Преподавателям

Что такое инклюзивное образование?

Инклюзия (от inclusion – включение) – процесс увеличения степени участия всех граждан в социуме, и в первую очередь, имеющих трудности в физическом развитии.

Инклюзия – это процесс реального включения инвалидов в активную общественную жизнь и в одинаковой степени необходима для всех членов общества. Согласно словарю С.И. Ожегова «Инвалид – человек, который полностью или частично лишен трудоспособности вследствие какой-либо аномалии, ранения, увечья, болезни». Главный смысл процесса инклюзии можно обозначить так: «Мы рады всем!».

Инклюзивное образование (фр. inclusif – включающий в себя, лат. include – заключаю, включаю) – это такой процесс обучения и воспитания, при котором все учащиеся, вне зависимости от их физических, психических, интеллектуальных и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются вместе со своими сверстниками без инвалидности.

Курсы повышения Квалификации

Преподаватели и сотрудники могу пройти курсы повышения квалификации в сфере инклюзивного образования на базе Московского государственного психолого-педагогического университета.

Курсы состоят из двух дистанционных модулей:

1. Теоретические основы инклюзивного высшего образования студентов с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

2. Психолого-педагогические аспекты инклюзивного высшего образования студентов с инвалидностью и ОВЗ.

Удостоверения о повышении квалификации уже получили более 30 преподавателей и сотрудников ПСТГУ.

Список литературы об инклюзивном образовании для педагогических работников

Учебные пособия

  1. Инклюзивное образование студентов с инвалидностью и ОВЗ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий: учеб. Пособие для преподавателей сферы высшего профессионального образования, работающих со студентами с инвалидностью и ОВЗ / под ред. Б.Б. Айсмонтаса. – М.: МГППУ, 2015. – 196 с.

Статьи в журналах

  1. Айсмонтас Б.Б., Галиуллина С.Д. Особенности получения образовательных услуг в условиях инклюзивного обучения // Вестник УГАЭС. Наука. Образование. Экономика. 2015 . - № 3. - с.25-30.
  2. Пряжникова Е.Ю., Сергеева М.Г. Психологические особенности профессионального самосознания студентов с ограниченными возможностями здоровья на этапе освоения профессии "Психолог" // European Social Science Journal. 2015. № 1-2 (52). С. 187-196.

Публикации в сборниках научных трудов и статей

  1. Айсмонтас Б.Б. О создании межвузовской информационно-образовательной сети учреждений профессионального образования для обучения инвалидов с применением электронных, информационных и коммуникационных образовательных технологий // Психологическая помощь социально незащищенным лицам с использованием дистанционных технологий (интернет- консультирование и дистанционное обучение): Материалы V Международной научно-практической конференции, Москва, 29–31 октября 2015 г. / под ред. Б.Б. Айсмонтаса, В.Ю. Меновщикова. – М.: МГППУ, 2015. -С. 71-79
  2. Айсмонтас Б.Б. , Черепко С.В. Сравнительный анализ личностных особенностей родителей, воспитывающих детей с инвалидностью и условно здоровых// Психологическая помощь социально незащищенным лицам с использованием дистанционных технологий (интернет-консультирование и дистанционное обучение): Материалы V Международной научно-практической конференции, Москва, 29–31 октября 2015 г. / под ред. Б.Б. Айсмонтаса, В.Ю. Меновщикова. – М.: МГППУ, 2015. -С. 79-84
  3. Айсмонтас Б.Б. Опыт разработки и апробации модели учебно-методического центра дистанционного обучения студентов с инвалидностью и ОВЗ // Научно-образовательная инфорамционная среда XXI века: материалы IX Всероссийской науч. - практ. конференции (23-25 сентября 2015 года). - Петрозаводск, 2015. - С. 6-
  4. Айсмонтас Б.Б. О пропедевтическом курсе для студентов с инвалидностью и ОВЗ «Методика работы с учебным текстом» на факультете дистанционного обучения МГППУ // Журнал Международного института чтения им. А.А.Леонтьева, выпуск 12.
  5. Материалы 18-й и 19-й Международных конференций по психологии, философии и педагогике чтения, посвященных 20-летию Международного института чтения им. А.А.Леонтьева (22 апреля 2015г., Москва, 18 июня 2015 г., Санкт-Петербург) и 130-летию Российского психологического общества при Московском университете (29 сентября 2015г., Москва)
  6. Айсмонтас Б.Б.О проекте «Разработка и апробация модели учебно-методического центра, обеспечивающего получение высшего образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья с различными нозологиями» // Инклюзивное образование: результаты, опыт и перспективы: Сборник материалов III Международной научно-практической конференции, 24-26 июля 2015 г. - М., 2015. - С.15-19
  7. Пряжникова Е.Ю. Когнитивные технологии как средство обучения, развития и формирования зрелости личности студентов с ОВЗ // Психологическая помощь социально незащищенным лицам с использованием дистанционных технологий (интернет-консультирование и дистанционное обучение): Материалы V Международной научно-практической конференции, Москва, 29-31 октября 2015г. / под ред. Б.Б. Айсмонтаса, В.Ю. Меновщикова. – М.: МГППУ, 2015.

