Работа секции была открылась кратким приветственным словом заместителя заведующего Отделом новейшей церковной истории ПСТГУ, доктора церковной истории, кандидата исторических наук священника Александра Мазырина.
С первым докладом выступил митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор. Выступление было посвящено жизни Смоленской епархии при епископе Иннокентии (Сокале). Преосвященный докладчик кратко рассказал о его жизненном пути, который во многом прошел в эмиграции. Более подробно в докладе были освещены годы его архиерейского служения, которые совпали с хрущевскими гонениями на Церковь. Как и по всей стране, в Смоленской епархии закрывались храмы, сокращалось количество духовенства. Тем не менее, весьма показательно, что количество закрытых церквей на Смоленщине было меньше, чем в среднем по стране. Если в 1958 – 1964 гг., Русская Церковь потеряла около половины храмов, то в Смоленской епархии было закрыто только 30 процентов. Кроме того, удалось отстоять и кафедральный собор в центре Смоленска, который был даже отремонтирован. Автор доклада объясняет относительное благополучие епархии тем, что правящий архиерей, как реэмигрант, поддерживал связи с русским рассеянием, и уполномоченные опасались, что сведения об их излишнем усердии быстро распространятся за границей. Кроме того, сам епископ Иннокентий постоянно заявлял о своей лояльности советскому строю и полной его поддержке.
Следующий доклад был подготовлен научным сотрудником Отдела новейшей истории РПЦ О. Н. Ефремовой, которая рассказала о положении Церкви в 1905 – 1915 гг. В основу доклада легли дневники митрополита Арсения (Стадницкого). В них были отражены самые разные события, однако докладчица остановилась на одном из направлений, а именно на формах антицерковной деятельности всевозможных революционеров. Известно, например, что в эти годы произошел целый ряд покушений на духовенство, некоторые из покушений были успешны. Как должен вести себя священнослужитель, опасающийся теракта? Докладчица ответила на этот вопрос примером из жизни епископа Гермогена (Долганева). Узнав, что революционеры готовят его убийство, святитель стал ездить в открытой коляске, показывая, что не боится мученической смерти. Это повысило авторитет святого, и террористы поняли, что преступление усилит народную ненависть против них. План пришлось отменить. В докладе нашли отражения и печальные события в Грузии. Оскорбления, угрозы и даже убийства пастырей, чью позицию считали пророссийской, стали частым явлением. Не менее печальным было и положение во многих российских семинариях, где также кипели бунтарские настроения, порой приводившие к трагедиям.
Научный сотрудник Отдела новейшей истории кандидат исторических наук К. В. Ковырзин рассказал об актуальном для Русской Церкви начала ХХ века вопросе о содержании духовенства и разделении доходов. Вопрос этот был столь важен, что обсуждался даже на Поместном Соборе 1917 - 1918 гг.
Помимо экономических проблем важными для Церкви были и проблемы духовного просвещения. Этот вопрос затронул в своем выступлении научный сотрудник Отдела новейшей истории РПЦ кандидат исторических наук А. А. Борисюк. Революционная катастрофа 1917 года разрушила систему духовного образования, и некоторое время заниматься просвещением пришлось приходам. Естественно, богоборческая власть всеми способами препятствовала Церкви. Если изначально большевики говорили только об отделении школы от Церкви, то в 1920 году был введен полный запрет на преподавание Закона Божия несовершеннолетним. А с 1923 года образовательная деятельность Церкви окончательно ушла на нелегальное положение.
Профессор Нижегородского государственного университета, доктор исторических наук А. А. Корнилов принял участие в работе секции дистанционно. Докладчик рассказал о жизни Гросс-Гессенского викариатства Германской епархии Русской Зарубежной Церкви в 1946 - 1949 годы. Викариатство состояло из 14 приходов, центром его был Висбаден, а управляющим - епископ Филофей (Нарко). Автор обратил внимание, что в отличие, например, от Северо-Германского викариатства, просветительская и общественная деятельность в Висбадене буксовала. Одной из причин тому были постоянные конфликты, интриги и финансовые трудности. При этом епископу Филофею предлагали уйти из РПЦЗ и возглавить белорусские приходы, преобразованные в автокефальную структуру. Епископ Филофей такие предложения в итоге отверг.
Научный сотрудник Отдела новейшей истории РПЦ, кандидат исторических наук, кандидат богословия Т. И. Шевченко рассказала в своем докладе о переписке, которую в 1920 - 1930-ее гг. вели с Валаамом русские клирики, находившиеся во Франции. Это были архимандрит Афанасий (Нечаев), протоиерей Симеон Солодовников и иеромонах Стефан (Светозаров). Пастыри обсуждали с валаамскими монахами самые разные вопросы - проблемы календаря, юрисдикционные разногласия, жизнь на родине.
