Меню
Университет
  • Ректор
  • Об Университете
  • Небесный покровитель ПСТГУ
  • Сведения об образовательной организации
  • Правовая информация
  • Благотворителям
  • Оплата онлайн
  • Телефонный справочник
  • Контакты
  • Кандидатский диссертационный совет по богословию
  • Ученый совет
  • Храмы
Оплата и реквизиты
Студенческий совет
Управление по стратегическому развитию
Абитуриентам
  • Образовательные программы
  • Консультации абитуриентов
  • Дни открытых дверей
  • Богословские курсы и доп. образование
Факультеты и институты
  • Богословский факультет
  • Факультет церковных художеств
  • Факультет церковного пения
  • Историко-филологический факультет
  • Факультет информатики и прикладной математики
  • Факультет дополнительного образования
  • Институт дистанционного образования
  • Богословский институт
  • Хоровое училище
Теология
  • Теология в России
  • УМО по теологии
Научная деятельность
  • Объединённый докторский диссовет по теологии
  • Основные результаты научной работы
  • Центры и лаборатории
  • Конференции
  • Научные издания
  • Конкурсы ПСТГУ
  • Аспирантура ПСТГУ
  • Научные проекты
  • Научные контакты и события
  • Календарь мероприятий
  • В помощь научному исследователю
Воспитательная работа
Социальная и миссионерская работа
  • Отдел по социальной работе со студентами
  • Отдел внеучебных программ
  • Миссионерский центр
  • Экологический клуб ПСТГУ Люмус
Добровольческий корпус
Общежитие
Центр инклюзивного образования
  • Доступная среда
  • Технические средства и оборудование для инвалидов
  • Тьюторство
  • Профориентация и трудоустройство
  • Преподавателям
Управление по международной работе
  • Отдел по работе с иностранными гражданами
  • Отдел организации международных проектов
Миссионерские поездки
  • Видеоматериалы
  • Фотографии
  • Интервью с участниками поездок
  • Статистика миссионерских поездок
Издательство
Интернет-магазин
Библиотека
Художественные мастерские
База данных за Христа пострадавшие
База данных Иконография восточно-христианского искусства
Церковно-археологический музей
  • О музее
  • Положение о ЦАМ
  • Виртуальный музей
  • Сотрудники
  • Новости
  • СМИ о музее
Соборная палата
  • Историко-культурный и просветительский центр ПСТГУ
  • Концерты
  • Лекторий
  • Фестивали
  • Выставки
  • Галерея
  • Календарь
Поиск
Богословский факультет
Версия для слабовидящих
Меню
  • Главная
  • Факультеты
  • Богословский факультет
  • Наука
  • Проекты факультета
Меню раздела
  • О факультете
    • Общие сведения
    • Декан
    • Образовательные программы
    • Выпускники
    • Страница памяти
  • Абитуриентам
  • Кафедры
    • Кафедра библеистики
    • Кафедра систематического богословия и патрологии
    • Кафедра общей и русской церковной истории и канонического права
    • Кафедра практического богословия
    • Кафедра философии и религиоведения
    • Кафедра социальной работы
    • Кафедра древних языков и древнехристианской письменности
    • Кафедра восточно-христианской филологии и восточных Церквей
    • Кафедра миссиологии
    • Кафедра иностранных языков
  • Научные центры
    • Научный центр истории богословия и богословского образования
    • Отдел новейшей истории Русской Православной Церкви
    • Научная лаборатория «Социология религии»
    • Лаборатория исследований церковных институций
  • Проекты
  • Конференции
  • Издания
    • Филаретовский альманах
  • Контакты

Августиновский проект

О проекте

Знаменитый богослов латинской традиции блаженный Августин, епископ Иппонийский, имел и имеет очень большое значение для русской богословской традиции.   
Несмотря на резкое разграничение католической и протестантской традиций, произошедшее в XVI в., XVII в. был характерен надконфессиональностью богословских течений. Несмотря на разнообразие этих течений, их можно объединить общим именем «августинизма». 
Это объясняется тем, что антропоцентрические тенденции эпохи, невольно напоминающие о древней ереси Пелагия, неизбежно заставляли обратиться к авторитету главного борца с пелагианством – блаженного Августина. 

Кроме того, так как у Августина понятие христианской благодатной любви – caritas – стояло в центре его учения о Церкви и спасении, то именно оно позволяло преодолеть односторонность вопросов, разделявших католиков и протестантов: о спасении делами или верой.

