А. А. Кострюков
С. Н. Баконина. Фотограф Marijana Petrovic.
1 /
Сотрудники Научно-исследовательского отдела новейшей истории Русской Церкви приняли участие в международной конференции в Белграде

Конференция была организована Архивом Сербской Православной Церкви и Свято-Троицкой семинарией в Джорданвилле. Заседания конференции проходили в конференц-зале гостиницы «Энвой» в Белграде и в Духовной семинарии в Сремских Карловцах. Приветствия в адрес конференции направили Сербский патриарх Порфирий, митрополит Киевский и Галицкий Онуфрий. Со словами приветствия к участникам конференции обратился присутствовавший на всех заседаниях митрополит Берлинский и Германский (РПЦЗ) Марк (Арндт).

О важности конференции в своих приветствиях сказали ее непосредственные организаторы – доктор PhD, профессор Свято-Троицкой духовной семинарии диакон Андрей Псарев (РПЦЗ) и директор архива Сербской Церкви Р. Пилипович.

Научная часть конференции была открыта докладом кандидата исторических наук А. В. Попова (РГГУ), который рассказал о материалах по истории РПЦЗ в отечественных архивах.

Проректор Киевской духовной академии кандидат исторических наук В. В. Бурега посвятил свое выступление кратковременному, но наполненному событиями служению митрополита Антония (Храповицкого) на Киевской кафедре. В докладе были рассмотрены отношения будущего главы РПЦЗ с гетманом Украины П. Скоропадским, о взглядах архипастыря на автокефалию Украинской Церкви.

Кандидат исторических наук Ю. А. Бирюкова (Донской государственный университет) рассказала о деятельности Юго-восточного Собора 1919 г., ставшего неким преддверием создания РПЦЗ, а также о деятельности Первого Всезарубежного (Карловацкого) Собора.

Тема была продолжена кандидатом исторических наук протоиереем Димитрием Олиховым (Омский государственный университет). Докладчик рассказал о церковных совещаниях Сибири, также повлиявших на организацию церковной жизни за границей. Протоиерей Д. Олихов отметил большую трудность направления своих исследований – в отличие от Собора на Юго-востоке России, документы которого сохранились, материалы Сибирского Собора 1918 г. и Сибирского ВЦУ полностью утрачены.

Дистанционно был заслушан доклад доктора исторических наук М. В. Шкаровского (ЦГА Санкт-Петербурга) об отношениях РПЦЗ и Германии в годы Второй мировой войны.

Эта тема была развита в докладе кандидата исторических наук И. В. Петрова (Санкт-Петербургский государственный университет), который рассказал о контактах РПЦЗ с духовенством, находившимся на оккупированных советских территориях.

Отдельное направление истории Русской Зарубежной Церкви – формирование ее канонического права. Этой теме было посвящено несколько докладов.

Протоиерей Александр Задорнов (МДА) рассказал о канонической оценке РПЦЗ канонистом С. В. Троицким. Докладчик обратил внимание на то, что С. В. Троицкий в течение жизни менял свои взгляды, в том числе и на церковную жизнь в диаспоре. До конца 1930-х гг. канонист был убежден, что Югославия может признать РПЦЗ на своей территории несмотря на существование в стране Сербской Церкви. Вывод                         С. В. Троицкого к концу жизни был следующим: вопрос об организации Поместных Церквей на новых территориях должен решаться не в соответствии с диптихами, а по апостольскому принципу, то есть в зависимости от того, какая Церковь обладает реальной возможностью миссии.

Священник Йован Марьянац (магистр богословия, секретарь Канадской епархии Сербской Православной Церкви) также посвятил свое выступление взглядам С. В. Троицкого, в частности тому факту, что в зависимости от церковных и политических веяний он менял свои взгляды. Более того, часто в работах канониста виден явный заказ начальства. Ярким примером является его взгляд на второбрачие духовенства. Со взглядом на Русскую Зарубежную Церковь произошло то же самое – в монархической Югославии он был ее активным сторонником, при коммунистах превратился в противника.

С докладом «Дальневосточный церковный округ как альтернатива Высшему церковному управлению за границей» выступила С. Н. Баконина (ПСТГУ). Исследовательница обратила внимание на то, что после известного указа № 362 (ноябрь 1920 г.) на Дальнем Востоке стоял вопрос о создании автономного церковного управления. В 1922 г. дальневосточный Земский Собор, председателем которого заочно был объявлен патриарх Тихон, обращался к Поместным Церквам с просьбой возвысить голоса в защиту гонимой Церкви. Не исключено, что в последующие годы Дальний Восток мог стать прибежищем и для Архиерейского Синода РПЦЗ.

