В издательстве МДА вышел новый номер научно-богословского журнала «Богословский вестник»
PDF версия

В номере семнадцать статей, которые посвящены библеистике, богословию, естественно-научной апологетике, сравнительному богословию, патрологии и восточно-христианской литературе, истории Русской Православной Церкви, греческой христианской письменности, агиографии, религиоведению, церковному искусству и археологии, и две рецензии. Богословский вестник №2 (41) 2021 можно купить на shop.mpda.ru

В этом номере:

Священник Андрей Выдрин в статье «Генеалогическое введение Книг Паралипоменон (1 Пар. 1–9): замысел Летописца» рассматривает вопрос об аутентичности, предназначении и богословии обширного генеалогического введения Книг Паралипоменон (Хроник). Анализирует композицию генеалогического раздела Хроник из принципа хиазма, посредством которого священный автор стремился донести ключевую богословскую идею: Божественный Замысел о человечестве и творении должен осуществиться через святость народа Божия. Делается вывод о том, что Летописец стремился донести до своей аудитории (иудеев позднего персидского [Ахеменидского] периода) важное сообщение: несмотря на катастрофу разрушения и Вавилонский плен, взаимоотношения Яхве со Своим народом продолжаются, и Израиль по-прежнему призван реализовать в своей жизни некогда задуманный Богом в отношении всего человечества идеал святости.

Монах Нил (Лазаренко) в третьей части своей работы «Богословско-экзегетические основания некоторых переводческих решений “Byzantinischer Text Deutsch — die Evangelien” (BTD) (на материале 1–12 глав Евангелия от Луки). Часть III» сравнивает переводческие решения BTD и другие переводы на русский и западноевропейские языки. Предлагает новый перевод ряда евангельских мест с учетом семантических нюансов исходного текста. Рассматриваются текстологические проблемы, в частности в шестом разделе предлагаются аргументы в пользу византийского чтения против чтения NANTG.

Доктор богословия Михаил Степанович Иванов в статье «Особенности духовного руководства святителя Феофана Затворника» дает историческое обоснование диалектическому противостоянию между миром и монастырем, которое разрешается в одну из благодатных форм христианской жизни. Указывает подлинные отношения, которые рождает человек, ставший на монашеский путь духовного возрождения, — целостное, органическое, духовное и благодатное единство с миром Божиим, что позволяет ему установить основанное на любви ко всему божественному творению подлинное отношение ко всем обитателям тварного мира. Отмечает, что именно на этом основополагающем принципе монашеской жизни епископ Феофан, Затворник Вышенский, предлагает строить архипастырское руководство всеми членами Церкви — не только монашеским братством, но и мирскими людьми, тем самым продолжая духовную традицию русского старчества.

Иеромонах Дамиан (Воронов) в работе «Предыстория понятия “нейроредукционизм”: скорбный путь души» указывает на то, что современная нейронаука описывает человека как биологическую машину, в которой вера, любовь, надежда, страхи, воспоминания, мечты и свобода предстают как убедительная иллюзия. Перспективные методы нейровизуализации позволяют естествоиспытателям заглянуть внутрь мозга и измерить его деятельность, соответствующую ощущениям от переживания боли, цвета и звуков. Редукционизм и нейроцентризм умаляют сферу человеческого духа, сжимая ее до выражения «я — это мой мозг». Позиция современной науки о мозге, постулирующей его ключевую роль в генерации мыслей, принятии решений и поведения человека, утверждалась постепенно, ей предшествовал длительный период оживленных споров и удивительных открытий.

Иеродиакон Ярослав (Очканов) в работе «Взаимоотношения между Русской Православной и Англиканской Церквами в первое десятилетие XX в.» освещает наиболее продуктивный период в истории взаимосвязей между Англиканской и Русской Православной Церквами. В статье анализируются результаты усилий обеих Церквей по разрешению имеющихся противоречий в ходе первого десятилетия XX в. Последующие дискуссии по поискам путей сближения были продолжены вплоть до революционных событий в России в 1917 г.

Игумен Адриан (Пашин) излагает современное состояние исследований наследия преподобного Анастасия Синаита. Отмечается незавершенность научной полемики по датам и обстоятельствам жизни, по атрибуции трудов этого отца. Для исследователей остаются открытыми вопросы авторства таких важных трудов, приписываемых преподобному Анастасию, как «Толкование на Шестоднев» и «Учение отцов о Воплощении Слова», ждут своего критического издания другие его догматическо-полемические, аскетические и гомилетические произведения.