Наконец, характерной чертой и потребностью времени было общее обращение к отцам, к истокам. В результате сложилось, по меньшей мере, три крупных интеллектуально-богословских течения эпохи, так или иначе в своих исходных пунктах апеллировавших к авторитету автора «Исповеди»: янсенизм и фенелонизм в католичестве и пиетизм в протестантизме. 

Именно в них предлагались ответы на главный вопрос эпохи: как возможно истинное христианство в расцерковленном секулярном мире. Все эти течения в той или иной степени оказали влияние на русскую традицию, ибо реалии, появившиеся в нашем отечестве в XVIII в., поставили Русскую Церковь перед лицом проблем, уже знакомых западному христианству. И точно так же, как и на Западе, в русской традиции оказался востребован блаженный Августин. 

Одним из первых русских августинистов был преосвященный Феофан (Прокопович), которого можно считать основателем русского научного богословия. Его принято считать «православным реформатом», однако, как представляется, гораздо правильнее было бы именовать его августинистом. Безусловно, именно августинизм, почерпнутый преосвященный Феофаном, очевидно, в годы римской молодости, много значил для его богословия, парадоксальным образом уживаясь с гуманистическими парадигмами эпохи.

В Духовном регламенте – документе, во многом определившем развитие «школьного» богословия в России в XVIII в., - блаженный Августин указан как один из наиболее важных древних учителей Церкви. Особо отмечены необходимые для формирования мировоззрения молодого богословия писания блаженного Августина «о Тройческой тайне» и «о Божестве Сына Божия», а также «о грехе первородном и о благодати Божией», изложенные «во многих книгах на Пелагианы». 

Эта школьная выучка имела результаты. Так, святитель Тихон Задонский, изучавший блаженного Августина в школе, через лекции преосвященного Феофана и труды предтечи пиетизма – Иоганна Арндта, - в своем «Истинном христианстве» во многом следует августиновским мотивам последнего, хотя и интерпретирует их по-своему. 

Не прошел мимо идей и блаженного Августина, и августинианских течений XVII столетия крупнейший русский богослов святитель Филарет Московский. Именно в его наследии мы находим и догматически-безупречную рецепцию фенелонова учения о чистой любви, оригинальное преобразование известной триадологической формулы епископа Иппонийского и самобытное развитие его экклесиологических идей в вопросе о границах Церкви. 

Не менее важным и значимым явилось августиново наследие и для «богословия мирян», бурное развитие которого является характерной чертой русской традиции XIX в. Влияние богословия блаженного Августина на богословские работы славянофилов осуществлялась как непосредственно, так и через сочинения принадлежавшего к янсенистскому кругу Блеза Паскаля и исследователя экклесиологии древней Церкви И. Мёлера.

По-своему те или иные черты наследия блаженного Августина преломились и в богословских трудах святителей Игнатия Брянчанинова, Феофана Затворника и других значимых авторов эпохи.

Параллельно шел и процесс научного изучения трудов блаженного Августина. Отдельные статьи, посвященные блаженному Августину, появлялись в конце XVIII – первой половине XIX в., в 1840-1850-х гг., в связи с появлением в духовных академиях отдельной учебной дисциплины «патристики», а в духовных семинариях – «учения об отцах Церкви», этот процесс активизировался. 

В последние же десятилетия XIX и начале XX в. богословские, философские, церковно-исторические исследования, непосредственно посвященные блаженному Августину или связанные с ним, составили целую библиотеку. Внимание авторов привлекали триадология, христология, антропология, сакраментология, психология епископа Иппонийского, его отношения с современными ему богословами: блаженным Иеронимом и другими. 

Однако отдельные монографии, диссертации, статьи нельзя назвать систематическим изучением наследия блаженного Августина, это было лишь началом, но подразумеваемому продолжению не суждено было реализоваться. 

Конечно, для более широкого знакомства русского читателя с богословием блаженного Августина необходим был перевод его творений. Хотя первые упоминания о переводах отдельных трактатов блаженного Августина на русский язык относятся еще к XVII в., традиция «русского Августина» зарождается во второй половине XVIII в. В 1860-х гг. в Киевской духовной академии было начато осуществление проекта по переводу сочинений блаженного Августина на русский язык, современный той эпохе. 

