1 /
«Их подвигом, их смертью и кровью куплены свободные годы жизни нашей Церкви»

6 февраля в Князь-Владимирском храме Главного здания ПСТГУ почтили память новомучеников и исповедников Российских и совершили поминовение всех усопших, пострадавших за веру Христову в период гонений.

Божественную Литургию возглавил ректор ПСТГУ протоиерей Владимир Воробьев в сослужении духовенства из числа преподавателей университета. За Литургией пели два хора – под управлением Татьяны Ивановны Королевой и священника Алексея Зайцева.

После Литургии отец Владимир произнес проповедь о значении подвига новомучеников и исповедников:

«Поздравляю вас, дорогие братья и сестры, с сегодняшним особенным днем! Поздравляю всех причастников с принятием Святых Христовых Таин!

В этот день во всех храмах Русской Церкви торжественно празднуют память наших великих святых, но для нашего храма эта память особенно значима. Этот храм святого равноапостольного князя Владимира, эту Соборную палату Промысел Божий сделал местом, откуда вышло на свой подвиг великое воинство новых мучеников и исповедников Церкви Русской. Именно здесь во время Собора были почтены молитвой первые мученики – священномученик Иоанн Кочуров, потом священномученик митрополит Владимир (Богоявленский), строитель этого Епархиального дома, а затем многие страдальцы за Церковь и веру Христову. Имена их, умножавшиеся день ото дня, сообщались на Собор, и Собор принял решение – 25 января по старому стилю (это день убиения митрополита Владимира)  или ближайшее воскресенье после него отмечать память всех пострадавших за веру Христову во дни лютых гонений, которые наступили с первых дней революции. Теперь этот день стал днем Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской.

Мы теперь не можем представить себе этот великий подвиг в полной мере. Более того, наша молодежь, молодое поколение, которому посчастливилось уже родиться и вырасти в свободное время, когда Церковь восстанавливалась и строилась, уже не представляет себе те времена и те скорби, те муки, которые пришлось претерпеть их дедам и прадедам.

Как могло начаться гонение на веру здесь, в Русской Церкви, которая почти 1000 лет жила христианской жизнью, была освящена огромным количеством храмов и монастырей, имела множество святых, как могло случиться такое гонение здесь? Это невозможно понять, если не вспомнить, не увидеть, что в последние века в России произошло оскудение веры. Выразилось оно, прежде всего, в том, что русский народ перестал причащаться Святых Христовых Таин. На протяжении последних столетий установился обычай, когда православные верующие люди причащались раз в год. Говели Великим постом и считали, что этого достаточно, – по существу это уже было расцерковлением народа.

Но причины не только в этом. Вся элита нашего общества в канун революции все больше и больше уходила от веры, принимала новые западные учения, революционный дух и атеизм. Выросло целое поколение людей, которые не дорожили не только верой христианской, но и русской культурой, русской историей, не дорожили своими святынями, забыли своих святых. Они были устремлены к той культуре, которая в это время побеждала на Западе, с ее антихристианским желанием противопоставить вере в Бога веру в человека, человека поставить на место Бога, обожествить науку и осудить Церковь, как некое изобретение человеческое, имеющее целью эксплуатировать трудящиеся массы и приобретать себе земные блага. Этот дух все больше и больше распространялся на Руси.

Одновременно с этим в народе распространялась теплохладность, и даже среди священнослужителей нашей Церкви становилось все больше теплохладных людей. Об этом говорит нам страшная история XX века. Когда власти через ВЧК организовали обновленческий раскол в Церкви, то более половины архиереев русских перешли в этот раскол, предав Патриарха Тихона, предав Церковь. Тогда сбылись слова преподобного Серафима Саровского, который говорил, что придет время, когда нечестие архиереев русских превзойдет нечестие архиереев греческих. Очень много епископов и священников перешли в обновленчество, многие стали предателями. А меньшая часть духовенства пошла на подвиг исповедничества и мученичества за веру Христову.

