История русского богословия очень тесно переплетается с религиозной философией. В становлении и развитии русской религиозной философии чрезвычайно большую роль сыграла сложившаяся в духовных академиях философская традиция, о постепенном формировании которой можно говорить примерно со второй трети XVII века.
Имея своей мировоззренческой предпосылкой христианское Откровение, духовно-академическая философия основывалась на античной философии и критической рецепции идей современной западной философии. Позаимствовав изначально систему образования в постридентских иезуитских коллегиях, русская духовная школа приняла и основной их философский авторитет – Аристотеля, на основе которого долгое время строились философские курсы. В середине XVIII в. на смену ему приходят Вольф и Баумейстер. Однако решающее значение для оригинального развития русской не только духовно-академической но и философской школы вообще имел устав 1814 года, проект которого был составлен святителем Филаретом, сделавшим сознательный выбор в пользу платонической традиции, назвав ее основоположника «первым столпом истинной философии».
При разнообразии школ и имен в целом можно считать, что русская духовно-академическая философия обладает некоторыми общими чертами. Можно утверждать, что русская духовно-академическая философия была единственной на протяжении всего Синодального периода солидной философской школой в России, тесно взаимосвязанной как с богословием, так и со «свободной» философией своего времени. Между тем, до сих пор многие вопросы, касающиеся этого взаимовлияния и взаимодействия не только не изучены, но и не поставлены. Поэтому в рамках данного направления открывается большое пространство как для исторических исследований, так и для изучения собственно взаимодействия богословской и философской составляющей в трудах русских религиозных мыслителей.
На первом этапе приоритетными задачами данного направления являются: выяснение роли и значения влияния свт. Филарета на становление и развитие русской религиозной философии ХIХ - начала ХХ вв.; изучение трудов русских религиозных философов, повлиявших на русское богословие ХIХ - начала ХХ вв. и оценка этого влияния; работа с материалами архива одного из наиболее выдающихся русских богословов и философов ХХ в. свящ. П. Флоренского.
В рамках выполнения проекта продолжается работа с материалами из Архива свящ. П. Флоренского, была прокомментирована и опубликована его переписка с В. Ф. Эрном, прокомментированы и опубликованы его богословские работы, относящиеся к периоду 1902-1909 гг., а также подготовлены к публикации некоторые другие неизвестные или малоизвестные материалы.
Анализируются философские концепции П. А. Флоренского и их влияние на последующее развитие русского богословия. Были начаты исследования богословского наследия свт. Филарета Московского в контексте ряда экклесиологических концепций XIX в. (В. С. Соловьев. Е. Аквилонов), имяславческой полемики начала ХХ в. и философских разработок темы Имени Божия (П. Флоренский, С. Булгаков).
По теме проекта в рамках XXIX Ежегодной богословской конференции ПСТГУ 6 ноября 2018 г. была организована и проведена секция «Взаимовлияние и взаимодействие русской религиозной философии и русского богословия второй половины XIX – начала ХХ вв.», на которой выступили 17 докладчиков из ПСТГУ, Санкт-Петебургской духовной академии, Института философии РАН, МГУ, Московского худождественно-промышленного института, Московского педагогического государственного университета, Костромского государственного университета, Казанского федерального университета и Александровского института Университета в Хельсинки (Финляндия).
Руководитель проекта представлял результаты своих исследований на философских и богословских конференциях в Москве, Санкт-Петербурге (в том числе в МДА и СПбДА), Минске, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Казани, Иваново, в Горно-Алтайске (заочное участие), в Благовещенске (заочное участие), а также на зарубежных конференциях в Кальяри (2017), Риме (2018) и в Кракове (2018).