Переводы публиковались с апреля 1864 г. в «Трудах Киевской духовной академии», затем – отдельными томами. Но изданный десятитомник составляет менее одной десятой части от общего объема сочинений блаженного Августина. Поэтому в настоящее время очень остро стоит вопрос о переводе полного корпуса сочинений столь важного для русской богословской и философской мысли автора на современный русский язык.

В последние десятилетия обширнейший корпус творений блаженного Августина вновь привлекает внимание русских исследователей: глубина и сложность богословской и философской мысли требуют нового осмысления, необходима и рецепция «августинизма» во всех его эпохах. Однако основное внимание изучению августиновского наследия уделяют преимущественно философы, для богословов это является заданностью.     

Проект, реализуемый в Научном центре истории богословия и богословского образования, подразумевает, прежде всего, изучение наследия блаженного Августина в русской традиции, то есть, его влияния на труды русских богословов, а также исследований, посвященных блаженному Августину.

Научный центр истории богословия и богословского образования надеется также инициировать перевод и издание полного корпуса творений блаженного Августина на русском языке. Разумеется, реализация этих перспектив подразумевает тесное сотрудничество с другими русскими исследователями и переводчиками, а также с европейскими научными центрами – прежде всего, с римским папским патрологическим институтом «Августинианум».


Руководители и участники

Наталья Алексеевна Кулькова
кандидат филологических наук
доцент
протоиерей Павел Владимирович Хондзинский
доктор богословия, кандидат теологии
доцент, профессор
Наталия Юрьевна Сухова
доктор исторических наук, доктор церковной истории
Антон Владимирович Анашкин
кандидат филологических наук
Наталья Геннадьевна Головнина
Мария Константиновна Стриевская
Грунюшкина Д.А.;
Степанцов С.А.;

Сроки проекта

Дата окончания проекта - 2019 г.

Финансирование

Фонд развития ПСТГУ

Мероприятия по проекту


Конференции:

В рамках Ежегодной богословской конференции ПСТГУ были проведены следующие «Августиновские секции»:

  • Наследие блаженного Августина и его рецепция в западной и восточной традиции (2013).
  • Блаженный Августин и августинизм XVII века (2014)
  • Августинизм XVII века (2015)
  • Августин Гиппонский в философско-богословском и культурном диалоге традиций Востока и Запада (2018)
  • Августиновская секция: Богословский перевод: дух или буква? (2020)

Статьи / Монографии

  • Сборник статей "Блаженный Августин и августинизм в западной и восточной традициях" 
         Содержание:

         Блаженный Августин и его эпоха
  1. П. Б. Михайлов. Богословие истории блж. Августина
  2. A. Р. Фокин. Учение Аврелия Августина о внутреннем слове
  3. Г. Е. Захаров. Полемизируя с блж. Августином: экклезиологические воззрения «арианского» епископа Максимина
  4. Р. Додаро. Священник как кающийся грешник в мысли св. Августина
         Блаженный Августин и Западная традиция
  1. X. Ковальска-Стус. Св. Августин и римское богословие государства
  2. X. Ковальска-Стус. Блаженный Августин в польской системе образования с XIV по XVII столетие
  3. И. С. Редькова. Рецепция учения Августина о граде Божьем в западноевропейской экзегетике первой половины XII века
  4. Д. В. Смирнов. «...Авторитетные мнения Августина могут быть поняты различным образом»: к вопросу о рецепции блаженного Августина в латинской схоластике ХІІІ-ХІV вв.
  5. Ж. Феррероль. Августинизм и богословие во Франции XVII века
         Блаженный Августин и восточная традиция
  1. M. В. Дмитриев. Peccatum originale: был ли возможен диалог Московской Руси с августинизмом?
  2. M. А. Корзо. Блаженный Августин в религиозной книжности Киевской митрополии конца ХVІ–ХVІІ вв.
  3. Прот. Павел Хондзинский. «Тринитарная Церковь»: блаженный Августин и русская экклесиология середины XIX в.
  4. Прот. Павел Хондзинский. Французский августинизм и русские споры о «чистой любви»
  5. Н. Ю. Сухова. Изучение наследия блаженного Августина в высшей духовной школе России (вторая половина XIX – начало XX в.)
  6. Н. Ю. Сухова. Блаженный Августин в кандидатских диссертациях российских духовных академий (1860–1910-е гг.)
  • Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2016. Вып. 5 (72).
        Содержание:

  1. Фокин А. Р. Премудрость Божия как Ars Dei у блж. Августина: между неоплатонизмом и христианством
  2. Хондзинский П. В. Святитель Филарет и блаженный Августин
  3. Сухова Н. Ю. Янсенизм в оценке выпускников Санкт-Петербургской духовной академии: от И. Е. Троицкого к святителю Тихону (Беллавину)
  4. Бежанидзе Г. В. Блаженный Августин и святитель Филарет об участии государственной власти в деле обращения еретиков и раскольников в православие
  5. Головнина Н. Г. Российская псевдо-августиниана в контексте переводческой деятельности XVIII века
  6. Григорьев А. Б. Сочинения блаженного Августина как аргумент в полемическом богословии сер. XVIII в.
  7. Михайлов П. Б. Богословские ответы на вызовы европейского утопизма: некоторые теологические программы первой половины XX в.
  8. Киселева М. С. «Орация при поднесении царевне Софии Алексеевне книги Блаженного Августина “Боговидная любовь”» Кариона Истомина: текст и его контексты
  9. Крылов А. О. «При поданной чрез посланников моих в Киев оказии»: Контакты святителя Димитрия Ростовского с Киевом и Черниговом в 1701–1709 гг.
  10. Лютько Е. И. Протоиерей Александр Васильевич Горский и становление научного богословия в России
  11. Кривощекова В. Н. Ideo ego dixi; papa vigila: письмо св. Колумбана папе Бонифацию.
Прочие публикации:
  • Хондзинский П. прот. Блаженный Августин в русской духовной традиции XVIII в. // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2011. Вып. 1 (33). С. 22-38 
  • Хондзинский П. прот. «Ныне все мы болеем теологией»: из истории русского богословия предсинодальной эпохи. М., 2013.
  • Сухова Н. Ю. Блаженный Августин в киевской духовно-учебной традиции (XIX — начало XX в.) // Труды Киевской духовной академии. № 19. Киев, 2013. С. 189–202
  • Хондзинский П.В., прот. Понятие persona в наследии блж. Августина и персоналистическая концепция В. И. Несмелова // Вопросы философии. 2018. №7. С.187–195. WoS
  • Сухова Н.Ю. «Град Божий» блаженного Августина в интерпретации русского академического богословия 1870-1910-х гг. // Христианское чтение. 2018.
  • Сухова Н.Ю. «Христианская наука» блаженного Августина в интерпретации российской высшей духовной школы // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. № 3. Екатеринбург, 2018. ERIH+
  • Хондзинский П.В., прот. Град или храм? – к вопросу о ключевых понятиях экклесиологических концепций блаженного Августина и святителя Филарета// Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. 2018. № 2. С. 81–96. ERIH+
  • Хондзинский П.В., прот. Концепция церковной истории в работах русских академических богословов первой четверти XIX в.// Христианское чтение. 2018. №5.
  • Хондзинский П. В., прот. Миросозерцание Евгения Николаевича Трубецкого по его магистерской диссертации «Миросозерцание блаженного Августина» // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2018. Вып. 77. С. 11–25. DOI: 10.15382/sturI201877.11-25
  • Хондзинский П., прот. Средневековая проповедь Fortis est ut mord dilectio в контексте августинианской традиции // Вестник РХГА 2018 №3 С. 130 - 139.
Об университете>
  • Сведения об образовательной организации
  • Абитуриенту
  • Правовая информация
  • Благотворителям
  • Оплата онлайн
  • Телефонный справочник
  • Контакты
  • Карта сайта
Наука>
  • Основные результаты научной работы
  • Центры и лаборатории
  • Конференции
  • Научные издания
  • Конкурсы ПСТГУ
  • Аспирантура ПСТГУ
  • Научные проекты
  • Научные контакты и события
Абитуриентам>
  • Образовательные программы
  • Консультации абитуриентов
  • Дни открытых дверей
  • Богословские курсы и доп. образование
Информация>
  • Установить баннер ПСТГУ
  • Установить календарь новомучеников и исповедников
  • Скачать логотип университета
  • Старая версия сайта
  • Поиск
© 2023 ПСТГУ
Информация на сайте носит ознакомительный характер. Продолжая пользоваться сайтом, Вы присоединяетесь к Пользовательскому соглашению. Обработка персональных данных осуществляется ПСТГУ в соответствии с Политикой ПСТГУ в отношении обработки персональных данных и Положением об обработке персональных данных ПСТГУ».