Живой интерес и продолжительную дискуссию вызвал доклад научного сотрудника Отдела новейшей истории РПЦ, кандидата химических наук диакона Михаила Гара. Докладчик посвятил выступление «Беседам двух друзей» - одному из документов церковной полемики конца 1920-х гг. Отец Михаил обратил внимание, что ни один из документов такого рода не содержит такого обильного количества ссылок на святых отцов и материалы церковной истории, как «Беседы двух друзей». По мнению докладчика, автором этого доклада является иеромонах Александр (Носков), причем вполне возможно, что ему принадлежат и другие полемические материалы тех лет. Автор «Беседы» считал, что все вопросы можно решить в духе любви, и настаивал, что Церковь, как и человек, переживает разные возрасты. В древности она пережила гонения, затем были ереси, ныне же настал этап, когда богоборцы борются с Церковью руками иерархии, согласившейся на компромиссы.
Тему выживания иерархии в условиях гонений продолжил доктор исторических наук, доктор церковной истории протоиерей Алексий Марченко (ОЦАД), рассказавший об отношениях между патриархом Сергием и архиепископом Алекандром (Толстопятовым). Архипастырь происходил из дворянской семьи, был морским офицером, участвовал в Русско-японской войне. К «Декларации» митрополита Сергия преосвященный Александр отнесся отрицательно, но разрывать отношения с заместителем местоблюстителя не стал и даже был рукоположен им во епископа. Епископ Александр прошел через аресты и лагеря, после войны занимал кафедру в Перми. В докладе были отражены споры между патриархом Сергием и архиепископом Александром, который был не согласен с принятием в Церковь обновленцев. Интересными были сообщенные в докладе сведения о служении в Перми принятого из обновленческого раскола лжеепископа Сергия (Ларина), который в течение нескольких месяцев заново прошел степени посвящения, став в результате каноничным архиереем Русской Церкви.
Доклад кандидата исторических наук К. Г. Аристовой (Пензенская духовная семинария) был посвящен служению священномученика Иоанна (Поммера) на Латвийской кафедре, прежде всего, его деятельности по легитимизации Латвийской Церкви. В ходе последовавшей дискуссии участники и гости конференции в очередной раз подняли вопрос о расследовании убийства архиепископа Иоанна. По мнению докладчицы, на протяжении долгого времени изучающей жизнь святителя, его убийцами были местные левые, однако установить заказчика преступления до сих пор не удалось.
В докладе аспиранта ПСТГУ Г. В. Бартенева был отражен малоизученный вопрос церковной смуты в Сталинградской епархии в середине 1940-х годов. По всей видимости, конфликт был спровоцирован местным уполномоченным по делам РПЦ Косицыным в интересах местных структур НКВД.
Научный сотрудник Отдела новейшей истории РПЦ Д. В. Павлов рассказал о неизвестных страницах из жизни архиепископа Ермогена (Голубева). Этот архипастырь хорошо известен как ревностный защитник интересов Церкви в годы хрущевского и брежневского правления. Однако не все в его биографии исследовано. Д. В. Павлов, исследовав неопубликованные письма архипастыря, пришел к выводу, что его епископская хиротония могла не состояться: слишком неудобным для безбожной власти был этот подвижник. К архиерейству отца Ермогена привела цепь обстоятельств, в том числе и печальных. По неизвестным пока причинам епископ Астраханский Филипп (Ставицкий) поспособствовал увольнению архимандрита Ермогена из Астраханской епархии. Будущий архипастырь даже размышлял об уходе на покой и уединенной монашеской жизни. В Троице-Сергиевой лавре отец Ермоген познакомился с архимандритом Гурием (Егоровым), который вскоре был назначен на архиерейскую кафедру в Ташкент. К новому месту служения архипастырь взял и архимандрита Ермогена. В Средней Азии впоследствии и началось его архиерейское служение - в 1953 году он был назначен на Ташкентскую кафедру вместо переведенного в Саратов епископа Гурия.
Конференция завершилась выступлением иеромонаха Алексия (Годлевского) (ОЦАД) о Почаевской лавре в годы хрущевских гонений. Докладчик рассказал о политике в отношении монастырей, принятой в эти годы, о попытках закрытия обители и об отношении к трагедии церковного руководства.
Практически все доклады, прозвучавшие на конференции, вызвали интересные дискуссии. Доклады планируется издать в специальном сборнике.
{PROG}