24 ноября конференция продолжила свою работу в духовной семинарии в Сремских Карловцах. Темой второго дня стали взаимоотношения РПЦЗ с Сербской Церковью, а также проблемы русской эмиграции в Югославии.

Дистанционно был заслушан доклад иерея Неманьи Мрдженовича (Православный институт свв. Кирилла и Мефодия, Австралия) о сложных взаимоотношениях РПЦЗ с Австралийской епархией Сербской Церкви.

С. Петрович (Белградский университет) рассказал о связях, которые поддерживал с клириками Русской Зарубежной Церкви святитель Николай (Велимирович).

Кандидат исторических наук Ю. В. Данилец (Ужгородский национальный университет) посвятил доклад миссии РПЦЗ в Подкарпатской Руси. Проблема была довольно серьезной – к сожалению, на этой территории Зарубежная Церковь порой соперничала с Сербской Церковью, распространявшей на этот регион свою юрисдикцию. В докладе были освещены и интересные факты из жизни закарпатского миссионера и исповедника преподобного Алексия (Кабалюка).

Отдельным аспектам отношений русского духовенства с Сербской Церковью были посвящены доклады доктора PhD Р. Пилиповича (Архив Сербской Церкви) и доктора исторических наук В. И. Косика (Институт Славяноведения РАН, Москва).

Доктор исторических наук А. Ю. Тимофеев (Белградский университет) посвятил доклад судьбам русских приходов в Югославии в 1944 – 1945 гг. Судьба пастырей, как и практически всего русского мужского населения была тяжелой – после прихода к власти в Югославии И. Броз-Тито аресты были массовыми. Среди пострадавших были и священники – Алексий Крыжко и Владислав Неклюдов. Последний, по версии титовских спецслужб, покончил жизнь самоубийством.

Работа второго дня конференции завершалась презентацией книги кандидата исторических наук С. В. Шумило «Церковь мучеников: гонения за веру и Церковь в ХХ столетии», изданной Киево-Печерской лаврой в 2020 г.

Третий день работы конференции проходил в конференц-зале гостиницы «Энвой» в Белграде и был посвящен истории Русской Зарубежной Церкви в период после окончания Второй мировой войны.

С докладом об отношениях РПЦЗ и белорусских архиереев дистанционно выступил кандидат богословия проректор Минской духовной академии А. В. Слесарев.

А. А. Кострюков (ПСТГУ) рассказал об отношениях Архиерейского Синода РПЦЗ и мирянских организаций при митрополите Филарете (Вознесенском). Автор доклада обратил внимание на то, что период 1960 – 1980-х гг. был отмечен постоянными конфликтами между священноначалием и церковными «низами». Иной раз дело доходило до судебных разбирательств. Наиболее известным конфликтом стал так называемый «бунт мирян» в Сан-Франциско, заложником которого стал святитель Иоанн (Максимович).

Кандидат исторических наук С. В. Шумило (Институт истории Украины НАН Украины) посвятил выступление нелегальным связям между РПЦЗ и катакомбными общинами на советских территориях в 1970 – 1980-е гг. Исследователь отметил, что несмотря на обилие оппозиционных приходов, катакомбное движение не было единым и помимо замечательных пастырей в нем находились и авантюристы. Русской Зарубежной Церкви было нелегко разобраться в ситуации. Тем не менее для нормализации церковной жизни РПЦЗ все же решила поставить архиерея для русских катакомб – епископа Лазаря (Журбенко).

Проблемам отношений Русской Зарубежной Церкви с Православной Церкви в Америке выступили магистр богословия священник Николай Костур (Сербская Православная Церковь) и директор архива Православной Церкви в Америке А.П. Либеровский.

Современному положению РПЦЗ и ее перспективам было посвящено три последних доклада конференции. Диакон Пол Сиверс посвятил выступление миссионерству в Америке.

Диакон Виталий Пермяков (Свято-Владимирская семинария) выступил с интересным докладом о литургических особенностях и традициях Русской Зарубежной Церкви, а также о расхождениях с практике с Московским Патриархатом. Особое место исследователь посвятил возрождению Литургии апостола Иакова, которое началось в Русской Зарубежной Церкви в 1930-е гг.

Диакон Андрей Псарев в своем докладе рассказал о взглядах РПЦЗ на проблему соборности. В докладе была прослежена преемственность Зарубежной Церкви с традициями Всероссийского Собора 1917 – 1918 гг.

Доклады конференции в скором времени будут опубликованы в специальном сборнике.