Несмотря на многочисленные исследования экклезиологии, епископата, священства, монашества, агиографии и самой природы святости в византийской письменности, феномен духовной власти в византийском обществе как целостное явление остается еще малоизученным. В то же время, можно говорить о том, что именно наличие такого типа авторитета, который в некотором смысле интегрировал сакральное в социальное, являлся характеристической чертой византийского общества, существенным образом отличающей его от нововременных моделей. Исследование этого опыта, в ряде случаев эталонного с церковной точки зрения, представляется нам необходимым для постановки вопроса о построении церковного социального пространства в настоящее время. Для того, чтобы подступиться к решению этой задачи, видится необходимой базовая гуманитарная работа, предваряющая последующие богословские, философские и исторические штудии.
Основанием для этой работы станет инструментарий базы Thesaurus Linguae Graecae, позволяющий анализировать частоту вхождений ключевых терминов (πρεσβύτερος, ἐπίσκοπος, ἱερεύς, ποιμήν, κλῆρος, οἱ τοῦ βήματος/ἄμβωνος и пр.), выделять значимые контексты и находить интертекстуальные связи.
Предметом нашего интереса является в первую очередь влияние богословской мысли на принципы социального устроения. Таким образом, целью нашего исследования является не анализ историко-событийных процессов общеимперского масштаба, но понимание механизмов существования общества, в котором, помимо семейных и локальных связей и административных институтов разного масштаба (сельского, городского, регионального, государственного), существует еще одна «координата авторитета» — духовная власть (πνευματικὴ προστασία), бывшая важной частью всех уровней византийского общества. Указание на такой тип властных отношений мы видим не только в прямой констатации чьей либо “власти над душами” (προστασία/ἡγεμονία τῶν ψυχῶν), но и, например, в широко распространенной метафоре пастырства (ποιμαντικὴ ἐπιστήμη). Следует указать, что, поскольку этот тип власти вследствие своей сакральной природы имеет отличные от других основания, анализ его роли в обществе и самого общества, организованного в том числе на основании отношений «пастырь-пасомые», требует особенного внимания к богословским интуициям, вне которых его релевантное понимание видится невозможным.
Можно утверждать, что, поскольку в разные периоды истории Византии носители разных социальных статусов именовались «пастырями», можно утверждать, что сакральный авторитет позиции «пастыря» происходит не только, а иногда и не столько от тайносовершительных функций, что особенно очевидно, если речь идет о людях, не принадлежащих клиру. Таким образом, для выяснения природы духовной власти, подразумевающей так или иначе проекцию сакрального на социальное, требуется анализ авторитета «пастыря» в контексте целостного представлений о святости.
Антонов Н. К. "Апология" свт. Григория Богослова и "Шесть слов о священстве" свт. Иоанна Златоуста: проблема связи текстов. Доклад на научно-практической конференции "IX Златоустовские чтения". Москва, 3 февраля 2022 г.