всем сторонам жизни любое размышление о современном человеке и человечестве будет принципиально искаженным, а любые попытки разрешения социальных, культурных, экономических проблем - будут далеки от их реального преодоления.
Настоящее издание представляет результаты коллективного исследования истории отечественного религиоведения ХХ - начала XXI в. (грант РГНФ № 13-03 00497). Авторы опираются не только на традиционные методы истории идей, но привлекают и целый ряд нетрадиционных для этой области знания подходов: анализ дискурса М.Фуко, концепцию научно-исследовательских программ И. Лакатоса, социологические подходы Р.Мертона и Р.Коллинза, институциональный анализ и др. Основной целью работы является проблематизация устоявшихся подходов и представлений, сложившихся вокруг феномена "научного атеизма", его истоков и форм влияния на современную религиоведческую науку. В монографии представлены как опыты общей характеристики развития отечественной науки о религии XX в., так и case studies, посвященные конкретным эпизодам или аспектам ее истории. Ставится вопрос о взаимосвязи "научного атеизма" и практики атеистической пропаганды и гонений на религию в СССР. В монографию входит и историко-библиографический.
Настоящая книга подготовлена на основе курса лекций по истории западной философии, которые автор — заведующий кафедрой философии — читает в ПСТГУ. Подробно излагая основные философские учения Античности, Средневековья и Возрождения, В. П. Лега показывает связь рассматриваемых философских вопросов с христианским богословием, в частности — с учением отцов Церкви. Поэтому там, где это необходимо, автор особое внимание уделяет проблемам христианской философской апологетики — вопросам отношения веры и разума, доказательств бытия Бога, существования в мире зла и страданий и т. п. Рекомендована учащимся высших учебных заведений, а также всем, интересующимся философией.
Настоящая книга подготовлена на основе курса лекций по истории западной философии, которые автор — заведующий кафедрой философии — читает в ПСТГУ. Подробно излагая основные учения Нового времени и современной западной философии, В. П. Лега показывает связь рассматриваемых философских вопросов с христианским богословием. Поэтому там, где это необходимо, автор особое внимание уделяет проблемам христианской философской апологетики — критике атеизма, вопросам отношения веры и разума, доказательств бытия Бога, существования в мире зла и страданий, соотношения христианства и науки и т. п. Рекомендована учащимся высших учебных заведений, а также всем, интересующимся философией.
В сборнике представлены магистральные направления современной психологии религии: история и методология психологии религии, теоретические и прикладные аспекты эмпирических исследований, психология религиозного обращения, когнитивная психология религии. Авторы рассматривают принцип методологического объективизма, историю формирования понятия "религиозное чувство", эмпирические аспекты исследования мистического опыта и медитативных практик. Издание предназначено специалистам в области религиоведения, психологии религии, когнитивного религиоведения. Оно также может представлять интерес для всех, кто увлечен изучением психологии и религии.
Настоящее издание представляет собой сборник научных статей по итогам работы секции по истории русской мысли XXIV Ежегодной Богословской конференции ПСТГУ, посвященной творчеству выдающегося русского религиозного философа С. Л. Франка в связи с выходом в свет немецкого собрания сочинений мыслителя. Авторы обращаются к творчеству С. Л. Франка преимущественно в двух направлениях - философии религии и философии политики. В поле зрения авторов находятся: становление проблематики философиирелигии и политики Франка, их взаимосвязь; основные этапы духовной биографии мыслителя; его представления об истории русской мысли; место его творчества в контексте русской и европейской философской и культурной традиции; онтологические основы его понимания религиозных и политических проблем. Внимание авторов направлено на такие сюжеты, как критика Франком различных видов тоталитаристского утопизма, концепция христианского реализма как религиозное основание его политической мысли, его отношение к понятию"богочеловечество".В сборнике публикуются также сопровождаемые вступительной статьей и комментарием архивные материалы: записи Т. Франк, посвященные пребыванию четы Франков во Франции в 1941-1943 гг., последней болезни и смерти философа. Книга адресована специалистам, занимающимся историей русской религиозной мысли, философией религии, социальной и политической философией, студентам и аспирантам, изучающим историю философии, и всем, кто интересуется проблемами духовной культуры России XX века.
