1 /
Древнерусские песнопения прозвучали в университетском храме Живоначальной Троицы в Вишняках

28.04.2023 в Троицком храме Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета состоялось вечернее богослужение, на котором прозвучали песнопения знаменного распева.

Регентовали и пели на богослужении преподаватели кафедры регентования факультета церковного пения.  Многие преподаватели факультета учились знаменному пению у доктора искусствоведения Марии Владимировны Богомоловой. Затем занятия по знаменной нотации с преподавателями проводила заведующая кафедрой регентования Татьяна Ивановна Королева. Чуть позже с некоторыми преподавателями и студентами древнерусским пением занимались знаток знаменного пения Даниил Алексеевич Григорьев и доцент кафедры регентования ФЦП Вероника Юрьевна Григорьевна.  Однако из-за недостатка практики некоторые моменты,  связанные со знаменной нотацией ушли из памяти.

В этом году Татьяна Ивановна Королева предложила преподавателям ФЦП начать заниматься знаменной нотацией с Оксаной Оскенбаевной Серикбаевой: она уже с 2015 года преподает эту дисциплину на факультете церковного пения,  является автором ряда публикаций, посвященных древнерусскому пению. Также Серикбаева организовала и сама приняла участие в трех экспедициях в Рижскую Гребенщиковскую старообрядческую общину. Помимо этого исследователь посещала и другие старообрядческие и единоверческие общины. В данный момент она готовит диссертацию на соискание ученой степени кандидата наук на тему «Воскресные богослужения и двунадесятые праздники в Рижской Гребенщиковской старообрядческой общине: певческий и литургический аспекты». Серикбаева с удовольствием  занимается знаменной нотацией с преподавателями ФЦП.

В рамках учебного курса решили провести,  службу,  на которой звучали песнопения только знаменного распева. Готовить такие службы непросто. Нужно подобрать необходимые песнопения и решить, из какой традиции их заимствовать. Самое лучшее,  конечно,  придерживаться какой-то одной традиции. То есть, можно было бы, например, петь все песнопения так, как это происходит в  Покровском храме на Рогожском кладбище. Или можно было бы придерживаться традиции единоверческого храма Покрова Богородицы в Рубцово. Но по ряду причин осуществить такую задачу сложно. Приходится компоновать репертуар.

На данной службе стихиры пелись на поморские самогласны и подобны. Поморская традиция относится к наонной редакции богослужебных песнопений,  а также включает в себя пение на краткий распев. Поморская традиция воспроизводится старообрядцами -беспоповцами и очень необычна для слуха современных людей. Для распевных песнопений характерно наличие так называемых полугласных. Слово «днесь» в поморской традиции предстает пред нами как "денесе". Гласных в таком варианте слова больше. И каждая из них имеет свой распев. Песнопения данной традиции поются в классе,  но на службу выносятся только в адаптированном виде. Ирмосы канона на службе 28 апреля исполнялись так,  как они изложены в книге Ирмосы Лазаря Филипповича Калашникова.  Это уже наречная редакция богослужебных песнопений. Она более поздняя, чем наонная редакция, и относится к середине  XVII века. В книге Ирмосы Калашникова, изданной в 1912 году, использован дониконовский текст. Готовить такие службы очень познавательно и увлекательно.

При подготовке песнопений на подобен участники службы консультировались со старшим преподавателем кафедры регентования Светланой Анатольевной Коноревой. Светлана Анатольевна в настоящий момент готовит диссертацию на соискание ученой степени кандидата наук на тему «Древнерусские традиции в богослужебной практике прибалтийских старообрядцев-беспоповцев (на примере пения на подобен)». Она дала очень много ценных советов. 

 Участники службы  очень рады были исполнить древнерусские песнопения в любимом храме и хотят проводить такие богослужения почаще. 



{PROG}