Хрестоматии

  1. Инклюзивное образование студентов с инвалидностью и ОВЗ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий: хрестоматия для преподавателей сферы высшего профессионального образования, работающих со студентами с инвалидностью и ОВЗ / под ред. Б.Б. Айсмонтаса. – М.: МГППУ, 2015. – 334 с.

Методические пособия и рекомендации

  1. Айсмонтас Б.Б., Саитгалиева Г.Г., Хуснутдинова З.А. Методические рекомендации по организации инклюзивного учебного процесса в вузе. - Уфа: Изд-во БГПУ- 37 с.
  2. Инклюзивное образование в вузе студентов с инвалидностью и ОВЗ: организация обучения, особенности обучения студентов с различными нозологиями, профориентационная работа, психолого-педагогическое сопровождение / под ред. Б.Б, Айсмонтаса: Методические рекомендации для преподавателей сферы высшего профессионального образования, работающих со студентами с инвалидностью и ОВЗ. - Москва: МГППУ, ООО "Сам полиграфист", 2015. - 286 с.
  3. Айсмонтас Б.Б., Воробьева А.Н. Методические рекомендации по организации инклюзивного образования студентов с инвалидностью и ОВЗ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий // Инклюзивное образование в вузе студентов с инвалидностью и ОВЗ: организация обучения, особенности обучения студентов с различными нозологиями, профориентационная работа, психолого-педагогическое сопровождение / под ред. Б.Б, Айсмонтаса: Методические рекомендации для преподавателей сферы высшего профессионального образования, работающих со студентами с инвалидностью и ОВЗ. - Москва: МГППУ, ООО "Сам полиграфист", 2015. – С.5-53.
  4. Айсмонтас Б.Б., Быстрова И.В. Методические рекомендации по инклюзивному образованию студентов с инвалидностью и ОВЗ с инвалидностью и ОВЗ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий // Инклюзивное образование в вузе студентов с инвалидностью и ОВЗ: организация обучения, особенности обучения студентов с различными нозологиями, профориентационная работа, психолого-педагогическое сопровождение / под ред. Б.Б, Айсмонтаса: Методические рекомендации для преподавателей сферы высшего профессионального образования, работающих со студентами с инвалидностью и ОВЗ. - Москва: МГППУ, ООО "Сам полиграфист", 2015.- С. 54-95.
  5. Одинцова М.А. Методические рекомендации по организации психолого-педагогического сопровождения студентов с инвалидностью и ОВЗ в высшем учебном заведении // Инклюзивное образование в вузе студентов с инвалидностью: организация обучения, особенности обучения студентов с различными нозологиями, профориентационная работа, психолого-педагогическое сопровождение. Москва: МГППУ, ООО "Сам полиграфист. 2015. С. 172 - 248.
  6. Пряжникова Е.Ю. Методические рекомендации по организации профориентационной работы с абитуриентами с инвалидностью и ОВЗ с применением электронного обучения, дистанционных технологий // Инклюзивное образование в вузе студентов с инвалидностью и ОВЗ: организация обучения, особенности обучения студентов с различными нозологиями, профориентационная работа, психолого-педагогическое сопровождение / под ред. Б.Б, Айсмонтаса: Методические рекомендации для преподавателей сферы высшего профессионального образования, работающих со студентами с инвалидностью и ОВЗ. - Москва: МГППУ, ООО "Сам полиграфист", 2015 - С. 96-124.
  7. Пряжникова Е.Ю. Методические рекомендации по организации профориентационной работы со студентами с инвалидностью и ОВЗ с применением электронного обучения, дистанционных технологий // Инклюзивное образование в вузе студентов с инвалидностью и ОВЗ: организация обучения, особенности обучения студентов с различными нозологиями, профориентационная работа, психолого-педагогическое сопровождение / под ред. Б.Б, Айсмонтаса: Методические рекомендации для преподавателей сферы высшего профессионального образования, работающих со студентами с инвалидностью и ОВЗ. - Москва: МГППУ, ООО "Сам полиграфист", 2015. – С.124-171.

Единый электронный каталог Российской Государственной библиотеки


Продолжая пользоваться сайтом, Вы соглашаетесь с условиями Пользовательского соглашения, подтверждаете, что уведомлены о действующей в ПСТГУ Политике конфиденциальности и Положении о персональных данных ПСТГУ, - включая факт использования на сайте «Яндекс.Метрика».