Книга является первым в отечественной научной литературе аналитическим очерком истории исследований того, что в массовом сознании именуется «эзотерикой», «оккультизмом» или «герметизмом», а в терминологии автора книги «мар- гинальной религиозностью». Автор выдвигает гипотезу существования четырех подходов к исследованию этого явления, описывает генезис и характерные черты каждого из них, подробно анализирует работы основных выразителей. В книге рассматривается история круга Эранос, дается краткий очерк представлений об эзотерике К.Г. Юнга, М. Элиаде, Г. Шолема, подробно анализируются ключевые труды Ф. Йейтс, У. Эко, Дж. Уэбба, А. Февра, В. Ханеграафа, К. фон Штукрада, А. Верслуйса, Дж. Крайпла, И. П. Кулиану. Немалое место отводится описанию культурно- исторических реалий, в условиях которых разворачивается исследование марги- нальной религиозности в ХХ – начале ХХI в. Книга в первую очередь адресована религиоведам, культурологам и историкам, но может быть рекомендована и всем интересующимся интеллектуальной истори- ей и историей религиоведения, равно как и широкому кругу читателей, желающих разобраться в том, что такое эзотерика и оккультизм.
Аннотация: Как в современном мире термин «духовность» соотносится с понятием «религия»? Чем отличается понимание «духовности» у теологов, социологов, религиоведов в англо-, немецко-, русскоязычной научной литературе? В данной монографии анализируется, почему старый дискурс «духовности как элемента религии» сменяется дискурсом «духовности как не-религии». Этот процесс связан и с более общими тенденциями, в особенности с секуляризацией и приватизацией религии. Следуя за Мишелем Фуко, авторы стремятся показать, как социальная реальность и дискурс духовности определяют друг друга и представлены в теориях и практиках господства и подчинения. Книга предназначена религиоведам, социологам и психологам, теологам, всем интересующимся актуальными тенденциями в науке о религии и современной религиозной ситуацией.
Отечественная и зарубежная психология религии: параллели и пересечения в прошлом и настоящем: Коллективная монография. М., 2017. 252 с.
Аннотация: Настоящая монография представляет результаты коллективного исследования рецепции западной психологии религии в российском контексте. Работа выполнена при поддержке гранта РНФ 14-18-03771 «Современная западная психология религии: адаптация в российском контексте». Организация — адресат финансирования — ПСТГУ. Основной целью работы является теоретико-методологическая рефлексия, направленная на реконструкцию истории теоретических и эмпирических исследований в зарубежной психологии религии и их восприятие в отечественной науке. Авторы рассматривают как когнитивные исследования и новейшие данные нейронаук, так и традиционные образцы психологии религии, такие как работы У. Джеймса и классиков психоанализа. Монография предназначена для специалистов в области психологии, религиоведения и истории науки, она может быть использована в преподавании этих дисциплин; также может представлять интерес для всех, кто интересуется историей и современным состоянием психологии религии в России и за рубежом.
Аннотация: Настоящий сборник составлен по итогам работы секции по исто-рии русской мысли XXV Ежегодной Богословской конференции ПСТГУ. Авторы статей исследуют круг проблем, связанных с идеями и темами, поднимавшимися о. Павлом Флоренским в «Столпе и утверж-дении Истины». Статьи посвящены рассмотрению базовых концеп-ций «Столпа...» и их аспектам, а также выявлению взаимосвязи идей Флоренского с такими направлениями мировой философской мысли, как платонизм, кантианство, лейбницианство. Вопросы, поднятые в «Столпе...», не теряют своей актуальности и в настоящее время, а дис-куссии, развернувшиеся вокруг данной работы почти столетие назад, обозначили ряд проблем, связанных с ее интерпретацией, которые до сих пор не получили разрешения, что в целом открывает широкую пер-спективу перед исследователями. Книга адресована как специалистам, занимающимся философским наследием о. Павла Флоренского, так и всем интересующимся историей русской религиозной мысли.
Данная хрестоматия возникла в результате работы коллектива исследователей и переводчиков в рамках проекта ≪Современная западная психология религии: адаптация в российском контексте≫ (грант РНФ № 14-18-03771, организация-адресат финансирования ПСТГУ). Собрание текстов представителей основных направлений психологии религии последней трети XX — начала XXI века не имеет аналогов в отечественной литературе. Оно призвано познакомить читателя с такими ключевыми для современного изучения религии подходами, как ролевая и атрибуционная теории религии в рамках социальной психологии религии, различные варианты герменевтического и феноменологического подходов, современные психоаналитические концепции религии, различные понимания религии, намеченные в рамках психологии личности, эволюционная и когнитивная психология религии, нейропсихологические подходы, а также с иллюстрациями способов их применения в конкретных исследованиях. Хрестоматия снабжена вводящим в контекст предисловием, биобиблиографическими справками и указателями. Издание предназначено как для исследователей религии — религиоведов, теологов, психологов, — так и для студентов соответствующих специальностей, для всех, кто интересуется религиоведческой проблематикой с психологической точки зрения.