Владимир Александрович Баранов в работе «Учение об ангелах в “Точном изложении православной веры” преподобного Иоанна Дамаскина» указывает, что преподобный Иоанн Дамаскин в «Точном изложении православной веры», в краткой главе об ангелах, дает альтернативное Дионисию Ареопагиту учение об ангелах, в котором подчеркивается равный людям онтологический статус ангелов как части тварного мира.

Алексей Дмитриевич Макаров во второй части работы «Распространение Первого собрания святого Исаака Сирина за пределами Церкви Востока. Часть II: интерполяция имен» рассматривает проблему заимствования Первого собрания сочинений известного аскетического писателя Церкви Востока Исаака, епископа Ниневийского, христианами других конфессий. Представляет результаты текстологического анализа разночтений имен авторитетных духовных писателей, цитируемых святым Исааком по доступным автору сирийским манускриптам восточно-сирийского, западно-сирийского и сиро-халкидонского происхождения, которые в изначальном виде содержали полный текст Первого собрания святого Исаака Сирина, а также по греческому переводу и нескольким арабским рукописям. В процессе исследования была установлена неизвестная доселе церковно-конфессиональная принадлежность нескольких манускриптов. Впервые удалось прояснить причины ряда текстуальных разночтений в восточно-сирийских списках, подвергшихся интерполяции со стороны сиро-ортодоксальных читателей.

Алексей Андреевич Рудченко в статье «Особенности награждения богослужебно-иерархическими отличиями служащих духовных учебных заведений Русской Православной Церкви: опыт XIX в.» рассказывает о практике награждения иерархическими отличиями священнослужителей, трудившихся в системе духовного образования в XIX в. Изучение биографий и послужных списков показало, что преподаватели учебных заведений в священном сане представляли совершенно особый разряд духовенства, награждение которого зачастую зависело не от выслуги лет, а от вклада в развитие церковной науки.

Игумен Герасим (Дьячков) в работе «Эконом Московской духовной академии иеромонах Ириней (Добролюбов)» знакомит читателя с личностью одного из замечательных тружеников Московской духовной академии середины XIX в. — иеромонаха Иринея (Добролюбова). На основании археологических сведений из некрополя Троице-Сергиевой лавры и информации, хранящейся в библиотеке Московской духовной академии, удалось пролить свет на этапы устройства в Царских чертогах императорского дворца Покровского академического храма, прояснить обстоятельства сооружения Библиотеки, перестройки и перепланировки Царских чертогов, Классного, Инспекторского и Больничного корпусов, приспособления их к требованиям нового Устава духовных академий, а также узнать о деятельности эконома, о его личных качествах и чертах характера наставника.

Варвара Викторовна Каширина в статье «Новонайденные письма святителя Игнатия (Брянчанинова) к монаху Оптиной пустыни Ювеналию (Половцову)» анализирует письма святителя Игнатия (Брянчанинова) к монаху Оптиной пустыни Ювеналию (Половцову) от 9 июля и 7 августа 1856 г., обнаруженные в рукописном архиве. В письмах приводятся сведения о переписке святителя Игнатия с епископом Калужским и Боровским Григорием (Миткевичем) относительно возможного перехода в Оптину пустынь, рассматриваются вопросы церковно-исторического характера. В конце статьи публикуются сами письма.

Татьяна Сергеевна Самарина в работе «Иоахим Вах и феноменологическая традиция в религиоведении» сопоставляет наследие Ваха с трудами классиков немецкой феноменологии религии Р. Отто, Ф. Хайлером. Указывает, что теория Иоахима Ваха близка к идее концентрической схемы Ф. Хайлера, но система Хайлера была препарирована и использована им в угоду модной тенденции социологических исследований.

Сергей Романович Загорулько в статье «Проблематика китайской секты Фалуньгун в российском религиоведении» дает аналитический обзор русскоязычной религиоведческой литературы в области исследования Фалуньгун. Отмечает, что практически во всех публикациях поднимается вопрос об экстремистской направленности Фалуньгун, однако некоторые выводы амбивалентны. Указывает, что аттрактивность учения основывается на эмоциональной привлекательности и решении практических задач: оздоровления, обретения душевного равновесия, спокойствия, обретения паранормальных способностей.

Анна Леонидовна Краснова в работе «Гравюра “Неопалимая Купина, вид монастыря святой Екатерины, Синай” — уникальный памятник коллекции музея Московской духовной академии» раскрывает уникальность и своеобразие ксилографии этой гравюры. Приводится описание памятника, его истории, изобразительных и технических особенностей изготовления, атрибуции, истории бытования, семантики образа и иконографии сюжета. Выполнен подробный иконографический анализ ксилографии с подбором круга родственных памятников. Указывается уникальность единственного в российских собраниях листа, не встречающегося в других мировых коллекциях по древности оттиска.

МДА