Формирование концепции личного духа, защита свободы творчества, появление научной психологии и светской этики – во многом следствия атомизации жизни, в которой когда-то внутреннее и внешнее, общее и частное, церковное и государственное отражались одно в другом. И даже органистические теории романтиков предстают перед нами скорее как символы тоски по прошлому, чем как реальное преодоление центробежных тенденций времени.
К концу ХХ века классические варианты теории секуляризации практически исчерпали свой эвристический потенциал, они оказались неприменимыми для исследования процессов десекуляризации и контрсекуляризации, проявившихся в это время в различных странах. Проект является продолжением проекта «Деревенские святыни».
Проект предполагает исследование взаимоотношений Русской Православной Церкви (Московского Патриархата и русского церковного зарубежья) с другими Поместными Церквами в 1917–1945 гг., выявление основных церковно-политических и экклезиологических факторов, влиявших на них, определение основных проблем межцерковных отношений в рассматриваемый период и оценка путей и результатов разрешения этих проблем.
Духовное образование, то есть, целенаправленная подготовка священнослужителей, миссионеров, проповедников во все времена составляло одну из важнейших сторон исторического бытия Церкви: здесь проходила подготовка пастырей.
Бытие Церкви в мире – факт, с богословской точки зрения, не подвергающийся сомнению. Однако в разные периоды истории православная церковная мысль в разной степени нуждалась в риторическом обозначении своих границ
Митрополита Московского Филарета (Дроздова, 1782–1867) не зря называют "богословским камертоном эпохи". Его мысль отличалась чувствительностью к вызовам современности.
Традиционно историография истории Русской Церкви рассматривает XVIII – начало XX вв. в качестве монолитного “синодального” периода.
В рамках проекта планируется двуязычное издание первой серии полного собрания сочинений блж. Августина. Общая цель проекта — познакомить русскую аудиторию с богатым духовным, богословским и философским наследием блж. Августина, оказавшего влияние на западную христианскую культуру.
Проект осуществляется совместно сотрудниками кафедры современных проблем философии РГГУ и кафедры философии и религиоведения ПСТГУ.
История русского богословия очень тесно переплетается с религиозной философией. В становлении и развитии русской религиозной философии чрезвычайно большую роль сыграла сложившаяся в духовных академиях философская традиция, о постепенном формировании которой можно говорить примерно со второй трети XVII века.