Не было в истории человечества такого страшного гонения, которое тогда развернулось в России. Повсюду убивали людей, убивали священников, оскверняли и взрывали храмы, закрывали монастыри, грабили святыни, оскверняли и уничтожали мощи. Всюду было предательство, доносительство, те, кто исповедовал себя христианами, каждую ночь ждали ареста. Многие были арестованы и сосланы в дальние ссылки и лагеря, погибли в тюрьмах, многие были расстреляны. Но не только эти люди, чья вина была только в их вере в Бога, стали мучениками, но и весь народ наш стал мучеником. Наш христианский народ, который носил имя «крестьяне» в честь креста и Христа («христиане-крестьяне» – только на Руси так назывался народ), множество русских крестьян тоже было уничтожено. Их не арестовывали, не судили, не заводили на них следственные дела. Их просто бросали в грузовики, в вагоны и увозили в тайгу или в казахстанскую степь и там выбрасывали в снег на верную смерть. Сколько погибло таких носителей веры православной, никто не знает. А сколько было уморено искусственно вызванным голодом? Никто не может посчитать эти невинные жертвы. Страдальцев за веру, за Имя Христово миллионы.

Поименно мы знаем, конечно, только малую часть пострадавших. Мы уже много лет трудимся над тем, чтобы восстановить память о них, собираем сведения, создаем мартиролог под названием «За Христа пострадавшие». В этом мартирологе насчитывается сейчас уже около 40000 имен, но это малая часть тех, кто пострадал за веру. В 2000 году был, как вы знаете, прославлен на Юбилейном Архиерейском Соборе Собор новых мучеников и исповедников Церкви Русской. Впервые за всю историю Русской Церкви были поименно канонизированы примерно полторы тысячи святых. Но этот Собор включает не только тех, кто известен нам по именам, но и всех тех, кто пострадал за веру Христову, хотя имена их мы не знаем. Сегодня мы совершаем их память.

Подвигом мучеников и исповедников, их страданием, смертью и кровью куплены свободные годы жизни нашей Церкви, нашего народа. Если бы не этот подвиг наших святых, можно с уверенностью сказать, что не устояло бы наше государство, не устояла бы наша Церковь. Именно их подвигом совершилась победа над атеизмом, над коммунизмом, который обещал счастье, свободу, равенство и мир всем людям, всем народам, а на самом деле принес жесточайший деспотизм, рабский труд, вражду, смерть и муку. Так всегда бывает, когда люди верят дьяволу. Дьявольские обещания оказались полностью лживыми, как и сказал нам Господь: «Дьявол … лжец и отец лжи» (Иоан.8:44). Эти обещания давались людьми, которые отреклись от Бога. И не было человеческой силы, которая могла бы противостать им, потому что все силы ада помогали им. Победить в этой борьбе можно было только благодатью Божией, которая пришла в ответ на мученический, исповеднический подвиг наших святых.

Сегодня, вспоминая этих святых, мы должны снова спросить себя: учимся ли мы у них вере, верности и любви, которые вели их на подвиг смертный? Просим ли мы их заступления, просим ли научить нас так верить, так любить, как они? Можем ли мы сказать нашим мученикам те слова, которые поем в стихире преподобному Сергию: «Мы бо чада твоя, и овцы твоих учений»?

Вы помните, как пели древние иудеи в плену вавилонском: «Аще забуду тебе, Иерусалиме, забвена буди десница моя» (Пс.136:5)? Если мы забудем этот наш духовный Иерусалим, забудем подвиг новомучеников и их победу над злом, тогда снова придет беда на нашу землю и на нашу Церковь. Здесь, в этом месте, откуда вышли великие новые мученики и повели за собой наш православный народ, в этом месте сегодня Церковь нас снова призывает верить, любить, служить Богу всем сердцем, всей душой, всей крепостью своей, всем разумением своим. Не думать о богатстве, не думать о земном, а думать о небесном, о духовном. Думать о том, чтобы жить для Христа и умереть за Него. Сегодня мы можем просить наших святых: «Помогите нам в нашей немощи, в нашем убожестве, не оставьте нас, научите быть настоящими христианами, научите нас духовной жизни, научите молиться и любить!» Дай Бог, чтобы этот зов был бы услышан, чтобы все мы стали наследниками великого сонма наших великих святых. Аминь.