Сотрудники ПСТГУ приняли участие в научно-практической конференции «История страны в судьбах узников Соловецких лагерей»

28-30.06.2023 на Соловках состоялась Восьмая научно-практическая конференция «История страны в судьбах узников Соловецких лагерей», организованная Соловецким музеем-заповедником, Соловецким Спасо-Преображенским ставропигиальным мужским монастырем и Православным Свято-Тихоновским гуманитарным университетом.

ПСТГУ был представлен профессорами кафедры церковной истории священником Александром Мазыриным и Наталией Юрьевной Суховой, а также старшим научным сотрудником отдела новейшей истории Русской Церкви Татьяной Ивановной Шевченко.

Открыл конференцию наместник Соловецкого монастыря и директор Соловецкого музея-заповедника епископ Озерский Порфирий (Шутов). В ходе заседаний прозвучало более двадцати докладов, касавшихся как истории Соловецких лагерей в целом, так конкретных судеб его узников. Заключительный день работы конференции полностью был посвящен подвижникам православной веры, пострадавшим на Соловках.

Доклад священника Александра Мазырина был посвящен возглавлявшему в первой половине 1930 года сонм заключенных в Соловецком лагере особого назначения православных иерархов епископу Гомельскому Тихону (Шарапову, 1886–1937). В основу доклада положены неопубликованные свидетельства лично близкого епископу Тихону церковного историка Михаила Ефимовича Губонина (1907–1971), а также материалы следственных дел Преосвященного. Среди сотен замечательных русских иерархов-мучеников и исповедников ХХ века епископ (или, по некоторым сведениям, архиепископ) Тихон (Шарапов) по-своему уникален. Оказавшись в результате военно-революционных потрясений рубежа 1910–1920-х годов вне России и имея возможность неплохо устроиться за границей (ему предлагали архиерейство в Чехословакии), он не стал этого делать, вернулся в сане архимандрита на Родину к святому Патриарху Тихону незадолго до его кончины, был посвящен во епископа, после чего лишь полтора месяца провел в своей епархии, а основную часть времени – в тюрьмах, ссылках, лагерях, включая Соловецкий, кончив жизнь мученически в кровавом 1937 году. При этом соловецкий период биографии епископа Тихона, хотя он пробыл в заключении на архипелаге более двух с половиной лет, в историографии до сих пор практически не освещен. Между тем, по его собственному свидетельству, сохраненному М. Е. Губониным, епископ Тихон в течение полугода был первенствующим православным соловецким архиереем, после того как до него таковыми в 1920-е годы побывали архиепископы Евгений (Зернов), Прокопий (Титов), Петр (Зверев) и Борис (Шипулин).

Н. Ю. Суховой был представлен доклад «Благодарил Бога, приведшего его на Соловки: соловецкий узник протоиерей Михаил Митроцкий». Доклад продолжил цикл ежегодных докладов, посвященных соловецким узникам – выпускникам духовных академий. Автор подчеркнула, что жизненный путь протоиерея Михаила Митроцкого был крайне непрост, а порой казался противоречивым: его считали и «прогрессивным священником», и «монархистом», и «черносотенцем»; он был и «школьным богословом», занимавшимся христологией святителя Кирилла Александрийского, и активным миссионером-практиком; активным членом Государственной Думы IV созыва и участником и организатором всех форм православного религиозного просвещения – как до, так и после 1917 года; наконец, узником Соловецкого лагеря и Свирлага. Неоднозначно оценивалось и оценивается отношение отца Михаила к линии и деятельности митрополита Сергия (Страгородского). В результате исследования Н. Ю. Сухова выделила две доминирующие черты в воззрениях протоиерея Михаила, определявшие его служение и письменные труды: 1) пристальный интерес к историческому бытию Церкви в конкретных идейных, культурных, общественных условиях и всяческие усилия по организации и сохранению этой жизни в максимально полноценном состоянии; 2) понимание особой важности проявления в этом историческом бытии Церкви святости, препобеждающей все исторические условия, даже самые драматические и бедственные. Именно вторая черта определяла и благодарность отца Михаила Богу, «приведшему его на Соловки», где «могилы тысяч праведников» и где есть возможность молиться «перед иконами, на которые крестились угодники и подвижники», и надеяться на очищение и торжество Церкви через подвиг и славу новых святых – новомучеников. В процессе испытаний, павших на долю отца Михаила, он пришел к выводу: именно святость, которая стяжается только непоколебимым исповеданием веры Христовой даже до смерти, являет ту истинную ценность, к которой и стоит стремиться.

В докладе Т. И. Шевченко была освещена тема побега из Соловецких лагерей особого назначения в Финляндию во второй половине 1920-х годов с акцентом на судьбе одного из беглецов – Николая Ивановича Егорова, будущего архимандрита Димитрия. Он основал несколько скитов в Америке и скончался в 1992 году в Калифорнии. Родился в 1907 году в Шацке, попал в Соловецкий лагерь в 1925-1926 годы, откуда со второй попытки бежал зимой 1927 года. До 1935 года проживал в Валаамском монастыре, в 1935 году переехал во Францию, в 1948 – в США.

По сложившейся традиции доклады очередной конференции «История страны в судьбах узников Соловецких лагерей» планируется опубликовать в соответствующем сборнике.

Вас могут заинтересовать :

 Абитуриентам бакалавриата/специалитета  Абитуриентам магистратуры