Участники конференции. На экране - М. А. Кирюшина
Е. Н. Садикова
И. П. Шеховцова
1 /
Преподаватели факультета церковного пения представили доклады на конференции в Саратове

21 – 22.09.2023 в Саратовской государственной консерватории имени Л. В. Собинова состоялась Всероссийская научная конференция «Судьбы и музыка композиторов русской эмиграции». На заседаниях четырех секций выступили исследователи из Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Саратова, Самары, Астрахани, Ростова-на-Дону, а также Престона, Лондона, Глазго и Белграда.

Соучредителями конференции выступили Министерство культуры Российской Федерации и Фонд наследия Русского Зарубежья. Доклады участников форума были посвящены эмигрантскому периоду творчества русских композиторов и музыкальных исполнителей, церковно-певческой деятельности в русских диаспорах за рубежом. В конференции приняли участие преподаватели факультета церковного пения ПСТГУ.

Доклад И. П. Шеховцовой, кандидата искусствоведения, доцента кафедры истории и теории музыки ПСТГУ, «Афониана И. А. Гарднера» был обращен к деятельности одного из видных исследователей церковного пения в XX столетии, знаковой фигуре в области литургического музыковедения – И. А. Гарднеру.

Выступление Е. Н. Садиковой, кандидата искусствоведения, старшего преподавателя кафедры хорового дирижирования ПСТГУ на тему «Экзистенциальные проблемы современного церковно-певческого искусства. Положительный опыт эмиграции» посвящалось раскрытию объективных трудностей, с которыми столкнулось богослужебное пение на чужбине (что поставило его по сути на грань уничтожения), и методам преодоления этих беспрецедентных препятствий.

Содержанием доклада М. А. Кирюшиной, кандидата физико-математических наук, преподавателя кафедры церковно-певческого обихода ПСТГУ, стало рассмотрение песнопений Божественной Литургии в творчестве регента и композитора русского зарубежья Б. М. Ледковского, основу чего составили материалы сборников его духовно-музыкальных сочинений. Автором был осуществлен обзор литургических произведений   Б. М. Ледковского, сделано сопоставление с циклами Литургии И. А. Гарднера и М. С. Константинова, близкими ему по убеждениям и творческим интенциям. В итоге отмечены возможность сложения нескольких стилевых вариантов Литургии Б. М. Ледковского на материале песнопений сборников и одновременно полнота и особая цельность Литургии, в основе которой – гармонизации и обработки знаменного распева.

{PROG}